форум
22.08.2019
Просмотров: 161
Нью бест

Что такое корпоративное управление?

alex2

Корпоративное управление, КУ (англ. corporate governance) — система взаимодействия меж акционерами и управлением компании (акционерного общества, компании), включая её совет директоров, также с другими заинтересованными лицами, при помощи которой реализуются права акционеров.

В КУ основным объектом управления выступают отношения менеджмента компании и акционеров. Инструментами подобного управления выступают регламенты (к примеру, кодекс корпоративного управления компании), утомившись предприятия. Следовательно, корпоративное управление представляет собой комплекс устройств, позволяющих акционерам (инвесторам) держать под контролем деятельность управляющих компании и разрешать возникающие трудности с иными группами воздействия.

Корпоративное управление не имеет прямого отношения к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, однако время от времени включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.

Необходимость корпоративного управления обоснована тем, что бизнес как собственность принадлежит принципалам (собственникам, инвесторам), а права управления этим имуществом делегированы агентам — совету директоров и менеджменту, что порождает асимметрию материала и связанные с ней агентские издержки, выражающиеся в действиях менеджмента, не направленных на ублажение интересов собственников.

Модели корпоративного управления и контроля

Механизмы корпоративного управления призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента — перед советом директоров, собственников больших пакетов акций — перед миноритариями, компании — перед работниками и покупателями, обществом в целом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтоб все эти группы и университеты делали свои функции лучшим образом при сохранении баланса интересов меж ними.

Коллегиально на собрании акционеров могут приниматься решения о реорганизации, слияниях, ценных бумагах, главных исполнительных органах, больших сделках, внутренних документах и раскрытии материала компании.

В экономической практике продвинутых стран обычно различается две модели корпоративного управления и контроля:

  • англо-американская (бесспорный ценность прав акционеров, основной контроль осуществляется через рынок капиталов);
  • континентальная модель (банки и их представители в совете директоров играют решающую роль в управлении предприятием).
  • Данное разделение условно и осуществляется для выделения соответствующих черт, которые в критериях глобализации могут смешиваться и видоизменяться. Так, акционеры в германской модели играют решающую роль в стратегическом планировании деятельности компании. Тут упор изготовлен на поддержании баланса интересов всех заинтересованных сторон и обоюдной ответственности. Англо-американская модель нацелена на преимущественное ублажение денежных интересов акционеров. Считается, что следование американской модели содействует динамичности, а германской — стойкости.

    Отличительной чертой японской модели является ориентация на социальную сплочённость на уровне компании и «деловую сплочённость» на уровне промышленной группы. В отличие от германской модели эта сплочённость имеет не равноправный, а иерархический нрав — принесение в жертву интересов «младших» в обмен на патернализм «старших». Соответствующей чертой японской модели является перекрёстное владение акциями меж компаниями-партнёрами.

    В Рф преобладает соответствующая совмещением функций владения и управления «инсайдерская» модель корпоративного контроля, предусматривающая реализацию интересов доминирующих акционеров и менеджмента во вред инвесторам и связанная с высочайшими затратами на удержание принадлежности.

    Механизмы корпоративного управления в англо-американской модели

  • Формализация отношений меж участниками КУ путём принятия регламентирующих документов, разработки формальных процедур и т.п. А именно, большие компании принимают собственные корпоративные кодексы.
  • Консульство в совете директоров всех групп акционеров, включая миноритарных (в ряде всевозможных случаев — и других групп интересов, к примеру, профсоюзов).
  • Жёсткая подотчётность менеджмента совету директоров (однако не прямо большим акционерам), а совета директоров — собранию акционеров.
  • Решение всех принципиальных вопросов, выходящих за рамки текущего управления, на заседаниях совета директоров либо собраниях акционеров.
  • Избегание конфликтов интересов и отношений аффилированности (к примеру, когда менеджмент аффилирован с большим акционером). С этой целью, а именно, в совет директоров приглашают посторониих независящих директоров — экспертов, не связанных с акционерами и менеджментом компании. В почти всех западных компаниях независящие директора составляют большая часть в совете. Не считая того, директора, заинтригованные в тех либо других сделках, не могут участвовать в принятии решений по ним.
  • Исключение зависимости директоров от менеджмента. С этой целью, а именно, вопросы заработной платы директоров решаются на особом комитете при совете директоров, а не менеджментом.
  • Разделение «контроля и контролируемых». А именно, главные вопросы аудита и денежной отчётности решает особый комитет при совете директоров, а не менеджмент.
  • Информационная прозрачность: публикация наибольшего объёма материала о деятельности и денежных показателях компании; обеспечение прозрачности действий менеджмента и больших акционеров (по отношению к компании).
  • Эти механизмы призваны обеспечить эффективную и добросовестную работу всех участников КУ. В том случае механизмы корпоративного управления работают плохо, то вероятны разные злоупотребления. Один из более узнаваемых и скандальных примеров отвратительного корпоративного управления связан с американской компанией Enron, менеджеры которой подделывали отчётность с целью завышения характеристик прибыли.

    Корпоративное управление в Рф

    Корпоративное управление в большинстве русских компаний находится, по общему воззрению, на малом уровне по сопоставлению с продвинутыми странами. Все же, за последние годы в этой сфере произошли определенные сдвиги. В текущее время ряд русских компаний достигнули интернационального уровня КУ; посреди их именуют «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн», ряд компаний в системе РАО ЕЭС, некие региональные телекоммуникационные компании и др. Рейтинг корпоративного управления публикуют Standard&Poors и консорциум Русского института директоров и рейтингового агентства «Эксперт РА», также УК «Арсагера» для оценки вкладывательной привлекательности общественных русских компаний.

    Акционеры, владеющие пакетами акций различного размера не равны не только лишь поэтому, что владеют различным количеством голосов, да и так как их права зависят от размера толики. По российскому закону об акционерных обществах права распределяются так:

  • 1% — доступ к реестру акционеров, подача исков в трибунал на управленцев за их действия, повлекшие убыток для компании;
  • 2% — выносить вопросы, решения и кандидатов на собрании акционеров;
  • 10% — созывать внеочередное собрание;
  • 25% — блокирующий пакет, даёт доступ к первичным бухгалтерским документам и протоколам заседаний совета директоров;
  • 75% — право размещения, приобретения обществом собственных акций, определять их класс, права и количество, изменение уставных документов, ликвидация и реорганизация общества;
  • 100% — отсутствуют требования о сроках созыва собрания.
  • Это делает вероятным ущемление прав миноритарных акционеров, в том числе через вывод прибыли из компании недивидендными методами (трансфертное ценнобразование) и присвоение её менеджментом компании либо главным акционером. Один из устройств корпоративного управления, позволяющий преодолеть этот недочет — рынок корпоративного контроля, существование которого позволяет акционерам реализовать свои акции в случае, в том случае их не устраивает менеджмент компании. Недовольство акционеров понижает сбалансированную стоимость акций следовательно, что компания становится уязвимой для «белого» рейдерства.

    Для русского КУ свойственны последующие отрицательные черты:

  • совмещение функций владения и управления. При всем этом компании, являющиеся общественными корпорациями, продолжают управляться как личные компании;
  • слабость устройств контроля за деятельностью менеджмента. В итоге менеджеры подотчётны только доминирующему собственнику (а не многим акционерам) и, чаше всего, аффилированы с ним;
  • рассредотачивание прибыли по внедивидендным каналам — другими словами прибыль получают не все акционеры, а только доминирующие собственники (через разные денежные схемы, к примеру, с помощью трансфертных цен);
  • Низкая прозрачность большинства компаний, затруднённый доступ к материала о финансовом состоянии, реальных обладателях и аффилированности, об критериях существенных сделок;
  • Частое применение неэтичных и даже нелегальных способов (размывание пакетов акций, увод активов, недопуск на собрание акционеров, арест акций и т.д.).
  • С целью развития корпоративного управления русское бизнес-сообщество в 2003 г. сделало Государственный совет по корпоративному управлению. Совет организует направленные на определенную тематику конференции, публикует книжки и другие аналитические материалы, и даже выпускает журнальчик «Корпоративное управление». Бизнес-сообщество и Федеральная комиссия по ценным бумагам (сейчас — Федеральная служба по денежным рынкам) разработали Кодекс корпоративного поведения. Его положения учитываются при разработке корпоративных кодексов многих компаний. Не считая того, уже сотворена нормативная база по деятельности независящих директоров. А именно, Ассоциация независящих директоров Рф разработала Кодекс независящего директора, положения которого близки к жёстким требованиям к независящему директору, используемыми в США.

    Первоисточники и дополнительные материалы:

  • consultnn.nnov.ru — глоссарий по менеджменту;
  • slovari.yandex.ru — определение в Экономическом словаре;
  • management.com.ua — корпоративное управление: главные понятия и результаты исследовательской практики;
  • nccg.ru — международные принципы и кодексы корпоративного управления;
  • bigspb.ru — публикации по стратегическому управлению;
  • corp-gov.ru — корпоративное управление в Рф.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Где отыскать книжки по экономике, менеджменту и маркетингу?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас