форум
22.08.2019
Просмотров: 160
Нью бест

Что такое ассимиляция в лингвистике?

alex2

Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают: ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки. Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие. Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук — [лук] и лючок — [л’ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш’], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш’] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук. К примеру, щека — [ш’ика], чаща — [чаш’а], ванна — [вана], касса — [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д’], [з], [з’] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т’], [с], [с’] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’], [г] — [к], [г’] — [к’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

    г) Звуки [й], [л], [л’], [м], |м’], [н], [н’], [р], [р’] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими. Это звуки [ч], [ц], [х], [х’].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н’], тоже смягчается, и мы получаем звук [з’]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз’н’]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка — ло[т]ка, притча — ска[с]ка, воз — во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются. Напри-мер, косьба — ко[з’]ба, просьба — про[з’]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме


    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность — [пол’за], лось — [лос’] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья — лис[т’йа], бе-лье — бе[л’йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л’эс], мёд — [м’от], лил — [л’ил], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик — [в’ин’т’ик], слива — [с’л’ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, предоставляют — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м’эх], нёс — [н’ос], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш’] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш’] — всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1.

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста. См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле — зем-л
    з[з’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[и] — гласный, безударный
    м[м] — согласный, жесткий, гулкий
    л[л’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ———-
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют — чер-н -ют
    ч[ч] — согласный, мягенький, глухой
    е[и] — гласный, безударный
    р[р] — согласный, жесткий, гулкий
    н[н’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ю[й] — согласный, мягенький, гулкий
    [у] — гласный, безударный
    т[т] — согласный, жесткий, глухой.
    ————
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас