Словосочетание — это сочетание 2-ух (либо более) самостоятельных слов, связанных меж собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книжку, теплый день.
Словосочетания именуют предметы, действия, признаки и т.д., однако более точно, более непосредственно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, стремительно — очень стремительно.
Словосочетание состоит из головного и зависимого слова.
Не являются словосочетаниями последующие сочетания слов:
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от головного слова к зависимому:
— — —
тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, мыслить (о чём?) об экзамене.
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается при помощи окончания либо окончания и предлога:
— —
рабочее (какое?) место, поведать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. Зависимо от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
1. Именными словосочетаниями именуются такие, в каких главное слово выражено:
2. Глагольными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено
3. Наречными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено
Б. По нраву смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубочайшая река, весёлое настроение, лесные цветочки.
2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно перебегает: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книжки.
3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: отлично выспаться, говорить тихо, высоко подскочить.
В. По количеству компонент выделяются две группы словосочетаний :
1. Обыкновенные словосочетания состоят из 2-ух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, подвергать рассмотрению фото.
2. Сложные словосочетания состоят из трёх и поболее знаменательных слов и образуются в итоге распространения слова целым словосочетанием либо распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение всераспространено словосочетанием домашнее задание), новый каждомесячный журнальчик (словосочетание каждомесячный журнальчик всераспространено словом новый); читать книжку — читать увлекательную книжку — читать очень увлекательную книжку — длительно читать очень увлекательную книжку.
Г. По степени спаянности компонент:
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
1. Количественно-именные словосочетания.
В их главное слово обозначает количество (число, объём, размер), однако не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, огромное количество книжек.
2. Словосочетания со значением избирательности.
В их главное слово — местоимение либо числительное, зависимое — существительное либо местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, любой из присутствующих, некие из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с метафорическим значением.
Главное слово употреблено в переносном значении и именует то, на что походит предмет, зависимое слово — прямое заглавие предмета: серп месяца, шапка кудряшек, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
4. Словосочетания со значением неопределённости.
Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то противное, кто-то незнакомый, некто сидячий.
5. Словосочетания со значением совместности.
Такие словосочетания именуют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное либо местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с товарищем. Словосочетания, построенные по таковой модели, являются цельными исключительно в роли подлежащего и исключительно в том случае, в том случае сказуемое стоит во множественном числе: мать с дочкой готовили обед; Николай с Денисом прогуливались в лес. В том случае подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с отпрыском пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с отпрыском — дополнение).
6. Контекстуально-цельные словосочетания.
Цельность их появляется исключительно в контексте предложения либо сложного словосочетания: умный человек сможет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высочайшего роста.
7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки либо другие вспомогательные составляющие: Он начал говорить о приключениях в тропических зарослях Амазонки; Мы желаем вам посодействовать; Она смотрелась усталой.
План синтаксического разбора словосочетания:
См. Эталоны синтаксического разбора словосочетания.
Упражнения к теме «Словосочетание»
Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.
Брать шапку, шёлковое платьице, очень весёлый, схожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень звучно, повстречаться с друзьями, что-то забавное, стучать молотком, застрелить волка, 5-ый экземпляр, выстроить мост, уехать третьего июня, махнуть рукою, идти лесом, работать всю ночь, выйти из обители, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на травке, гулять около леса, путешествовать в направление 2-ух лет, выйти освежиться, внимательно всматриваться, двери гостиницы, лошадка сероватого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для охранника, ночь перед боем, книжка в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание обучаться, красноватый от волнения, дружественно рачительный, принципиальный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.
Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к основным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.
Изловить, ёж; слушаться, мама; страшиться, зверек; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; ворачиваться, лес; вытащить, кармашек; выстрелить, цель; отступить, стол;
прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; смотреть, неприятель; пропархать, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружественно; прирастить, в три раза; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубочайший, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; 3-ий, бригада; приближающийся, летнее время; строящийся, фабрика; повсевременно, весёлый; гордый, победа; схожий, мама; разомлевший, зной; по-праздничному, наряженный; что-то, странноватый; четыре, ведро.
Источники: