форум
22.08.2019
Просмотров: 168
Другое

Что такое антимонопольное регулирование?

alex2

Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтоб обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить лишней монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование предполагает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии компаний.

Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для компании монополиста. Для большинства монополий характерны закономерности к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка свойственна неэффективность в рассредотачивании ресурсов. Воздействие монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на общество и чревато соц конфликтами. В силу всего перечисленного в продвинутых странах существует антимонопольное регулирование экономики.

В странах Запада правительство интенсивно регулирует хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить лишнего воздействия монополий и олигополии в экономике, также понизить негативное воздействие на общество. Основой подобного регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Антимонопольное законодательство — это непростая и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры ориентированы на регулирование действий компаний и корпо-раций на рынке продуктов и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из их, которые признаются нерадивыми, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, также просто вредными для общества.

Антимонопольное законодательство может пониматься в узеньком и широком смысле слова. В первом случае оно ориентировано против незапятнанных монополий и больших олигополии, владеющих лишней монопольной властью, также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих установленные нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство ориентировано против всех форм скопления монопольной власти (в том числе и маленькими фирмами), каких угодно форм монопольного поведения.

1-ые антимонопольные законы

1-ые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) — известный закон Шермана, получивший широкую распространенность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры либо объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо ветвь хозяйства, признавались нелегальными. Создание монополий тянуло штраф до 5 тыс. $ (потом он был повышен до 50 тыс. $) и тюремное заключение сроком до 1-го года. Таковой же закон был принят в Австрии и Новейшей Зеландии. Закон Шермана потом дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) воспретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку либо поглощение компаний, в том случае это имело возможность убить конкурентнсть, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Воспрещались горизонтальные слияния (объединения компаний одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, созданная для борьбы с «нечестными» способами конкурентноспособной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1935 г.; Дания — 1937 г.) были пробы законодательного контроля картельных соглашений. Тут картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», однако законы были ориентированы на то, чтоб не допустить злоупотребление этой формой монополии.

Акт Келлера — Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние методом приобретения активов. Воспрещались не только лишь горизонтальные слияния, да и вертикальные (объединение компаний — поочередных участниц 1-го производственного процесса).

Следовательно, все эти законы были ориентированы на обеспечение свободного рынка, честной конкуренции, устанавливали контроль за различного рода соглашениями. Но немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, к примеру, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень нередко суды были на стороне монополий. Еще российский экономист И. Янжул направил внимание в собственной книжке о синдикатах на благоденствие объединений, которые по закону Шермана признаны нелегальными уже через три года после принятия данного закона.

Современное антимонопольное регулирование

Современное антимонопольное регулирование со стороны муниципальных органов есть возможность свести к трем группам мер:

1-ая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:

  • запрета монополии в какой-нибудь отрасли хозяйства;
  • роспуска имеющихся монополистических объединений;
  • расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.
  • 2-ая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на

  • преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
  • преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию продуктов методом использования рекламы;
  • воспрещение внеэкономического воздействия на контрагентов методом сговора с целью оказания совместного воздействия на изменение рыночной ситуации.
  • 3-я группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

  • внедрение различных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
  • поощрение выпуска товаров-заменителей. Обилие продуктов личного и производительного употребления понижает интерес покупателей на продукты монопольного производства;
  • расширение рынка за счет установления интернациональных экономических связей и роста импорта; распространение научных и технологических познаний.
  • Американское законодательство ориентировано на обеспечение равных стартовых способностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию. Что касается антимонопольной политики страны РФ, то тут ситуация смотрится последующим образом. Для Рф характерен высочайший уровень монополизации (гос, ведомственной и отраслевой). Это проявляется также в монопольном поведении основной массы компаний, отдельно после либерализации цен в январе 1992 г. Выражением подобного поведения является рвение к взвинчиванию цен при понижении объемов производства и свойства продукции, нежелание осуществ-лять структурную перестройку, переход на освоение новейшей техники и новейшей технологии и т.д.

    Современное благоденствие различного рода монополий, появление межнациональных компаний свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и разъясняется это тем, что сама конкурентность — принципиальный элемент рыночного механизма — порождает их, ибо каждый соперник на рынке грезит стать монополистом.

    Источник и Полезные ссылки:

  • Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. М.: Юристъ, 2001. 505 с.;
  • Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Под общей редакцией Г.Н. Власова и А.М. Желтова. Нижний Новгород, 1998;
  • finam.ru — словарь.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Что такое олигополия?
  • Что такое монопсония?
  • Что такое олигопсония?
  • Что такое конкурентность?
  • Что такое совершенная конкурентность?
  • Что такое несовершенная конкурентность?
  • Что такое монополистическая конкурентность?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас