Зороастризм (авест. Мазда Ясна, букв. «почитание мудрости») — религия, сложившаяся на базе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), приобретенного им от Бога — Ахура-Мазды.
Зороастризм является первой пророческой и монотеистической религей в истории населения земли. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Разные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н.э. до VI века до н.э. Современные зороастрийцы ведут летоисчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие вышло в 1738 году до н.э. «Первая вера» — обычный эпитет Мазда Ясны.
Зороастризм появился в среде арийских племен, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Более возможным местом появления зороастризма является Северо-Восточный Иран и часть Афганистана, но есть научные теории о появлении зороастризма в Западном Иране, Средней Азии, на територии сегодняшнего Узбекистана (Хорезмская обл.).
Проповедь пророка носила ярко выраженный этический нрав, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир меж людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в Одного Бога. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — обычных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о базовой, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм именуют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элеменов других религий.
Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы 2-ух изначальных сил — добра и зла, Бога и злого беса Анхра-Майнью (Аримана). Ормазд в Конце Времён одолеет Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, потому зороастризм время от времени именуют асимметричным дуализмом.
Священный текст — «Авеста», написан на авестийском языке, близком к санскриту. По воззрению большинства ученых самим Заратуштрой была составлена ее древная часть, популярная под заглавием Гаты. В III веке н.э. были добавлены комменты (Зенд), и в полном виде канонический сборник именуется Зенд-Авестой. Классические зороастрийцы считают, что все части современного корпуса Авесты содержат правду, полученную в виде откровения прямо от Господа.
Анджоман мобедов Ирана (Анджоман-э Моган-э Иран), более авторитетная организация в структуре зороастрийской священнической иерархии, утверждает, что зороастризм является универсальной прозелитической религией. Людям, которые пришли к зороастризму без помощи других, при соблюдении неких критерий, не может быть отказано в его принятии. Но парсийские дастуры в Индии не признают возможность воззвания в зороастризм неиранцев по рождению, что осуждено как ложь. В отличие от ислама и христианства, зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности. Это разъясняется тем, что зороастрийцы не считают души всех людей, не исповедующих зороастризм, погибшими и требующими спасения. Считается, что души людей после погибели судят не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что дает возможность незаратуштрийцам прожить праведную жизнь и избежать худшей участи после погибели.
Догматика зороастризма
Зороастризм является религией с развитой догматикой, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и частично в период исламского завоевания. При всем этом в зороастризме нет серьезной догматической системы. Это разъясняется особенностями учения, в базу которого положен оптимальный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.
Есть возможность выделить ряд вероисповедных истин, которые следует знать, осознавать и признавать каждому зороастрийцу:
Более известными в истории зороастризма еретическими течениями являлись: митраизм, зурванизм, манихейство и маздакизм. Зороастрийцы опровергают идею реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира.
Ритуальная практика
Зороастрийцы присваивают огромное значение обрядам и церемониям. Основная особенность зороастрийских обрядов — борьба со всякой нечистотой, вещественной и духовной. В неких обрядах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные не подвержены осквернению при соприкосновении с трупом и владеют способностью своим присутствием и взором изгонять злых духов.
Священный огнь играет только важную роль в зороастризме, по этой причине зороастрийцев нередко называли «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое заглавие оскорбительным. Они говорят, что огнь — только образ Бога на земле. К тому же зороастрийский культ по-русски не может быть назван поклонением, так как во время молитвы зороастрийцы не кланяются, а стоят прямо.
Общие требования к обряду:
Ритуал принятия зороастризма — сэдрэ пуши (перс. букв. «одевание рубахи»), либо навджот (букв. новое рождение).
Ритуал проводится мобедом. Во время ритуала принимающий веру человек произносит зороастрийский знак веры, молитву Фраваран, надевает священную рубашку сэдрэ (судрэ) и повязывает священный пояс кушти. Ритуал проводится обычно по достижении ребенком совершеннолетия (15 лет), однако может проводиться в более ранешном возрасте, однако не ранее, чем ребенок сумеет сам произнести знак веры и повязать пояс. При принятии зороастризма новообращенным в зрелом возрасте нужно чтоб человек находился в здравом уме, не был наркозависим и не совершал неискупимых грехов. Будущий прозелит должен находиться в контакте с наставником более 1-го года до прохождения сэдрэ пуши. В это время он должен пройти обучение у мобедов либо бехдинов.
Сэдрэ и кушти — рубашка и пояс, специально освещенные мобедом, олицетворяют чистоту души и связь с богом, защищающую от наружного и внутреннего зла. Ношение священной одежки является долгом заратуштрийца. Религия предписывает находиться в отсутствие сэдрэ и кушти как есть возможность меньше времени. Пояс нужно постоянно обновлять, другими словами развязывать и повязывать поновой. Это нужно делать перед чтением молитвы, совершением принципиального поступка, принятием принципиального решения, после осквернения. Сэдрэ и кушти нужно повсевременно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, в том случае 1-ый выстиран. При неизменном ношении сэдрэ и кушти их принято поменять дважды в год — на Новруз и праздничек Мехр Ган.
Гахи — каждодневное пятикратное чтение молитв, нареченных по именам периодов в сутках — гахов:
Празднички и ритуалы
Источники:
Дополнительно на New-Best.com: