Гротеск (от франц. grotesque, итал. grottesco, от grotta — грот) — стиль в исскусстве и литературе, которым подчеркивается искажение либо смещение норм реальности и сопоставимость контрастов — реального и умопомрачительного, катастрофического и смешного, сарказма и безопасного юмора.
Свое заглавие гротексный стиль получил после находки Рафаэлем и его учениками при раскопках в Риме древних подземных построек — гротов, где были обнаружены странноватые по собственной необычной противоестественности орнаменты из рисунков животных, птиц, человечьих лиц, ваз и проч. Потому сначало гротеском называли искаженные изображения, уродливость которых была обоснована теснотой самой площади, не позволявшей дать верный реальный набросок. В предстоящем в базу гротескного стиля была положена непростая композиция внезапных контрастов и несоответствий.
В западной литературе более колоритными представителями гротескного стиля являются Ф. Рабле во Франции, Л. Стерн и Дж. Свифт в Великобритании, Э.Т.А. Гофман в Германии и Л. Пиранделло в Италии. Гротескный стиль отыскал свое отражение в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери», где показан контраст уродливого (Квазимодо) и красивого (Эсмеральда). В российской литературе приемами сатирического гротеска воспользовались Н. Гоголь (напр., «Нос») и М. Салтыков-Щедрин. В гротескном стиле выдержаны некие произведения В. Маяковского («Мистерия-буфф», «150.000.000», стихотворение «Прозаседавшиеся», комедии «Клоп» и «Баня»). В гротескной манере написаны-романы А. Белого «Петербург» и в особенности «Маски», повесть в стихах Н. Адуева «Товарищ Ардатов», поэма А. Твардовского «Теркин на том свете», поэма А. Вознесенского «Оза».
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на New-Best.com о значении слов и выражений, крылатых фразах и цитатах: