Фабула — фактическая сторона повествования, те действия, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются создателем в сюжете на базе закономерностей, усматриваемых создателем в развитии изображаемых явлений.
Сначало термин (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, притча, т.е. произведение определенного жанра. В предстоящем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — обозначенное сначала значение в применении вообщем к литературным произведениям.
В силу его многозначности данный термин нередко путают с сюже-том. В том случае под сюжетом понимают хронологическую последова-тельность изображаемых событий, то под фабулой — тот поря-док, в каком о их повествуется. Т.е. сюжет — схема действия, а фабула — их конкретное и многостороннее изображение. Та-ким образом, фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что выделяет более приметных событий, которые открывали бы то либо другое соц явление либо делему.
Фабула отличается от сюжета:
1) порядком повествования — действия размещаются не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, следующими узнаваниями и т.п. («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Бильярд в половине десятого» Г. Белля, «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова);
2) субъектом повествования: оно может вестись не только лишь от создателя, никак себя не проявляющего («Отец Горио» О. Бальзака, «Дело Артамоновых» М. Горьковатого) либо же выражающего свою чувственную настроенность («Человек, который смеется» В. Гюго), да и от лица рассказчика, свидетеля изображаемых событий, их оценивающего («Бесы» Ф.М. Достоевского, «Доктор Фаустус» Т. Манна), либо от лица героя («Моя жизнь» А.П. Чехова, «Прощай, орудие!» Э. Хемингуэя) и т.п.;
3) мотивировкой повествования — оно может быть дано как воспоминание («Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого), ежедневник («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя), письма («Страдания юного Вертера» И.В. Гёте), летопись («История 1-го города» М.Е. Салтыкова-Щедрина) и т.п.
Источники: