Мумия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией именуется тело (не только лишь человека, да и хоть какого другого живого существа), подвергнутое специальной хим обработке, в итоге которой прекращается либо замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
Происхождение слова «мумия». В первый раз слово «мумия» возникает в европейских языках (в византийском греческом византийском и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» либо «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали особое лечущее средство. Арабский доктор ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с аква потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» есть возможность извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
В реальности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древнейшие мумии, разрывали их на маленькие куски и продавали как лечущее средство. Это лечущее средство есть возможность было отыскать фактически в каждой аптекарской лавке Европы прямо до Нового времени. Числилось, что лечущее средство мумия отлично помогает при лечении ушибов и ран.
Равномерно заглавие лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», другими словами прямо на мумий в нашем осознании этого слова. Также в российском языке закрепился иной вариант потребления этого арабского слова: мумиё — заглавие фармацевтической смолы, не связанной с мумиями.
Сами древнейшие египтяне окрестили мумии «саху».
Появление мумифицирования в Египте. Ритуал мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнешнего времени считали, что более ранешние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Но, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи нашли немного неповреждённых дамских захоронений. Их головы, шейки и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом цивилизации Накада-II (приблизительно 3600 г. до н. э.), некие учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, к примеру, австралийский египтолог Яна Джонс считает, что мумифицирование применялось уже в эру бадарийской археологической цивилизации, другими словами приблизительно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, тут тяжело говорить о том, было ли обматывание тела погибшего просто погребальным обрядом, либо это всё-таки конкретно мумифицирование.
Процесс мумификации. По древнеегипетским источникам тяжело реконструировать этапы процесса мумификации. Тут помогают сообщения древних создателей — Геродота, Плутарха, Диодора и неких других. Письменные источники дополняются исследовательскими работами самих мумий. Тела погибших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во периоды древних путников процесс мумифицирования уже достаточно очень деградировал в сопоставлении с искусством бальзамирования времён Нового королевства, да и этого египтологам хватает, чтоб реконструировать процесс.
Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам погибшего немного методов мумификации, а те, исходя из собственного денежного состояния, выбирают более приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу: «Сначала они извлекают через ноздри стальным крючком мозг. Этим методом убирают только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Потом делают острым эфипским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера позже вновь прочищают её растёртыми благовониями. В конце концов, заполняют чрево незапятанной растёртой миррой, касией и иными благовониями (не считая ладана) и опять зашивают. После чего тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, но, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют заместо клея).» Это 1-ый, лучший метод бальзамирования в описании Геродота.
2-ой, более дешёвый, представляет собой последующее: «С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость мертвеца кедровое масло, не разрезая, но, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и потом, заткнув его, чтоб масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечного тракта ранее влитое туда масло. Масло действует так очень, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят совместно с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от мертвеца остаются только кожа да кости.»
3-ий же метод, созданный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и позже кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После чего тело возвращают родным.
В различных источниках даются различные длительности бальзамирования. Геродот, к примеру, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова длилось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не предоставляют исследователям конкретного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование продолжалось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о разных методах мумифицирования, не считая того, некие его данные дополняют сообщение отца истории. Так, к примеру, мы узнаём, что процесс мумификации производился не одним «мастером» (так его именует Геродот), а целым коллективом.
Поначалу, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где нужно будет сделать разрез. Потом иной бальзамировщик (Диодор именует его парасхист (вспарыватель), делает надрез в обозначенном месте. Потом приступают другие мумификаторы. Какой-то из них засовывает руку в изготовленный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, кроме сердца и лёгких. Пока он дочищает полость мертвеца, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Потом всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При всем этом Диодор замечает, что мертвец сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили собственных мёртвых родственников обители, и, потому что они отлично сохранялись, любовались ими.
Канопы. Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а потом погружались в особые сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, чаше всего были украшены головами 4-х богов — отпрыской Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову орла и Имсет с людской головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечный тракт, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
Виды египетских мумий. Зависимо от технологии мумифицирования, возраста, критерий хранения и других причин современный внешний облик мумий очень различается.
Также по мумии есть возможность найти, в какую эру она была сотворена. К примеру, мумии 11-го королевского обители обычно изготовлены плохо и небережно. Это, чаше всего, мумии жёлтого цвета. Однако уже мумии последующего, 12-го королевского обители, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего королевства плохо, у неких они и совсем отсутствуют. Однако ещё ужаснее сохранились мумии следующего переходного периода — 13-17-го королевских домов. Наилучшие мумии приходятся на Новое королевство. К примеру, у фиванских мумий 18-21-го королевских домов конечности тела гнутся и не ломаются.
Известные мумии:
Вечное тело Пандито Хамбо-лама XII Даши Доржо Итигэлов (1852-1927) — бурятского религиозного деятеля, 1-го из выдающихся буддийских подвижников XX века; в 1911-1917 годах — глава буддийской сангхи Рф.
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в каких в открытом виде покоятся останки более восьми тыщ человек. Скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.
Владимир Ильич Ленин (реальная фамилия Ульянов; 10 (22) апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Столичная губерния) — революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и управляющих Октябрьской социалистической революции 1917 г., председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Учёный-марксист, философ и публицист, основатель ленинизма, идеолог и создатель Третьего Коммунистического интернационала, основоположник Советского страны. Один из самых узнаваемых политических деятелей XX века.
Принцесса Укока (Алтайская принцесса) — данное журналистами и жителями Республики Алтай заглавие мумии женщины. Это одно из самых важных открытий русской археологии конца XX века.
Синь Чжуй — безбедная китайская матрона времён династии Хань, которая погибла ок. 160 г. до н. э. в возрасте приблизительно 50 лет. В 1971 г. в городе Чанша была найдена её мумия — одна из более отлично сохранившихся со времён античности.
Таримские мумии — мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых критериях пустыни Такла-Макан близ Лоуланя, Турфана и в неких других областях Таримской впадины. Их отличают длинноватые, заплетённые в косы волосы рыжеватого или светло-русого колера. Хорошо сохранились ткани — войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком. Более ранешние мумии могут быть датированы XVIII в. до н. э., более поздние — II в. н. э.
Эци (нем. otzi) — ледяная мумия человека эры халколита, обнаруженная в 1991 г. в ТирольскихАльпах на леднике Симилаун в равнине Эцталь на высоте 3 200 метров в итоге сильного таяния льда. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным способом, составляет приблизительно 5300 лет. В Австрии по месту обнаружения мумию именуют Эци, а в Италии мумия известна как Симилаунский человек и Тирольский ледяной человек. Является наистарейшей мумией человека, обнаруженной в Европе.
Болотные люди либо болотные тела — целиком либо отчасти сохранившиеся людские останки, обнаруженные в торфяных болотах на севере Европы, в основном в Дании, Германии, Нидерландах, Англии, Ирландии и Швеции. В отличие от других древних останков, у болотных тел сохранились кожные покровы и внутренние органы, потому они являются увлекательным материалом для исследования.
Официальный веб-сайт Гунтера фон Хагенса — германского анатома, который изобрёл технику пластификации чтоб сохранять живы организмы, вовлечённый в продвижение этого способа. Является создателем известной выставки «Body Worlds» — выставки тел людей и их частей. (на англ. языке)
По материалам Википедии.
Array