Рояль (от французского royal — царский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в каком струны, дека и механическая часть размещены горизонтально, в итоге чего рояль имеет крыловидную форму и поболее громоздок, чем пианино.
Рояль состоит из корпуса (ящика), в каком над резонансной декой натянуты железные струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение кнопками. Средством 3-х педалей есть возможность:
Конструкция
Футор — основной опорный узел фортепиано, вместе с металлической рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Мощная древесная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.
Металлическая рама фортепиано — это цельная металлическая отливка сложного решетчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая снутри древесного корпуса инструмента и созданная для того, чтоб принимать на себя совокупное натяжение струн. В фронтальной части рама имеет порожки либо особенные винты аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты железные колки, либо задние штифты, за которые струны цепляются ушками либо петлями.
Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, созданный для фиксации положения и обеспечения высококачественной отсечки струн хора.
Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающий впереди чугунную раму и вирбельбанк.
Вирбельбанк — мультислойная древесная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (с течением времени дерево перестаёт плотно обхватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).
Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля.
Каподастр — железная фигурная планка, прижимная поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.
Панцирь — сплошная плита металлической рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь свойственна для панцирной рамы, она воспринимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн), потому что в плите для каждого вирбеля предвидено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка.
Такая конструкция рамы свойственна для всех современных роялей. Также есть ещё два класса рамы: беспанцирная, плита которой несплошная (в ней заместо отверстий изготовлены окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, приверченный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное окончание, а его функцию несёт вирбельбанк, приверченный к раме саморезами и вклееный в корпус рояля с 2-ух сторон, также придерживаемый в данном положении рёбрами самой рамы. Несложно подметить, что две последние разновидности рамы наименее высокопрочны, отдельно полурама, хотя некие отменно изготовленные древние рояли с таковой рамой возрастом до 100 лет полностью работоспособны. Не считая того, на древних прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было-её функцию делали корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прототип теперешнего рамного шпрейца.
Штульрама — мощная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.
Шпрейц — брус футора либо металлической рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.
Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире металлической рамы, на котором любая струна делится на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Ранее заместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и делают эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком поэтому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при подмене струн, тогда как штапик отливается совместно с рамой.
История
В первый раз фортепиано крыловидной формы сделал в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори — придворный клавесинный мастер барона Фердинандо Медичи во Флоренции. Но, до конца XVIII века такие инструменты были неидеальны и проигрывали в соревновании с клавесином и клавикордом. Сначала XIX века были придуманы цельнолитая металлическая рама и перекрестное размещение струн, что привело к более совершенному качеству и возникновению рояля. С 1850-х годов начинается бурное фабричное создание в Европе, Америке и Рф. Рояль становится «владыкой» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: литой деревянный корпус, цельнолитая панцирная металлическая рама, механизм двойной репетиции.
Систематизация
По длине корпуса и качеству звучания рояли разделяются на:
Примечание: почти всегда номер модели рояля — это его длина в сантиметрах либо дюймах.
Рейтинг роялей
По уровню свойства производства, красы звука, игровых параметров и надежности рояли разделяются на последующие классы:
Музыкальная ценность
По обилию и красе звука и возможности передачи тончайших целей и особенности исполнителя — рояль один из более совершенных музыкальных инструментов. Фортепианная музыкальная литература колоссальна.
Производители
Более известные производители роялей: Бехштейн (C.Bechstein), Стейнвей и Сыновья (Steinway & Sons), Бёзендорфер (Bosendorfer), Зайлер (Seiler), Блютнер (Bluthner), Ямаха (Yamaha), Аугуст Фёрстер (August Forster), Самик (Samick), Каваи (Kawai).
Более известные русские производители роялей до 1917 года: Шрёдер (C.M.Schroder), Беккер (J.Becker), Мюльбах (F.Muhlbach), Братья Дидерихс (Diederichs Freres).
Первоисточники: