Операционная система (ОС) — программка либо совокупа программ, управляющая основными действиями ЭВМ, ее периферийными устройствами и обеспечивающая пуск всех других программ, также взаимодействие с оператором.
Функции ОС:
Многозадачность (multitasking, multiprogramming) — свойство операционной системы и ЭВМ, при которой один микропроцессор может обрабатывать немного различных программ либо различных частей одной программки вместе с этим. При всем этом все программки совместно удерживаются в оперативки и любая производится за некий период времени. К примеру, одна программка может работать, пока другие ждут включения периферийного устройства либо сигнала (команды) оператора. Способность к многозадачности зависит в основном от операционной системы, чем от класса ЭВМ. Более всераспространенной многозадачной системой является Unix компании AT&T’s Bell Laboratories (США).
Виды ОС:
Типы ОС:
Понятие операционной системы
Есть две группы определений ОС: «совокупность программ, управляющих оборудованием» и «совокупность программ, управляющих другими программами». Обе они имеют собственный четкий технический смысл, который, но, становится ясен только при более детализированном рассмотрении вопроса о том, для чего вообщем необходимы операционные системы.
Есть приложения вычислительной техники, для которых ОС излишни. К примеру, интегрированные микрокомпьютеры содержатся сейчас в почти всех бытовых устройствах, автомобилях (время от времени по 10-ку в каждом), мобильниках и т. п. Часто таковой компьютер повсевременно исполняет только одну программку, запускающуюся по включении. И обыкновенные игровые приставки — также представляющие из себя спец микрокомпьютеры — могут обходиться в отсутствие ОС, запуская при включении программку, записанную на вставленном в устройство «картридже» либо компакт-диске. (Многие интегрированные компьютеры и даже некие игровые приставки по сути работают под управлением собственных ОС).
Операционные системы, в свою очередь, необходимы, в том случае:
Многозадачность и рассредотачивание возможностей требуют определённой иерархии приемуществ компонент самой ОС. В составе ОС различают три группы компонент:
Большая часть программ, как системных (входящих в ОС), так и прикладных, исполняются в непривилегированном («пользовательском») режиме работы микропроцессора и получают доступ к оборудованию (и, по мере надобности, к другим ядерным ресурсам, также ресурсам других программ) только средством системных вызовов. Ядро исполняется в привилегированном режиме: конкретно в этом смысле говорят, что ОС (поточнее, её ядро) управляет оборудованием.
Текущая редакция эталона на ОС содержит определения около тыщи системных вызовов и других библиотечных подпрограмм (часть из которых должна реализоваться исключительно в определённых классах систем; напр., в системах «реального времени») и около 200 команд оболочки и утилит ОС. Эталон определяет только функции вызовов и команд, и не содержит указаний относительно методов их реализации.
Эталон, не считая этого, определяет метод адресации файлов в системе, локализацию (установки, касающиеся национально-специфических моментов, подобных, как язык сообщений либо формат даты и времени), совместимый набор знаков, синтаксис постоянных выражений, структуру каталогов в файловой системе, формат командной строчки и некие другие нюансы поведения ОС.
В определении состава ОС значение имеет аспект операциональной целостности (замкнутости): система должна позволять всеполноценно применять (включая модификацию) свои составляющие. Потому в полный состав ОС включается и набор инструментальных средств (от редакторов текста до компиляторов, отладчиков и компоновщиков). Операциональной замкнутостью владеют системы, удовлетворяющие «разработческому» профилю в определениях эталона.
История развития ОС
Предшественником ОС следует считать служебные программки (такие, как загрузчики), также библиотеки нередко применяемых подпрограмм, начавшие разрабатываться с возникновением универсальных компов 1-го поколения (конец 1940-х годов). Служебные программки минимизировали физические манипуляции оператора с оборудованием, а библиотеки позволяли избежать неоднократного программирования одних и тех же действий (воплощения операций ввода-вывода, вычисления математических функций и т. п.).
В 1950-60-х годах сформировались и были реализованы главные идеи, определяющие функциональность ОС: пакетный режим, разделение времени и многозадачность, разделение возможностей, реальный масштаб времени, файловые структуры и системы.
Развитие «обычных ОСей» началось в 1965 году. Самой первой операционной системой является Multics, в последствии на его базе был сотворен Unix. Multics употреблялся на компьютерах, которые применялись для сотворения мультов. Не имея перспективы развития, проект операционной системы был закрыт, а ее создатели стали создавать новые программки и даже что-то схожее на операционные системы.
Приемлимо обычное творение удалось сделать Кену Томпсону. В 1969 году он написал игру Space Travel, которая не имела абсолютно никакого фуррора и перспектив развития у нее небыло. Однако это очень сказано — небыло. Взявшись за свое детище, Кен Томпсон стал модернизировать операционную систему Multics для работы игры. Позднее операционная система получила заглавие Unics (от наименования операционной системы Multics), а еще позднее — UNIX.
Операционная система была написана с внедрением языка программирования — ассемблер, не имела графического интерфейса, работала в режиме командной строчки. Отличалась от предшествующей надежностью. Это качество сохранилось и до теперешних времен. В ней имелся командный интерпритатор BASH — Bounre Again SHell, позволяющий работать в среде операционной системы. Чуть-чуть позднее Кен Томпсон и его соратники по созданию Unix, стали продавать свою систему, как полностью устойчивый коммерческий проект.
Одной из первых операционнйх систем для индивидуальных компов была CP/M (Control Program/Microcomputer) — Управляющая Программка/Микрокомпьютер, предназначенная для компов с 8-разрядными микропроцессорами Intel 8080, Intel 8085, Z-80. Создатель системы: Гарри Килдэл, в следующем основоположник компании Digitasl Research. При разработке индивидуальных компов в 1981 году компания обратилась к IBM Digital Research с предложением сделать для IBM PC 5150 операционную систему с графическим интерфейсом. Те отказались помогать, и потому компания IBM обратилась за помощью к фирме Microsoft, которая с 1982 года начинает выпускать для IBM-совместимых персоналок операционне системы MS-DOS (Microsoft Discs Opereating System).
Почуствовав запах огромных средств за счет фуррора MS-DOS, компания Microsoft приступает к разработке операционной системы с графическим интерфейсом. Это было в 1983 году. Вот тогда команда, специализирующаяся по созданию программ для MS DOS, начинают заниматься созданием новейшей ОС уже с графическим интерфейсом.
Графический интерфейс — это оболочка, позволяющая применять для выполнения программ графические элементы, которые есть возможность видеть на дисплее монитора. К подобным элементам есть возможность отнести ярлычки, Полезные ссылки, кнопки меню, контекстные меню, Главное меню, десктоп и, очевидно, окна. Всеми этими элементами есть возможность управлять и даже запрограммировать все эти элементы на какие-нибудь действия (в том случае это позволяет операционная система). Уже не нужно находить на клавиатуре кнопки букв при вводе команд с клавиатуры и ждать результата выполнения той либо другой команды. Довольно щелкнуть мышкой по тому либо иному элементу — и тем сходу запускается программка, на которую показывает элемент. Программка работала уже не в консольком режиме, а в оконном — программка запускалась в графическом окне, для управления программкой стало вероятным применять кнопки управления, которые запускались при запуске той либо другой программки. Окно есть возможность свернуть, развернуть и закрыть — это главные характеристики окон. Естественно все перечисленные выше элементы графического интерфейса характерны только современным операционным системам, в первых графических операционных системах подобных частей небыло.
Первой операционной системой с поддержкой графического интерфейса юзера (GUI, Graphical User Interface — полное заглавие графического интерфейса) стала операционная система Macintosh (сокращенно — Mac), разработанная для компов Apple PC. Таковой интерфейс создавался в границах компании Apple и никто не имел никакого права копировать эту систему и устанавливать ее на компьютерах, не совместимых с Apple. Этот интерфейс был очень комфортным, появился десктоп, окна, раскрывающиеся меню и пиктограммы ярлычков позволяли применять компьютер с наибольшим удобством. В первый раз таковой графический интерфейс был разработан в компании Apple в 1983 году, а его продажа и даже реклама компьютера Apple с графической ОС Macintosh прошла по Американскому телевидению в 1984 году.
Только 20 ноября 1985 года компания Microsoft представила свою «операционную систему» Windows 1.0 на выставке компьютерных технологий в Лас-Вегасе. Данная операционная система была очень «сырой», ее даже именовать настоящей операционной системой — это было бы просто самообманом. Windows 1.0 был возведен с внедрением DOS, практически он являлся настоящей надстройкой DOS — графический проводник, позволяющий делать простые задачки над файлами и запускать программки после 1-го щелчка мышки по пикрограмме программки. В системе была так же реализована панель управления. На этом фактически удобство ОС заканчивалось. Система работала на компьютере с микропроцессором i286. Позднее последовал проект Windows 2.0, за ним Windows NT (New Technologies), Windows 3.0. Реальный фуррор начался с операционными системами с выходом версии Windows 3.0.
Немного слов о так именуемых программах-надстройках DOS. Это программки, запускаемые при запуске операционной системы, дозволяющие делать операции по редактированию текста при помощи специального редактора, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и каталогов с носителей материала и тому подобные операции. В подобных надстройках была реализована мышка, клавиатурные композиции кнопок, а для еще большего удобства были задействованы особые многофункциональные кнопки — это 12 кнопок, подписанные как F1, F2, F3 и т.д., находятся и на современных клавиатурах над группой буквенно-цифровых кнопок. Пример схожих программ — Norton Commander производства Symantec Corporation. Подобные программки есть и на данный момент и интенсивно употребляются на серверах при администрировании. Подобные Nortonу: Volkov Commander, Far, Windows Commander.
В 1986 году компания IBM и Microsoft объеденили свои усилия с целью сотворения высококачественного программного обеспечения. Результатом их работы стала операционная система OS/2.
Первоисточники:
Операционные системы: типы, история, характеристики
Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник. Операционная система.
Энциклопедия «Кругосвет». Операционная система.
Википедия. Операционная система.
Дополнительно по теме:
Перечень операционных систем
Коллекция операционных систем
Хронология операционных систем
Об операционных системах
New-Best.com: ядро операционной системы
New-Best.com: что такое Linux
New-Best.com: как устроен компьютер
Array