Корпоративное управление, КУ (англ. corporate governance) — система взаимодействия меж акционерами и управлением компании (акционерного общества, компании), включая её совет директоров, также с другими заинтересованными лицами, при помощи которой реализуются права акционеров.
В КУ основным объектом управления выступают отношения менеджмента компании и акционеров. Инструментами подобного управления выступают регламенты (к примеру, кодекс корпоративного управления компании), утомившись предприятия. Следовательно, корпоративное управление представляет собой комплекс устройств, позволяющих акционерам (инвесторам) держать под контролем деятельность управляющих компании и разрешать возникающие трудности с иными группами воздействия.
Корпоративное управление не имеет прямого отношения к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, однако время от времени включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.
Необходимость корпоративного управления обоснована тем, что бизнес как собственность принадлежит принципалам (собственникам, инвесторам), а права управления этим имуществом делегированы агентам — совету директоров и менеджменту, что порождает асимметрию материала и связанные с ней агентские издержки, выражающиеся в действиях менеджмента, не направленных на ублажение интересов собственников.
Модели корпоративного управления и контроля
Механизмы корпоративного управления призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента — перед советом директоров, собственников больших пакетов акций — перед миноритариями, компании — перед работниками и покупателями, обществом в целом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтоб все эти группы и университеты делали свои функции лучшим образом при сохранении баланса интересов меж ними.
Коллегиально на собрании акционеров могут приниматься решения о реорганизации, слияниях, ценных бумагах, главных исполнительных органах, больших сделках, внутренних документах и раскрытии материала компании.
В экономической практике продвинутых стран обычно различается две модели корпоративного управления и контроля:
Данное разделение условно и осуществляется для выделения соответствующих черт, которые в критериях глобализации могут смешиваться и видоизменяться. Так, акционеры в германской модели играют решающую роль в стратегическом планировании деятельности компании. Тут упор изготовлен на поддержании баланса интересов всех заинтересованных сторон и обоюдной ответственности. Англо-американская модель нацелена на преимущественное ублажение денежных интересов акционеров. Считается, что следование американской модели содействует динамичности, а германской — стойкости.
Отличительной чертой японской модели является ориентация на социальную сплочённость на уровне компании и «деловую сплочённость» на уровне промышленной группы. В отличие от германской модели эта сплочённость имеет не равноправный, а иерархический нрав — принесение в жертву интересов «младших» в обмен на патернализм «старших». Соответствующей чертой японской модели является перекрёстное владение акциями меж компаниями-партнёрами.
В Рф преобладает соответствующая совмещением функций владения и управления «инсайдерская» модель корпоративного контроля, предусматривающая реализацию интересов доминирующих акционеров и менеджмента во вред инвесторам и связанная с высочайшими затратами на удержание принадлежности.
Механизмы корпоративного управления в англо-американской модели
Эти механизмы призваны обеспечить эффективную и добросовестную работу всех участников КУ. В том случае механизмы корпоративного управления работают плохо, то вероятны разные злоупотребления. Один из более узнаваемых и скандальных примеров отвратительного корпоративного управления связан с американской компанией Enron, менеджеры которой подделывали отчётность с целью завышения характеристик прибыли.
Корпоративное управление в Рф
Корпоративное управление в большинстве русских компаний находится, по общему воззрению, на малом уровне по сопоставлению с продвинутыми странами. Все же, за последние годы в этой сфере произошли определенные сдвиги. В текущее время ряд русских компаний достигнули интернационального уровня КУ; посреди их именуют «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн», ряд компаний в системе РАО ЕЭС, некие региональные телекоммуникационные компании и др. Рейтинг корпоративного управления публикуют Standard&Poors и консорциум Русского института директоров и рейтингового агентства «Эксперт РА», также УК «Арсагера» для оценки вкладывательной привлекательности общественных русских компаний.
Акционеры, владеющие пакетами акций различного размера не равны не только лишь поэтому, что владеют различным количеством голосов, да и так как их права зависят от размера толики. По российскому закону об акционерных обществах права распределяются так:
Это делает вероятным ущемление прав миноритарных акционеров, в том числе через вывод прибыли из компании недивидендными методами (трансфертное ценнобразование) и присвоение её менеджментом компании либо главным акционером. Один из устройств корпоративного управления, позволяющий преодолеть этот недочет — рынок корпоративного контроля, существование которого позволяет акционерам реализовать свои акции в случае, в том случае их не устраивает менеджмент компании. Недовольство акционеров понижает сбалансированную стоимость акций следовательно, что компания становится уязвимой для «белого» рейдерства.
Для русского КУ свойственны последующие отрицательные черты:
С целью развития корпоративного управления русское бизнес-сообщество в 2003 г. сделало Государственный совет по корпоративному управлению. Совет организует направленные на определенную тематику конференции, публикует книжки и другие аналитические материалы, и даже выпускает журнальчик «Корпоративное управление». Бизнес-сообщество и Федеральная комиссия по ценным бумагам (сейчас — Федеральная служба по денежным рынкам) разработали Кодекс корпоративного поведения. Его положения учитываются при разработке корпоративных кодексов многих компаний. Не считая того, уже сотворена нормативная база по деятельности независящих директоров. А именно, Ассоциация независящих директоров Рф разработала Кодекс независящего директора, положения которого близки к жёстким требованиям к независящему директору, используемыми в США.
Первоисточники и дополнительные материалы:
Дополнительно на New-Best.com: