Фантастика — разновидность мимесиса, в узеньком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория умопомрачительного, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Главным признаком фантастики является наличие в произведении умопомрачительного допущения.
Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать), форма отображения мира, при которой на базе реальных представлений создается логически несопоставимая с ними («сверхъестественная», «расчудесная») картина Вселенной. Всераспространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии.
В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве умопомрачительная образность откровенно условна, очевидно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов; но фантазия не просто прихотливая «игра воображения»: в гротескных либо безупречных видах, знаках, неописуемых сюжетных конструкциях она может выражать мировоззрение создателя, свойственное для целой эры («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Владык колец» Дж. Р. Толкьена). В 19-20 вв. развивается научная фантастика.
Жанры фантастики
Научная фантастика (НФ; англ. science fiction, SF) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на умопомрачительных допущениях в области науки и техники, в том числе как естественных, так и гуманитарных наук. Произведения, основанные на ненаучных допущениях, относятся к другим жанрам. Темы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, неведомые науке факты, исследования космоса и путешествия во времени. Действие научной фантастики нередко происходит в последствии, что роднит этот жанр с футурологией.
Жесткая научная фантастика (hard SF) — поджанр научной фантастики, отличающийся тем, что повествование не нарушает узнаваемых научных законов; научная фантастика, основывающаяся на естественнонаучной базе.
Данный поджанр часто называется «научной фантастикой как таковой» либо «традиционной научной фантастикой», в отличие от фэнтези, «космической оперы», «альтернативной истории» и пр.
Термин hard SF в первый раз был применен в литературной рецензии P. Schuyler Miller, размещенной в феврале 1957 г. в журнальчике «Astounding Science Fiction».
В 1970 г. W. Atheling писал: «Уэллс вначале использовал этот термин для обозначения того, что мы сейчас окрестили бы «твёрдой» научной фантастикой, в какой основанием для повествования выступает сознательное рвение опираться на уже известные (в момент написания) факты, и уж в том случае в повествовании также встречалось некоторое волшебство, то по последней мере речь не должна была идти о целом арсенале чудес».
Как пишет в собственной статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг некий пусть умопомрачительной, однако всё-таки научной идеи. Поточнее будет сказать, что в научной (жесткой) фантастике вначале данная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном либо нескольких вроде бы научных допущениях (вероятна машина времени, передвижение в космосе резвее света, «надпространственные тоннели», телепатия и прочее)».
Соц фантастика (англ. social science fiction) — жанр научно-фантастической литературы, в каком ведомую роль играет описание отношений меж людьми в обществе. Внедрение умопомрачительных мотивов позволяет показать развитие общества в необыкновенных, никогда не существовавших в действительности критериях.
Авантюрная фантастика — жанр научно-фантастической литературы, в каком ведомую роль играет описание путешествий, будь то путешествия меж мирами, планетками, измерениями и т. п. Принципно ничем не отличается от авантюрно-приключенческой литературы — изменяются только декорации — к примеру, бластеры заместо мушкетов, лазерные клинки заместо шпаг.
Галлактическая опера, космоопера (от англ. space opera) — поджанр авантюрной фантастики, который обычно определяется по подобным признакам: действие происходит в галлактическом пространстве и/либо на других планетках (начиная с Галлактики и заканчивая далёкими уголками Вселенной) и, чаше всего, содержит в себе конфликт меж противниками, применяющими супертехнологии; персонажи обычно герои, а масштабы их геройств неограничены ничем, не считая фантазии создателей. Сначала произведения этого жанра были чисто веселительными, а термин употреблялся в нехорошем смысле, однако потом приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал создателей известной высококачественной фантастики.
Пост-киберпанк — жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, обрисовывает техническое развитие общества наиблежайшего грядущего и происходящие при всем этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации тела человека и др.), но при всем этом, в отличие «классического» киберпанка, главные герои произведений интенсивно стремятся сделать лучше социальные условия либо, по последней мере, не допустить предстоящей деградации общества. В пост-киберпанке есть возможность условно выделить два направления — биопанк и нанопанк.
Другая история
В базе жанра другой истории лежит некоторое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что вышло в действительности) и в итоге история в целом пошла другим методом.
Утопия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель безупречного, исходя из убеждений создателя, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой создателя в безупречность модели.
Антиутопия (англ. dystopia) — в большинстве случаев описание тоталитарного страны либо хоть какого общества, в каком преобладают нехорошие закономерности развития.
Ксенофантастика
Поджанр, в каком описывается жизнь инопланетян с психологией и структурой общества, абсолютно хорошей от людской.
Сандалпанк
Жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне поздней Античности.
Клокпанк
Жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне эпох Возрождения и Барокко: придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы.
Истоки фантастики — в пост-мифотворческом фольклорном сознании, сначала в магической притче.
Фантастика выделяется как особенный вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления реальности (древние космогонические легенды по существу нефантастичны). Первобытное мировоззрение сталкивается с новыми представлениями о реальности, сказочный и реальный планы смешиваются, и эта смесь чисто фантастична.
Фантастика, по выражению Ольги Фрейденберг, — «первое порождение реализма»: соответствующим признаком вторжения реализма в миф служит возникновение «фантастических существ» (божеств, сочетающих животные и людские черты, кентавров и т. п.). Первичные жанры фантастики, утопия и умопомрачительное путешествие, были ещё и древними формами повествования как такого, прежде всего в «Одиссее» Гомера.
Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» — начало всей литературной западноевропейской фантастики.
Но столкновение мимесиса с мифом, которое и производит эффект фантастики, носило пока непроизвольный нрав. 1-ый, кто сталкивает их преднамеренно, и, означает, 1-ый сознательный фантаст — это Аристофан.
У фантастики существует огромное количество разветвлений и поджанров, с теми, что не вошли в этот ответ есть возможность ознакомиться, пройдя по ссылкам ниже в разделе ответа «Дополнительно на New-Best.com».
Источники:
Дополнительно на New-Best.com: