Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο» за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.
1. Сложение — метод образования новых слов путём сложения 2-ух (либо нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной либо в отсутствие неё. В итоге сложения всегда появляется сложное слово, другими словами слово с несколькими корнями.
Зависимо от того, как много производящие слова и базы входят в состав производного слова, выделяются последующие разновидности сложения:
Образование сложносокращённых слов именуют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова именуют аббревиатурами. В ряде пособий аббревиацию, другими словами образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный класс словообразования.
Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов при помощи разных морфем (сначала — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. К примеру:
водопровод-чикΟ ← водопроводΟ (суффиксальный метод);
разноголос-иц-а ← разноголос-ый (суффиксальный метод). См. подробнее п.2 и примечания 1-3.
2. Сложно-суффиксальный метод и сложно-приставочный метод — это смешанные методы словообразования, при которых новое слово появляется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса либо приставки.
Сложно-суффиксальным методом могут создаваться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. К примеру:
мор-е-плава-тельΟ ← мор-е, плава-ть — сложение основ мор-, плава- и суффиксация: -тель — словообразовательный суффикс;
хлеб-о-убороч-н-ый ← хлебΟ, уборк-а — сложение основ хлеб-, уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- — словообразовательный суффикс;
мимоход-ом ← мимо, ход-и-ть — сложение основ мимо-, ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и-) и суффиксация: -ом — словообразовательный суффикс.
Пример сложно-приставочного метода:
у-мир-о-твори-ть ← мирΟ, твори-ть — сложение основ мир-, твори- и приставочный метод: у- — словообразовательная приставка.
Примечание 1. Для того чтоб не ошибиться в определении метода образования сложных слов, содержащих суффиксы,
пароходный — образовано от пароход (суффиксальный метод);
быстроходный — об-разовано от слов стремительно ходить + -н- (сложение с суффиксацией);
водопровод («система сооружений, в какой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о-проводΟ ← вод-а, провод-и-ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной базе проводи-);
водопроводчик («тот, кто обслуживает, чинит водопровод»), водопровод-чикΟ ← водопроводΟ — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный метод.
Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным методом словообразовательный суффикс может быть как вещественно выраженным, так и нулевым:
гладкошёрстный — гладк-о-шёрст-н-ый ← гладк-ий, шерстьΟ; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный метод — сложение с суффиксацией);
гладкокожий — гладк-о-кож-Ø-ий ← гладк-ий, кож-а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — сложение с нулевой суффиксацией).
Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией 2-ая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. К примеру,
гладкокожий — нет слова «кожий», означает, метод образования — сложение с нулевой суффиксацией;
круглолицый — нет слова «лицый», означает, метод образования — сложение с нулевой суффиксацией.
3. Сращение (слияние), в отличие от морфологического метода сложения, появляется путём слияния воедино целого словосочетания, другими словами слияние слов в отсутствие каких-то конфигураций в их морфемном составе и в отсутствие роли соединительных гласных, в той форме, в какой они есть в начальном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова целиком совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). К примеру:
умалишённый — слово образовано в итоге слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного разум в форме родительного падежа — разума: лишённый (чего?) разума человек, разума лишённый человек;
безумный — слово образовано в итоге слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного разум в форме родительного падежа с предлогом с — с разума: сшедший (откуда?) с разума человек, с разума сшедший человек;
долгоиграющий — слово образовано в итоге слияния причастия играющий и зависимого от него наречия длительно: пластинка, играющая (сколько? как длительно?) длительно, длительно играющая пластинка.
Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень нередко путают. Нужно держать в голове, что при перестановке компонент слов-сращений образуются словосочета-ния из точно подобных же компонент, как и в слове: вышеуказанный — обозначенный выше, перспективный — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением базы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном российском языке приемлимо для имён существительных, которые образуются из прилагательных либо причастий в отсутствие каких-то конфигураций в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое.
Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.
При нулевой суффиксации, как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:
Но при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο , рассказ-а — рассказыва-ть, рассказыва-ю.
Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным либо суффиксальным методом.
Отдельно нередко это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное либо причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
К примеру, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость — гостиный (прил.) — гостиная (сущ.).
Следовательно, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме смотрится так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Упражнения к теме «Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»
Упражнение 1. Найдите производящие слова для последующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите метод словообразования.
Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, широкомысленный, широкомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, смышленый, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, университет, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, безлюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.
Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите методы словообразования этих слов. Докажите ответ.
1. В один прекрасный момент слышит российский пленник: в горах раздался вопль военный.
2. И российский в гулкой глубине уже плывёт и пенит волны.
3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были повстречать самое горячее сострадание с его стороны.
4. Вспомним с нами отступавших, воевавших год иль час, павших, в отсутствие вести пропавших, с кем мы виделись хоть раз.
5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.
6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих, которые донашивают малышей в сумке.
7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.
8. В отсутствие снотворного я уже 3-ий год не засыпаю.
9. По вечерам мы встречались в шашлычной либо пельменной у Сенной площади.
10. Княжна Марья огромную часть дня проводила в детской, заменяя, как умея, мама небольшому племяннику.
11. Плясать она выучилась на детских балах.
12. Белоснежная гвардия Юденича подошла впритирку к городу.
13. Красноватые приняли нас отлично и посодействовали добраться до Семидола. Белоснежных мы обошли.
14. Далее к реке, от ванных построек, где лечатся нездоровые, текут серные ключи.
15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и тут дотронулся до крана, вделанного в стенку, и вдруг потекла вода.
16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые.
17. Вот и знакомые, 10-ки раз исхоженные и изъезженные горы.
18. Женщины на голове кокошники золотые носили.
19. Ростов на дону взял деньги и, механично откладывая и равняя кучками старенькые и новые золотые, стал считать их.
20. Горничная произнесла, что барыни нет обители.
Упражнение 3. Посреди существительных, образованных методом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той либо другой степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это характерно начальным прилагательным и причастиям.
См. также:
Дополнительно о методах словообразования:
Источники:
Дополнительно на New-Best.com: