Церковь Вознесения в Коломенском — один из первых каменных шатровых храмов в Рф. Построена в Коломенском в 1529-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — величавый князь Столичный Василий III. Может быть, храм был построен в честь рождения отпрыска величавого князя, грядущего царя Ивана Сурового.
«Летописец кратко Российской земли» (XVI век) под 1532 годом говорит: «Князь величавый Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». До того, как исследования В.В. Кавельмахера в 1990-е годы представили более раннюю дату церкви Троицы в Александровской слободе (1510-е годы), церковь Вознесения в Коломенском числилась первым каменным шатровым храмом на Руси.
Однако более поздняя дата сотворения церкви Вознесения по сопоставлению с Троицкой церковью ни при каких обстоятельствах не преуменьшает значение коломенского монумента для российской архитектуры. В этом храме вместе с шатром были использованы пристенные пилоны, что позволило выстроить большущее здание неслыханных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с невиданным размахом и большими вещественными затратами. В истории российского зодчества храм остался произведением, исходя из убеждений его формального совершенства единственным и неподражаемым.
Церковь Вознесения выполнена в виде центрического храма-башни, ее высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее место храма сравнимо невелико — чуток более 100 квадратных метров. Вокруг храма размещена двухъярусная галерея-гульбище с 3-мя высочайшими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе ранешнего Возрождения. Меж ренессансными пилястрами изготовлены остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмигранник, внизу оформленный рядами огромных килевидных арок в классическом столичном стиле, а выше увенчанный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с верно выделенными ребрами.
Храм выстроен из кирпича с бесчисленными белокаменными элементами декора. В церкви Вознесения в Коломенском, как показал С.С. Подъяпольский, имели место бессчетные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями просветов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении имеющих место в коломенском храме готических частей (общей столпообразности и многих частей декора, сначала самих вимпергов) исследователь считал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, потому что поймал в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.
На галерее размещается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стенке церкви и повернутый спиной к алтарю. Здание заходит в комплекс музея-заповедника «Коломенское». Церковь Вознесения — Глобальное наследство ЮНЕСКО (с 1994 года). В конце 2007 года была окончена реставрация и подклетный ярус храма был открыт для посещений.
Это волшебство поражало не только лишь сограждан, да и европейцев. Побывав в Рф, французский композитор Гектор Берлиоз написал в собственных воспоминаниях: «Ничто в жизни так не поразило меня, как монумент древнерусского зодчества в селе Коломенском. Почти все я видел в собственной жизни, почти все поражало меня и вызывало восхищение, однако время, древнее время Рф, оставившее собственный монумент в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел и Страсбургский собор, строившийся много веков, и Миланский, однако, не считая огромного количества налепленных украшений, ничего в их не нашёл. А здесь передо мной стала краса целого и всё во мне дрогнуло… Это некий новый вид архитектуры, и в нём была гармония красы и загадочная тишь. Я видел рвение ввысь и длительно стоял ошеломлённый…»
Первоисточники:
Глядеть также: