форум
22.08.2019
Просмотров: 122
Нью бест

Что такое Биробиджан?

alex2

Биробиджан — город в Рф, административный центр Еврейской автономной области.

Станция на Транссибирской жд магистрали, в 75 км от границы с Китаем.

Биробиджан стоит на берегах Биры. Биджан же протекает параллельно Бире к западу от города (порядка 100 км) и впадает в Амур, как и Бира.

Площадь Биробиджана — около 36 тыс. км2, размещен меж 47° 40′-49° 20′ северной широты и 130° 30′-135° восточной долготы; западная, южная и юго-восточная черта Биробиджана проходит по реке Амур, являясь границей меж Россией и Китаем.

Биробиджан получил свое заглавие из эвенкийского языка. Так называли место меж реками Бира (эвенкийское «бира» — «река») и Биджан (эвенкийское «биджен» — «постоянное стойбище»).

День города
Год основания города Биробиджан: 1915. День города отмечается 2 марта:

  • в 2011 году это 1-ая среда месяца (96 лет);
  • в 2012 — 1-ая пятница месяца (97 лет);
  • в 2013 — 1-ая суббота месяца (98 лет);
  • в 2014 — 1-ое воскресенье месяца (99 лет);
  • в 2015 — 1-ый пн месяца (100 лет);
  • в 2016 — 1-ая среда месяца (101 год);
  • в 2017 — 1-ый четверг месяца (102 года);
  • в 2018 — 1-ая пятница месяца (103 года);
  • в 2019 — 1-ая суббота месяца (104 года);
  • в 2020 — 1-ый пн месяца (105 лет).
  • Население

    В 1937 году в области проживало 76 500 человек, из их евреев около 18-ти тыщ (23,8%). По переписи 1939 года, в области проживало 108 400 человек, из их евреев 17 695 (18,45%). По переписи 1959 года, еврейское население достигало 14 269 человек (8,8% всего населения), из которых 83,9% проживало в городах и поселениях городского класса и 16,1% — в сельских местностях. 5597 евреев — обитателей области окрестили идиш родным языком.

    Надлежащие числа переписи 1970 года свидетельствуют о значимых демографических конфигурациях: общая численность еврейского населения — 11 452 человек (6,6% всего населения); в городах проживало 89,7%, а в сельских местностях 10,3%; наименее 2-ух тыщ евреев окрестили идиш родным языком.

    В 1977 году население Еврейской автономной области составляло 195 000 человек, в том числе в городе Биробиджане — 67 тыс. человек.

    Еврейское население области составило в 1989 году, согласно переписи, 8887 человек (4,15%), в городе Биробиджан проживало 8038 евреев (9,7% всего населения города). Но после начала алии (1990 год) число евреев существенно уменьшилось. Исключительно в 1990 году из области выехало около 1,5 тыс. человек. Вне центра области, города Биробиджан, евреев практически не осталось. Даже село Валдхейм, где размещена центральная усадьба обеспеченного колхоза «Заветы Ильича», который долгие и длительные годы возглавлял Герой Советского Союза В.И. Пеллер (1913-78 годы), в конце 1980-х годов пришло в упадок, еврейская молодежь его покинула.

    В связи с массовым отъездом в Израиль, США, Канаду, Германию и другие страны в конце 1990-х — начале 2000-х годов еврейское население Биробиджана резко сократилось. Согласно всероссийской переписи населения 2002 года, в Еврейской автономной области проживали 2329 евреев, в подавляющем большинстве в городе Биробиджане.

    По состоянию на 1 октября 2009 года население города 75 501 чел.

    История города

    Появился как посёлок при станции Тихонькая (открыта в 1915 году), который в 1928 году преобразован в рабочий посёлок Тихонькая-Станция.

    В мае 1928 года принято постановление Президиума ЦИК СССР о закреплении за КомЗЕТом (комитет по землеустройству еврейских трудящихся) для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в Приамурской полосе Дальневосточного края. Решение советского правительства выбрать станцию Тихонькую для еврейского заселения определялось обилием причин, главным было намерение укрепить границы советского Далекого Востока ввиду близости Стране восходящего солнца и вероятного вторжения китайцев.

    Заселение данного региона стало отдельно принципиальным для СССР после советско-китайского конфликта 1929 года и оккупации японцами в 1931 году Маньчжурии. В конце 1920-х и начале 1930-х годов правительство СССР пробовало сделать лучше дела с Западом, и Биробиджанский проект имел возможность воздействовать на еврейское и проеврейское публичное мировоззрение в Европе и Америке. Включение евреев в проект заселения Далекого Востока имело также целью получение денежной помощи от богатых евреев живших за рубежом. Не считая того, такое заселение позволяло разрешить часть экономических проблем, стоящих перед евреями СССР.

    Некие члены Евсекции считали Биробиджанский проект подменой сионизма. Летом 1927 года в Биробиджан была выслана делегация для исследования способности основания сельскохозяйственных поселений. На базе советов этой делегации было принято решение президиума ВЦИКа от 28 марта 1928 года — поручить КомЗЕТу надзор над поселениями в Биробиджане.

    Поселения евреев, создаваемые в маленьких населенных пт, соединяли Транссибирскую магистраль с равниной реки Амура. В апреле 1928 года начинают прибывать 1-ые переселенцы. Но, в связи с томными бытовыми критериями и из-за томного климата этот процесс протекал неравномерно. В 1-ые годы прибыло сравнимо огромное число евреев-поселенцев, но больше половины поселенцев, прибывших в 1928-33 годах, покинули область. Всего за 1-ые 6 лет колонизации прибыло 19 635 евреев, а уехало 11 450, другими словами осталось только 8185 человек.

    Постановлением Президиума ВЦИК от 10 октября 1931 года селение Тихонькая было отнесено к категории рабочих поселков и ему присвоено наименование Биробиджан.

    Биробиджанский проект вызвал полемику посреди приверженцев еврейской колонизации в СССР и посреди деятелей Евсекции. В числе критиков проекта были Юрий Ларин и Абрам Брагин — активные сторонники поселения евреев на землю. Ларин утверждал, что более подходящими для еврейской колонизации являются другие районы СССР, отдельно Крым.

    Биробиджанский проект отыскал жаркого приверженца в лице М. Калинина, председателя ВЦИКа. В 1926 году в речи на съезде ОЗЕТа (Общества землеустройства евреев-трудящихся), еще до появления Биробиджанского проекта, он заявил: «Перед еврейским народом стоит большая задачка — сохранить свою национальность, а для этого необходимо перевоплотить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское земледельческое малогабаритное население, измеряемое, по последней мере, сотками тыщ. Только при подобных критериях еврейская масса может возлагать на предстоящее существование собственной национальности».

    На приеме, данном представителям рабочих Москвы и еврейской прессы в мае 1934 года, М. Калинин произнес, что создание еврейского территориального центра в Биробиджане является единственным методом нормализации государственного статуса евреев Советского Союза, и что в направление 1-го десятилетия Биробиджан станет более принципиальным и, может быть, единственным оплотом государственной еврейской социалистической цивилизации, и что преобразование области в республику является вопросом времени. Поездка в Биробиджан Лазаря Кагановича, члена политбюро коммунистической партии, воодушевила еврейское управление области.

    Биробиджанский проект вызвал большой энтузиазм у евреев всех государств и, в особенности, у тех, кто ратовал за еврейский территориализм. В большой степени содействовало этому то, что поселение евреев в Биробиджане совпало с усилением антиеврейских репрессий в нацистской Германии. Зарубежные еврейские организации, которые участвовали в колонизационных проектах Советского Союза, к примеру Агро-Джойнт и Еврейское колонизационное общество (ЕКО), заняли нейтральную позицию. ОРТ оказал некое содействие в развитии индустрии. Только те забугорные еврейские организации, члены которых были в основном коммунистами, неоспоримо поддерживали этот план.

    В 1929 году Американское общество еврейской колонизации в СССР (ИКОР), тесновато сотрудничавшее с ОЗЕТом, отправило делегацию, состоявшую из профессионалов по сельскому хозяйству и поселениям, для обследования способностей предстоящей колонизации Биробиджана. Еврейским поселенцам оказывал помощь Амбижан (Американский комитет по поселению зарубежных евреев в Биробиджане). Посреди 1930-х годов и после 2-ой мировой войны Биробиджану помогали также некие еврейские организации Канады, Западной Европы и Южной Америки. Эти организации собирали пожертвования для Биробиджана и пропагандировали идею его заселения евреями.

    Сначала 1930-х годов около 1,4 тыс. еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из-за рубежа: США, Аргентина, Европа, Эрец-Исраэль и другие страны и регионы мира.

    В 1930-е годы начинают создаваться маленькие предприятия деревообрабатывающей, легкой, металлообрабатывающей индустрии, нацеленных на кустарей — переселенцев. В числе их были мебельные артели «Биробиджан» и «Мехмебельщик», обозостроительная — кузнечная артель «Колесо революции», деревообрабатывающая фабрика «Деталь», раскрылись 1-ые два цеха швейной фабрики. Началось строительство обозного завода, фанерной, трикотажной, обувной, пимокатной фабрик.

    С началом еврейской колонизации, отдельно посреди 1930-х годов, почти все было изготовлено, чтоб придать Биробиджану еврейский вид. Были основаны еврейские колхозы и еврейские сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в области. В 1930 году И. Левин, работник партийного аппарата Белоруссии и секретариата ОЗЕТа, был назначен первым секретарем Биробиджанского райкома партии. После учреждения Еврейской автономной области в 1934 году еврей М. Хавкин стал первым секретарем обкома партии, а И. Либерберг, директор Института еврейской пролетарской цивилизации при Украинской АН, — председателем облисполкома. Немного решений было принято об употреблении идиш как официального языка области, вровень с русским. Были основаны школы, в каких языком преподавания был идиш, и изготовлены пробы преподавать идиш в нееврейских школах. Вывески на улицах, надписи на жд станциях, даже почтовый штемпель были на российском языке и на идиш. Начали издаваться газеты и журнальчики на идиш. В областном центре началось издание газет «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер штерн», вещание Биробиджанского радио, раскрывается муниципальный еврейский театр, музей, пущено автобусное движение. Биробиджан становится областным административно-хозяйственным и культурным центром.

    В 1934 году был основан Еврейский муниципальный театр. В городе Биробиджан была открыта областная библиотека имени Шалом Алейхема с огромным числом изданий на идиш и книжек по еврейской теме.

    В 1934 году с образованием Еврейской автономной области Биробиджан становится ее административным центром.

    Рабочий поселок Биробиджан получил статус города на основании постановления Президиума ВЦИК от 2 марта 1937 года № 17 «О преобразовании рабочего поселка Биробиджан в город».

    Репрессии 1936-38 годов нанесли тяжкий удар Еврейской автономной области. Руководящие деятели области (Либерберг и другие) были обвинены в национализме и троцкизме и расстреляны. Более всего пострадали иммигранты из других государств. Публикации 1990-х годов кинули гласности некие сведения о размахе сталинских репрессий в Еврейской автономной области. Из 311 делегатов первого областного съезда Советов (1934 год) 116 были расстреляны по приговору «троек» и 175 высланы в лагеря. Из 12-ти членов президиума 2-го областного съезда (1936 год) расстреляны одиннадцать. Настолько значимый размах репрессий был вызван некими местными особенностями: И. Сталин рассматривал зарубежных евреев, поселившихся в Биробиджане, как шпионов. С огромным подозрением он относился к японским планам сотворения в Маньчжурии еврейской автономии.

    В 1939-40 годах, после аннексии Прибалтики, Буковины и восточных районов Польши, был разработан план перемещения евреев с захваченных территорий в Биробиджан. Но начавшаяся в 1941 году война с Германией помешала осуществлению этого плана. В годы войны, когда в Европе евреи подверглись массовому истреблению, а в СССР усилился антисемитизм, энтузиазм к Биробиджану посреди советских евреев существенно возрос.

    В Величавую Русскую войну на фронт призвали и ушли добровольцами 11 тыс. биробиджанцев, из их 7 тыс. домой не возвратились.

    Величавая российская война перестроила жизнь города на военный лад. В самые недлинные сроки предприятия города начали выпуск продукции для фронта: боеприпасов, автоприцепов, парашютов, военного обмундирования, военно-санитарного имущества, лыж и т.д.

    В 1946-48 годах обострение еврейского государственного самосознания, трудности, с которыми столкнулись евреи, вернувшиеся из армии и эвакуации на места собственного прежнего проживания, также провал плана поселения евреев в Крыму привели к повышению числа поселенцев в Биробиджане. Статьи в «Эйникайт», органе Еврейского антифашистского комитета, пропагандировали идею массового переселения евреев в Биробиджан.

    Недолго продолжавшееся переселение в Биробиджан после войны прирастило местное еврейское население к концу 1948 года до 30 тыс. человек (большая цифра за всю историю существования области). В послевоенные годы возросло число евреев в местной администрации и усилилась еврейская культурная деятельность. Посреди местных еврейских писателей выделялись собственной литературной активностью Б. Миллер, И. Эмиот, Х. Малтинский. Опять была разрешена помощь со стороны забугорных евреев. Но процесс нового роста Биробиджана как еврейского центра к концу 1948 года был приостановлен. Правительство СССР начало проводить политику угнетения еврейской культурной и публичной деятельности по всему Советскому Союзу. В том случае репрессии конца 1930-х годов касались в Биробиджане евреев, занимавших официальные посты, и иммигрантов из других государств, то репрессии 1948 года и следующих лет имели целью убить в области всякого рода еврейскую активность. В 1949 года в городе Биробиджане были арестованы все евреи, собравшиеся в синагоге на празднование Рош ха-Шана; раввин был приговорен к расстрелу. Большая часть местных еврейских писателей было арестовано, еврейский театр закрыт, в школах прекращено преподавание на идиш, из библиотеки имени Шалом Алейхема изъято огромное количество книжек на идиш. Еврейское переселение в Биробиджан закончилось, и еврейское население области очень сократилось. После погибели И. Сталина в Биробиджане не вышло значимых перемен в еврейской жизни.

    В 1958 году советское правительство и коммунистическая партия устами собственного тогдашнего управляющего Н. Хрущева признали полный провал опыта в Биробиджане: в интервью, размещенном 9 апреля 1958 году во французской газете «Ле фигаро», Н. Хрущев заявил, что нелюбовь евреев к коллективному труду и к групповой дисциплине привели к беде пробы сотворения еврейского поселения в Биробиджане.

    В 1960-70-х годах единственным сельскохозяйственным поселением со сравнимо большим еврейским популяцией оставался Валдхейм в округах города Биробиджан, однако он заходил в состав огромного колхоза «Заветы Ильича» и его еврейское население повсевременно уменьшалось. Такие посты как секретарь обкома либо райкома (область делится на 5 районов) обычно не занимали евреи, хотя в 1970 году первым секретарем обкома был назначен Лев Шапиро. Из 5 депутатов от Биробиджана в Совет национальностей Верховного Совета СССР евреи составляли меньшинство. Последний след еврейской цивилизации в 1970-е годах — газета на идиш «Дер биробиджанер штерн», практически не касавшаяся еврейской темы. Осталось также немного табличек с наименованиями улиц на идиш, в том числе улица Шалом Алейхема — основная магистраль города Биробиджан. Вся официальная и общественная деятельность происходила лишь на российском языке. В 1970-е годах Еврейская автономная область являлась только историческим анахронизмом в административной номенклатуре СССР.

    Посреди 1950-х годов возобновилась служба в древесной синагоге Биробиджана (улица Чапаева, 9), однако уже в 1960-е годы миньян снова имел возможность собираться лишь на квартирах. С начала 1970 года богослужение в синагоге возобновилось. Посреди 1980-х годов погибли последние евреи, собиравшиеся в синагоге, и в 1987 году здание было передано группе геров. В 1990-е годы о былой еврейской религиозной жизни в области напоминали только немного надгробий с еврейскими надписями на одном из 2-ух городских общих кладбищ.

    В 1984 году власти торжественно отметили 50-летие области; к юбилею были введены некие элементы еврейской атрибутики. Был выпущен букварь языка идиш (Хабаровск, 1982 год), в местном педагогическом училище начали преподавать идиш, на юбилейных торжествах продавались майки с надписями на идиш и т. д. В городе Биробиджане было выстроено новое здание, где предполагалось расположить труппу Еврейского камерного музыкального театра. Но после торжеств еврейские вывески были убраны; в 3-х школах, где в исходных классах проводились факультативные уроки идиш, они были отменены; в местном педагогическом училище занятия на идиш закончились. Представительские еврейские функции исполняли только газета «Биробиджанер штерн» (ее редактором в 1984-89 годах был Л. Школьник, родился в 1944 году; с 1992 года живет в Израиле), в какой время от времени публиковались литературные произведения, материалы по еврейской истории и культуре, и еврейский отдел областной библиотеки имени Шалом Алейхема (к 1993 году его фонд составлял четыре тыщи книжек, до войны было 30 семь тыщ).

    Перестройка конца 1980-х годов не сходу занесла конфигурации в жизнь евреев Биробиджана. В 1990 году открылась еврейская воскресная школа (директор Д. Урина); в 1992 году — муниципальная исходная четырехлетняя школа, где около 60 учеников изучали идиш и еврейскую традицию; в 1993 году в школе открылся 5-ый класс. В 1990 году было основано 1-ое высшее учебное заведение в области — педагогический институт с отделением, которое дает выпускникам специальность: педагог идиш и британского языка. В педагогическом училище стали готовить учителей младших классов — педагогов идиш и воспитателей еврейских детских садов. Институт усовершенствования учителей Еврейской автономной области выпустил немного номеров бюллетеня «Родной язык». Областное телевидение и радио проводят передачи на идиш. В 1992-93 годах работал детский танцевальный ансамбль «Мазлтов»; его гастроли по городам Рф финансировали городская администрация и посольство Израиля в Москве.

    В 1990-92 годах шла активная дискуссия о статусе Биробиджана. Многие, в том числе представители амурского казачества и некие активисты сионистского направления, высказывались против сохранения еврейской автономии, по существу издавна уже фиктивной. Но в октябре 1991 году областной совет большинством в 57 депутатов (из 97) высказался за преобразование области в автономную республику. Все же в Москве это решение не было утверждено, и статус Еврейской автономной области остался прежним (все другие автономные области получили статус республик в составе Русской Федерации). 31 марта 2005 года депутаты законодательного собрания Еврейской автономной области сделали рабочую группу для конфигурации статуса региона; они желают достигнуть статуса республики, потому что по конституции 1993 года область является самостоятельным субъектом Русской Федерации.

    Администрация пробовала расширить связи с Израилем, рассчитывая на разностороннюю помощь в критериях томного экономического кризиса. Для этих целей была сотворена финансово-промышленная компания «Соломон». В августе 1991 года Израиль с официальным визитом посетил председатель областного совета Б. Л. Корсунский. Но израильские и другие западные предприниматели не спешат вкладывать средства в нестабильный регион.

    В 1997 году в Биробиджане была образована еврейская религиозная община «Фрейд» (основоположник Л. Тойтман, 1925-2007), в какой насчитывается более полутора тыщ человек. Главный раввин Биробиджана и Еврейской автономной области — Мордехай Шайнер. В Биробиджане работают воскресная школа, дамские и молодежные клубы. Общество «Фрейд» выпускает газету «Община». В Биробиджане открыт еврейский народный институт, сотворен клуб бывших молодых узников гетто. В Биробиджане сделаны детские танцевальные и песенные ансамбли. «Фрейд» с 1999 года раз в год проводит общинный фестиваль еврейской книжки.

    При денежной помощи Джойнта действуют организация благотворительной помощи Хесед, благотворительная столовая, клуб для пенсионеров «Теплый дом». Общине было возвращено здание синагоги на улице Чапаева.

    Первоисточники:

  • eao.develop.tomstudio.ru — из истории г. Биробиджана (1937-1940 годы);
  • eleven.co.il — электрическая еврейская энциклопедия: г. Биробиджан;
  • base.ijc.ru — еврейский интернет-клуб: история г. Биробиджана;
  • calend.ru — проект «Календарь событий»: Биробиджан;
  • ru.wikipedia.org — Википедия: Биробиджан;
  • eao.ru — Биробиджану — 70: странички истории;
  • ru-regions.ru — регионы Рф: история г. Биробиджана.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какова история появления города Братска?
  • Какова история появления города Воркуты?
  • Какова история появления города Дивногорска?
  • Какова история появления города Миасс?
  • Какова история появления города Москвы?
  • Какова история появления города Новосибирска?
  • Какова история появления города Нурлат?
  • Какова история появления города Омска?
  • Какова история появления города Ухта?
  • Какова история появления города Электросталь?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас