Духоход Барановского — локомотив, приводимый в движение двигателем, рабочим телом которого является сжатый воздух. Возведен С.И. Барановским на Александровском заводе (с 1922 г. — Пролетарский завод) в Санкт-Петербурге в 1861 году. Машина называлась конструктором «духоход» либо «духовой самокат».
Сначала XIX века внедрение сжатого воздуха в качестве привода разных систем было очень обширно всераспространено и стало исчезать только с продвижением в общее внедрение электричества. Ранее пневмопривод находил воплощение в разных устройствах — от пневмозвонков в дверцах, пневмопочты, пневматического орудия и до предложенной в 1827 году пневматической стальной дороги.
Локомотив представлял собой двухколесную платформу, несущую рабочие цилиндры и припас сжатого воздуха в баллонах, цеплявшуюся к вагону с дополнительным припасом воздуха, которые, по плану, должны были быть сменными и оставляться на пт заправки локомотива, расположенных по ходу его движения.
Колёса приводились в движение 2-мя цилиндрами (по одному на ведущее колесо) поперечником 150 мм и ходом поршня 300 мм. Припас сжатого воздуха прямо на платформе локомотива был заключен в 30 четырёх трубах поперечником также 150 мм, однако длиной 2100 мм. Баллоны были объединены в единый резервуар системой трубок и обеспечивали припас хода до 2-3 часов; по другим данным, только дополнительная платформа с воздухом обеспечивала подобную продолжительность.
Заправка сжатым воздухом осуществлялась при помощи необычного компрессора, также разработки С. Барановского. Компрессор был гидравлическим, создавал выходное рабочее давление в 50 атмосфер и был отдельным объектом энтузиазма инженеров тех пор.
Внедрение и оценка машины
Локомотив употреблялся на Николаевской стальной дороге до лета 1862 года, весть о начале эксплуатации было размещено в газете «Северная почта» в феврале 1862 года. Будущий известный конструктор Павел Кузьминский так обрисовывает локомотив: «В газетах прочёл я, что г. Барановский хочет показать публике применение сжатого воздуха к движению по стальной дороге. Дав для себя обещание побывать на всех трёх опытах, что мне и удалось сделать, я радовался таковой новинке, однако время от времени на меня находили минутки неверия, и я колебался в удачном осуществлении этого внедрения воздуха. 27 декабря в 3 часа полудня я был на дебаркадере Николаевской стальной дороги, где выполнялись опыты с новейшей машиной. Из локомотивного сарая пришел локомотив и привел за собой какое-то собрание труб, окрашенных одичавшей краской, а около этих труб небольшой передаточный механизм прямого действия. К духоходу прицеплен был один вагон, который, очевидно, тотчас же по приходе был заполнен любопытными, успевшими в него поместиться. Поезд тронулся, и звучное «ура!» помчалось за ним…»
Локомотив был достаточно совершенным с технической точки зрения устройством, использовавшим передовые идеи тех пор. А именно, употреблялся более совершенный цилиндрический золотник. Однако локомотив в том же 1862 году был снят с использования, потому что был очень на техническом уровне сложен для собственного времени.
Источники и Полезные ссылки