форум
22.08.2019
Просмотров: 162
Нью бест

Что такое либерализм в экономике?

alex2

Либерализм (фр. lib ralisme, от лат. libertas — свобода) — политическая, философская и финансовая теория, также идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и собственной собственностью.

Либерализм основывается на убеждении, что основным соц субъектом является хозяйствующий индивид, способный очень воплотить свои способности в критериях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации роли страны в хозяйственной жизни людей, считает, что политическое развитие, основанное на непрерывных традициях — в том числе классические университеты управления, власти и т.д. — ограничивает свободу человека. Либерализм исходит из принципа свободы, и потому просит, с одной стороны, большей независимости личности, с иной — роли членов общества в муниципальных делах.

В первый раз либералами окрестили группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). В Европе понятие «либирализм» связано с традиционными теориями британских политэкономов, в каких развивалась идея о невмешательстве страны в экономику.

Либерализм выступал за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые складываются в процессе конкуренции меж товаропроизводителями на рынке. Обычно перволиберальные идеи строят к эре Аантичности, а именно, к учению Сократа об правде и его взорам на справедливое правительство. Позже римские стоики развивали идею об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь заинтересовало многих философов и политических мыслителей XVII-XVIII вв. В XVI в. критичные философские взоры Декарта, Мильтона и Спинозы на правительство, на человека как существо соц и рациональное, на религию, право и т.д. предназначили нрав развития либеральных мыслях в Европе.

Немаловажную роль сыграло протестантско-реформаторское движение, выступившее с требованием свободы исповедания. Религиозное миропонимание стало слабеть в последовавший век расцвета познаний и научно-технических открытий, которые были положены в базу развития капиталистического производства. Буржуазные революции в Великобритании и Франции XVII-XVIII вв. привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению приемуществ знати, также к возникновению нового торгово-промышленного слоя — буржуазии.

С появлением этого общественного слоя начинается период развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в либерализме. Последний видел в государстве потенциальную опасность свободе индивидума в обществе. Идеи древних мыслителей и их последователей о естественных правах индивидума, о правовом государстве — конституционном правлении, основанном на разделении исполнительной, законодательной и судебной власти, неотъемлемых правах человека на свободу слова, исповедания, объединения в политические организации составили политическое кредо либерализма.

Основным принципом либерализма является не абсолютная свобода вообщем (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, — писал Дж. Локк), а наибольшая свобода мыслить, исповедовать всякую религию, высказывать и дискуссировать личные взоры, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать продукты (в том числе свой труд) и получать вознаграждение, выбирать для себя правителей, также новейшую форму муниципального устройства, в том случае наличная противоречит свободному развитию общества.

Согласно взорам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на наивысшую свободу, и правительство должно ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от страны. Поочередными сторонниками схожих взглядов являлись Д. Юм, И. Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Ш. Монтескье, П. Кондорсе и др. Идеи природного права отыскали свое отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), также во Всеобщей декларации прав человека.

Исторически мысль свободы связана с отношениями людей к принадлежности, которая определяет их соц положение и размеры получаемых ими соц благ. Моральная проблема дела индивидов к соц благам, которую пробовали решить философы и просветители, была в первый раз осмыслена в контексте современного ему общества А. Смитом. Он считал, что система, основанная на естественной свободе индивидума, свободе рынка и конкуренции ведет к благосостоянию народа. В свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов он видит источник экономического роста, общественного порядка и публичного блага. Индивидуализм ведет не к хаосу, а к порядку и благоденствию.

В труде «Богатство народов…» Смит высказывает идея о том, что рынок регулируется без помощи других в процессе конкуренции личных товаропроизводителей, и через него лежит путь к экономическому росту и обилию. Д. Рикардо (1772-1823) увидел в накоплении капитала пружину экономического роста. Финансовая политика должна быть ориентирована на то, чтоб облегчить и содействовать такому скоплению. Он был убежден, что финансовая свобода способствует получению наибольших прибылей, которые могут стать главным источником инвестируемого капитала.

Предпринимательство ведет к наибольшему экономическому росту, ибо прибыль составляет базу скоплений, которые нужны государству для раз вития. В «Трактате по политической экономии» (1803) Ж.Б. Сэйем был сформулирован закон рынка, согласно которому в экономике не может быть недостатка и излишка продуктов. В том случае в одной отрасли экономики появляется перепроизводство, а в других недопроизводство, то падение цен в одних отраслях и повышение в других принуждает бизнесменов находить методы к исправлению положения. Люди создают продукты для обмена. Следовательно само создание порождает интерес покупателей и не может не удовлетворять его. И. Бентам, С. Милль и др. были сторонниками сотворения социальной системы, основанной на демократических принципах правления большинства.

По воззрению Бентама и его последователей, такая соц система способна очень прирастить всеобщее благосостояние и распределить его по способности справедливее. Утилитаристская философия Бентама существенно отличается от традиционных либеральных взглядов XVIII в., провозглашавших свободу индивидума как конечную цель публичной политики. Он увидел способности потенциального конфликта в идее, что только деятельность индивидума может содействовать благосостоянию. Может быть, к примеру, что действия преследующего личные цели человека может разрушить другому и следовательно ограничить его свободу. К тому же, человеческое общество скооперировано сделанными самими же людьми соц институтами. Сознательная деятельность людей может спо собствовать и возникновению соц форм, которые позволят им жить справедливее. Следовательно, традиционный либерализм через утилитаризм Бентама допускает вмешательство страны в общественную жизнь ради общественного блага.

Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности, право личной принадлежности, право на наследие, свободную конкурентнсть и невмешательство страны в экономическую деятельность индивидов. Главную задачку страны он видит в том, чтоб оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а помогало им. Правительство не обязано посягать на экономическую свободу, а поддерживать тех, кто взял на себя ответственность и риск за собственное дело. Опасности, ограничения и жесткие законы еще никогда не содействовали действенному развитию экономики, а приводили к обратному результату.

В том случае ограничена свобода индивидов в праве выбора рода деятельности, в праве создавать промышленные либо коммерческие предприятия, едва лишь ли есть возможность говорить о либеральной экономике вообщем. Либерализм стремится очень ограничить вмешательство страны в экономику и видит основными субъектами экономической жизни личные лица. Политический либерализм признает за гражданами право на роль в гос жизни, которое реализуется в процессе выборов главы страны, представителей центральных и местных органов гос власти, а так же право объединяться в публичные, политические, проф и др. организации, партии.

Гражданам гарантированы свобода совести, слова, печати, право выбора места жительства. Хотя политический лмберализм и связан с мыслью демократического страны, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти. Неоклассическая либеральная финансовая теория, показавшаяся в конце XIX в., отыскала свое логическое обоснование в концепции незапятанной капиталистической экономики Л. Вальраса (1834-1910). Вальрас стремится выйти за границы специфичных соц и политических реальностей и подвергать рассмотрению только трудности производства и рассредотачивания ресурсов.

Но на теоретическом уровне концепция Вальраса не смогла разъяснить неустойчивое развитие капитализма в период меж 2-мя глобальными войнами. Наикрупнейший британский экономист и политический деятель Дж. М. Кейнс (1883-1946) восполнил этот пробел и предложил новейшую экономическую теорию, направленную на сохранение и оживление рыночной экономики в Европе. Согласно Кейнсу, капитализм нестабилен, ему имманентно присуща закономерность к стагнации, сопровождающаяся приобретенной безработицей. Потому государственное вмешательство в сферу экономики нужно, чтоб капиталистическая экономика работала отлично.

Кейнс являлся приверженцем активной роли страны в сфере денег, полагая что внимание страны к расходам правительства, налоговой системе, наружному долгу, также к поддержанию равного соотношения меж скоплениями и расходами может способствовать стабилизации цен и экономики. В послевоенное время в экономических теориях утверждается взор, согласно которому правительство методом сотворения расходной части бюджета и налогообложения может достигнуть стойкости экономики и преодолеть закономерности к стагнации и безработице.

Последователи Кейнса также признают необходимость муниципального регулирования капиталистической экономики. Современные неолиберальные экономические концепции (Фридман, Хайек, Лепаж) исходят из того, что не капитализм исчерпал свои способности, а вмешательство страны в направление последних десятилетий препятствовало нормальному функционированию капитализма. По их воззрению, подлинного капитализма еще как бы нет, он появится только тогда, когда функционирование экономики станет в достаточной степени либеральным. Капиталистическая экономика, в базе которой лежит конкурентность, саморегулируется под действием закона спроса и предложения.

Следовательно, вмешательство страны в экономику обязано ограничиваться почтением законов функционирования капитализма. Либерализм является осознанной альтернативой авторитарным и тоталитарным взорам на правительство и его роль в экономической и политической жизни общества. Либерализм противоборствует социализму, полагая, что хоть какое вмешательство в экономическую деятельность индивида противоречит принципу свободной конкуренции. По воззрению либерального философа Филиппа Немо, «социальная справедливость глубоко аморальна».

Либерализм является одной из так именуемых «базовых идеологий», имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сейчас. Тогда же овременный либерализм подвергается острой критике со стороны как ограниченных кругов, так и со стороны лево-радикальных политических сил.

Источники:

  • ru.wikipedia.org — информация из Википедии;
  • dic.academic.ru — статья «Либерализм» в Новом философском словаре под ред. А.А. Грицанова;
  • education.eksmo.ru — статья «Либерализм» в Словаре исторических определений Г.В. Згурского ( М., 2008, с. 230-231;
  • krugosvet.ru — история либерализма.
  • Дополнительно от New-Best.com:

  • — что такое анархизм;
  • — что такое антиглобализм;
  • — что такое антикоммунизм;
  • — что такое антифашизм;
  • — какие достойные внимания факты есть возможность прочесть в «Словаре исторических терминов».
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас