форум
22.08.2019
Просмотров: 140
Нью бест

Что такое агностицизм?

alex2

Агностицизм (от греч. труднодоступный занию), философское учение, согласно которому не может быть совсем решен вопрос об истинности зания, получена беспристрастная черта окружающей человека реальности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность населения земли достигать беспристрастной правды.

Позиция агностицизма делилась в истории философии представителями идеализма (в особенности личного), а в неких случаях, — и материализма. Это событие служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве 2-ой стороны основного вопроса философии.

Термин «агностицизм» введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, но выражение позиции агностицизма есть возможность найти уже в древней философии, а именно у Протагора, софистов, в древнем скепсисе. Начальные формы агностицизма появились в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости познания. Это отдельно относилось к дилемме начальных оснований всего сущего: уже на ранешних ступенях развития философии было предложено огромное количество вариантов картины мироздания, любая из которых опиралась на собственный особенный набор подобных первоначал либо на одно из их; однако ни один из вариантов не обладал достаточной логической уверительностью. Понимание этого факта и породило скепсис, а его последней формой выступил агностицизм — принципное отрицание способности проникания разума в подлинную сущность вещей.

Более поочередно в истории философии агностицизма проведён в системе Юма. Утверждая, что единственным источником зания является опыт, Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его воззрению, и невозможность установить адекватность меж данными опыта и беспристрастным миром. К примеру, понятие причинности появляется как итог неоднократного повторения следования 1-го явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи меж надлежащими явлениями. Но в реальности, считал Юм, таковой вывод есть только продукт мышления. Аналогичным образом и всё зание имеет дело только с опытом и принципно не может выйти за его пределы, а поэтому не может судить о том, каково отношение меж опытом и реальностью.

Точка зрения Юма и его предшественников явилась типичным выражением осознания того, что зание не есть обычное копирование реальности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе почти все определяется творческой активностью субъекта. Однако в том случае у Юма этот тезис получил быстрее негативное выражение, то Кант сделал принципиальный шаг в раскрытии его положительного содержания. Положив в основание собственной теоретико-познавательной концепции резкое разграничение «вещи внутри себя» (которая недосягаема занию как такая) и «вещи для нас», т. е. практически приняв позицию агностицизма, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Отсюда появилась его постановка вопроса об критериях зания, в том числе и критериях самого опыта. Один ряд этих критерий создаётся самим объектом, иной — познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте зания нужно различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных форм эмоциональности и рассудка. Эти формы, будучи характерны только субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. прямо участвуют в формировании системы познания. Позицию Канта есть возможность подвергать рассмотрению как логическое окончание полосы агностицизма. Показав, что чисто логическим путём нереально установить соответствие меж беспристрастным миром и системой познания и что природа зания не может быть раскрыта в отсутствие специального анализа познавательных способностей субъекта, Кант — и конкретно в силу характерного ему агностицизма — практически тормознул на полпути. Настаивая на существовании принципной границы меж занием и реальностью, он не сумел разъяснить, каким образом зание наращивает мощь населения земли в овладении им природой.

В неких направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы агностицизма оказываются очень жизнестойкими, отдельно в области общественного зания. Это сначала типично для разных школ позитивизма и неопозитивизма.

В текущее время одним из соответствующих выражений агностицизма является гносеологическая позиция т. н. конвенционализма, согласно которой отношение меж фактом и относящимся к нему выражением — чисто условно, так как может быть описание 1-го и такого же факта в разных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности зания. Однако в реальности меж разными языками описания обычно могут быть установлены довольно жёсткие соответствия, не говоря уже о том, что разные, описания, в том случае они соответствуют реальности, предоставляют в принципе однообразный итог при их практическом применении.

Иной соответствующей для неопозитивизма формой агностицизма является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении зания и реальности под предлогом того, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «серьезного» решения. Неубедительность этой позиции доказывается уже самой историей неопозитивизма, который, вопреки сначало провозглашенным тезисам, всё более и поболее вовлекается в обсуждение «метафизических» заморочек.

Позицию агностицизма защищает и критичный реализм. Один из основных представителей этого направления, Сантаяна, утверждает, к примеру, что зание носит принципно символический нрав и что самое огромное, на что есть возможность возлагать, — это окружить объект подходящей символикой, а потом, может быть, средством успешного проникания воображения (которое само по себе недостоверно), понять суть объекта. Согласно Сантаяне, убеждение в истинности зания коренится в конечном счёте в характерной человеку животной вере. Эта, как и все другие разнообразные современные формы агностицизма, основывается на преувеличении отдельных сторон процесса зания, на игнорировании органической связи мышления и предметно-практической деятельности.

Развивая поставленную германским традиционным идеализмом делему активной природы зания, диалектический материализм подверг поочередной критике кантовский агностицизм. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность, «посюсторонность» мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого нужно разглядеть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный публичный субъект. Тем обоснование истинности зания, подтверждение соответствия меж занием и реальностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. В том случае общественно-историческая практика позволяет человеку всё более наращивать свою власть над природой, улучшать общественые дела, развивать способы и средства мыслительной деятельности, то это означает, что зание всё более правильно отражает реальность. К примеру, расшифровка генетического кода обосновывается не только лишь и даже не столько чисто теоретическими соображениями, однако сначала тем фактом, что она открывает путь к реальному управлению конфигурацией природы живых организмов.

Источник материала Интернет-сайт

  • slovari.yandex.ru — статья «Что такое агностицизм».
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас