форум
22.08.2019
Просмотров: 240
Литература

Что такое логаэд?

alex2

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Более употребительная стопа российского стиха.

  • Главные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), свободный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
  • Пример:
  • Мой дядя самых добросовестных правил,
    Когда не в шуточку занемог,
    Он уважать себя принудил
    И лучше придумать не имел возможность.

    (А.С. Пушкин)

    Хорей (греч. choreios — плясовой), либо трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

  • Пример:
  • Мчатся тучи, вьются тучи
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна.

    (А.С. Пушкин)

    Дактиль (греч. daktylos — палец) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

  • Пример:
  • В рабстве спасённое
    Сердечко свободное —
    Золото, золото
    Сердечко народное!

    (Н.А. Некрасов)

    Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон лаконичный) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

  • Пример:
  • На севере одичавшем стоит сиротливо
    На нагой верхушке сосна
    И спит, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой , она.

    (М.Ю. Лермонтов)

    Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. оборотный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

  • Пример:
  • Есть в напевах твоих заветных
    Роковая о смерти известие.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.

    (А. Блок)

    Пеон — четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. Зависимо от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- u uu), 2-й( u- uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны нередко представляет собой личный случай ямба и хорея.

  • Примеры:
  • Спите полумёртвые увядшие цветочки,
    Так и не узнавшие расцвета красы,
    Близ путей заезженных взращённые творцом,
    Смятые невидевшим тяжёлым колесом

    (К.Д. Бальмонт)

    Не думай о секундах свысока.
    Наступит время, сам поймёшь, наверняка, —
    Свистят они, как пули у виска,
    Мгновения, мгновения, мгновения.

    (Р. Рождественский)

    Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из 5 слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется исключительно в народных песнях. Рифма, чаше всего, отсутствует.

  • Пример:
  • Не шуми ты, рожь,
    Зрелым колосом!
    Ты не пой, косарь,
    Про широку степь!

    (А.В. Кольцов)

    Пиррихий — стопа из 2-ух коротких (в древнем стихосложении) либо 2-ух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно именуют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

  • Пример:
  • Три девушки под окном
    Пряли поздно вечерком…

    (А.С. Пушкин)

    «Мой дядя самых добросовестных правил, когда не в шуточку занемог…»

    (тут в слове «занемог» имеется только одно ударение, потому 3-я стопа является пиррихием).

    «В красоте негаснущих страстей».

    Перрихий — в большинстве случаев одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие различным стопам.

    Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неподражаемая дней благодать…»).

    Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабенькое место сначала стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно неизменного объема. На анакрузу нередко падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также именуют безударные слоги сначала стиха.

  • Пример:
  • Русалка плыла по реке голубой,
    Озаряема полной луной;
    И старалась она доплеснуть до луны
    Серебристую пену волны.

    (М.Ю. Лермонтов)

    Сверхсистемное ударение — ударение на слабеньком месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» — М.Ю. Лермонтов).

  • Пример:
  • Когда я ночкой жду её прихода,
    Жизнь, кажется, висит на волоске.
    Что почести, что молодость, что свобода
    Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

    (А. Ахматова)

    Спондей — стопа ямба либо хорея со сверхсхемным ударением. Как итог, в стопе может быть два ударения попорядку.

  • Пример:
  • Швед, российский — колет, рубит, разрезает.
    Бой барабанный, клики, скрежет,
    Гром пушек, топот, ржанье, стон,
    И погибель, и ад со всех боков.

    (А.С. Пушкин)

    Традиционный пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:

    «Мой дядя самых добросовестных правил…»
    Тут в первой ямбической стопе 1-ый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство 2-ух ударных слогов и есть спондей.

    Усечение — неполная стопа в конце стиха либо полустишия. Усечение, чаше всего, находится при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на разных слогах от конца (к примеру, дамских и мужских рифм).

  • Пример:
  • Горные вершины
    Дремлют во тьме ночной;
    Тихие равнины
    Полны свежайшей темнотой…

    (М.Ю. Лермонтов)

    Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный либо российский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер больших жанров в литературе классицизма.

  • Пример:
  • Высокомерный временщик, и подлый и опасный,
    Монарха хитрецкий льстец и друг непризнательный,
    Исступленный деспот родной страны собственной,
    Взнесенный в принципиальный сан пронырствами злодей!

    (К.Ф. Рылеев)

    Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер древней эпической поэзии: шестистопный дактиль, в каком 1-ые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый пользующийся популярностью и престижный древний размер, изобретение которого причисляли самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих древних поэтов. Может быть до 32-х ритмических вариантов гекзаметра.

    В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.

  • Пример:
  • Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева отпрыска,
    Суровый, который ахеянам тыщи бедствий соделал:
    Многие души могучие славных героев низринул
    В сумрачный Аид и самих распростер их в корысть хищным
    Птицам близлежащим и псам (совершалася Зевсова воля), —
    С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
    Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес великодушный.

    (Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)

    Пентаметр — вспомогательный метр древнего стихосложения; составная часть элегического дистиха, в каком 1-ый стих — гекзаметр, 2-ой — пентаметр. Практически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями посреди и в конце стиха.

    В чистом виде пентаметр не употреблялся.

    Логаэд (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (к примеру, анапестов и хореев), последовательность которых верно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма древней песенной лирики, также хоровый партий в трагедиях. Нередко логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

  • Пример:
  • Будем жить и обожать, моя подруга,
    Воркотню стариков ожесточённых
    Будем в ломанных грош с тобою ставить…
    (Гай Катулл)

    Логаэдами писали и многие российские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

  • Пример:
  • Губки мо/и прибли/жаются
    К твоим /губам,
    Таинства опять свершаются,
    И мир как храм.

    (В.Я. Брюсов)

    Брахиколон — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в каком все слоги ударные.

  • Пример:
  • Бей
    тех,
    чей
    хохот,
    вей,
    рей
    сей
    снег!

    (Н.Н. Асеев)

    Дол … Вдруг
    Сед … Лук
    Шёл … Ввысь:
    Дед.
    След … Трах!
    Вёл — … Рысь
    Брёл … В останки.
    Вослед.

    (И.Л. Сельвинский)

    Источник материала Интернет-сайт

  • rifma.com.ru — справочник по стихосложению.
  • Полезные ссылки:

  • Г.А. Шенгели. Техника стиха. Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956) занес большой вклад в развитие российской поэтической цивилизации. Российскему читателю он известен как поэт, создатель переводов произведений Байрона, Гюго, Верхарна.
  • Примеры стихотворных размеров.
  • Википедия о стихотворных размерах.
  • О белоснежном стихе и верлибре.
  • О стихосложении из Энциклопедии Кирилла и Мефодия.
  • Стихосложение и стиховедение с портала «Русские Рифмы».
  • Строфа и виды строф с портала «Русские Рифмы».
  • Виды стиха (портал «Русские Рифмы»).
  • Рифмовка и методы рифмовки (портал «Русские рифмы»).
  • Тропы и стилистические фигуры (портал «Русские рифмы»).
  • Дополнительно на New-Best.com о филологии и лингвистике:

  • Что такое риторический вопрос?
  • Что такое метонимия?
  • Что такое синекдоха?
  • Что такое неологизм?
  • Что такое антонимы?
  • Что такое паронимия?
  • Что такое плеоназм?
  • Что такое литота?
  • Что такое зевгма?
  • Что такое парцелляция?
  • Что такое ассонанс?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас