Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Более употребительная стопа российского стиха.
Мой дядя самых добросовестных правил,
Когда не в шуточку занемог,
Он уважать себя принудил
И лучше придумать не имел возможность.
(А.С. Пушкин)
Хорей (греч. choreios — плясовой), либо трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Дактиль (греч. daktylos — палец) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
В рабстве спасённое
Сердечко свободное —
Золото, золото
Сердечко народное!
(Н.А. Некрасов)
Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон лаконичный) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
На севере одичавшем стоит сиротливо
На нагой верхушке сосна
И спит, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)
Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. оборотный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Есть в напевах твоих заветных
Роковая о смерти известие.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
Пеон — четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. Зависимо от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- u uu), 2-й( u- uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны нередко представляет собой личный случай ямба и хорея.
Спите полумёртвые увядшие цветочки,
Так и не узнавшие расцвета красы,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверняка, —
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)
Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из 5 слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется исключительно в народных песнях. Рифма, чаше всего, отсутствует.
Не шуми ты, рожь,
Зрелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
Пиррихий — стопа из 2-ух коротких (в древнем стихосложении) либо 2-ух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно именуют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девушки под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
«Мой дядя самых добросовестных правил, когда не в шуточку занемог…»
(тут в слове «занемог» имеется только одно ударение, потому 3-я стопа является пиррихием).
«В красоте негаснущих страстей».
Перрихий — в большинстве случаев одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие различным стопам.
Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неподражаемая дней благодать…»).
Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабенькое место сначала стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно неизменного объема. На анакрузу нередко падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также именуют безударные слоги сначала стиха.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
Сверхсистемное ударение — ударение на слабеньком месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» — М.Ю. Лермонтов).
Когда я ночкой жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что молодость, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
Спондей — стопа ямба либо хорея со сверхсхемным ударением. Как итог, в стопе может быть два ударения попорядку.
Швед, российский — колет, рубит, разрезает.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И погибель, и ад со всех боков.
(А.С. Пушкин)
Традиционный пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых добросовестных правил…»
Тут в первой ямбической стопе 1-ый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство 2-ух ударных слогов и есть спондей.
Усечение — неполная стопа в конце стиха либо полустишия. Усечение, чаше всего, находится при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на разных слогах от конца (к примеру, дамских и мужских рифм).
Горные вершины
Дремлют во тьме ночной;
Тихие равнины
Полны свежайшей темнотой…
(М.Ю. Лермонтов)
Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный либо российский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер больших жанров в литературе классицизма.
Высокомерный временщик, и подлый и опасный,
Монарха хитрецкий льстец и друг непризнательный,
Исступленный деспот родной страны собственной,
Взнесенный в принципиальный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер древней эпической поэзии: шестистопный дактиль, в каком 1-ые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый пользующийся популярностью и престижный древний размер, изобретение которого причисляли самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих древних поэтов. Может быть до 32-х ритмических вариантов гекзаметра.
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева отпрыска,
Суровый, который ахеянам тыщи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В сумрачный Аид и самих распростер их в корысть хищным
Птицам близлежащим и псам (совершалася Зевсова воля), —
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес великодушный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)
Пентаметр — вспомогательный метр древнего стихосложения; составная часть элегического дистиха, в каком 1-ый стих — гекзаметр, 2-ой — пентаметр. Практически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями посреди и в конце стиха.
В чистом виде пентаметр не употреблялся.
Логаэд (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (к примеру, анапестов и хореев), последовательность которых верно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма древней песенной лирики, также хоровый партий в трагедиях. Нередко логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Будем жить и обожать, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулл)
Логаэдами писали и многие российские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губки мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства опять свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
Брахиколон — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в каком все слоги ударные.
Бей
тех,
чей
хохот,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)
Дол … Вдруг
Сед … Лук
Шёл … Ввысь:
Дед.
След … Трах!
Вёл — … Рысь
Брёл … В останки.
Вослед.
(И.Л. Сельвинский)
Источник материала Интернет-сайт
Полезные ссылки:
Дополнительно на New-Best.com о филологии и лингвистике: