форум
22.08.2019
Просмотров: 480
Другое

Что такое принцип талиона?

alex2

Принцип талиона (лат. lex talionis, от talio — возмездие) — принцип предназначения наказания за грех, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый злодеянием — «око за око, зуб за зуб». (В текущее время изречение получило более мирный смысл и в современном российском языке означает то же, что: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».)

Талион возникает в праве, когда кровная месть в отсутствие пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану преступника и его рода от причинения лишнего вреда со стороны потерпевших.

Талион известен прежде всего первобытным народам, у каких применяется в самых различных формах, сохраняющих одно основное рвение — уравнять наказание с причиненным вредом. До каких пределов поочередно тут обыденное право, видно из того, что у обитателей Гвинеи мужчина, жена которого сделала прелюбодеяние, был в праве совершить такое же грех с супругой виноватого. В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосмотрительным падением с дерева имел возможность в подобных же критериях сам ринуться с дерева на неосмотрительного преступника.

Очень много выражена была мысль талиона в древнееврейском праве, в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В Библии принцип талиона был призван приостановить эскалацию мести, заменяя ее принципом равного возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на человеческом теле, так и ему обязано сделать» (Лев. 24:20). Принципиально подразумевать, что данный закон предназначался арбитрам, а не отдельному человеку, потому абсолютно ошибочно современное истолкование «око за око» как призыв к мести. Идет речь не о мести, а о согласовании меры воздаяния тяжести злодеяния. Принцип талиона содействовал формированию более высочайшего уровня человечьих отношений, которые выражаются в «золотом правиле этики» в его начальной отрицательной формуле: «Не поступай с другим так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой». С возникновением Нового Завета стало вероятным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «Поступай с другим так, как хочешь, чтоб поступали с тобой». Христианину приличествует останавливать зло на для себя.

В Коране. В Коране и в исламе в целом выслеживается подобная эволюция по смягчению талиона. Как и в Нагорной проповеди, в Коране при первом упоминании правила талиона делается отсылка к уже известному закону и потом дается наставление. Но фактически кораническое наставление не противопоставляется Моисеевому, однако только сопоставляется с ним: «О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. В том случае убийца прощен родственником убитого — своим братом по вере, — то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это — облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит [эту заповедь] после объяснения, — мучительная кара» (Коран 2:178; см. также 5:45 / пер. И.Ю. Крачковского).

Однако совместно с тем косвенно рекомендуется и прощение. В суре 2 прощение только упоминается, и основным при всем этом упоминании является «достойный выкуп». По свидетельству профессионалов, само слово «уплата» («оплата») — «кисас» — это то же слово, которое обозначает возмездие, месть, однако не кровную месть. В суре 5 продолжение ст. 45 (в пер. В. Пороховой) говорит: «А кто простит [за свои раны], И [возмещение за них] на милостыню направит, тому послужит это искуплением [грехов]». Опять-таки прощение тут только упоминается, однако не прямо требуется. Указывается не только лишь на предпочтительность прощения, в смысле отказа от физического наказания и альтернативу его валютной компенсацией, — да и на предпочтительность пожертвования приобретенной компенсации на милостыню. Последующий же стих практически закрепляет освеженный в сравненнии с традиционным правом талиона ценностный контекст: прощение, снисходительность, милостыня в соотнесении со спасением задают более возвышенный, альтуристически-перфекционистский метод морального мышления (5:46). В другом месте эта мысль получает предстоящее развитие: прощение прямо противопоставляется возмездию, при всем этом само воздаяние злом за зло рассматривается как зло, через совершение которого мстящий приравнивает себя злодею: (42:40 / смысловой пер. М.-Н.О. Османова).

Неувязка равенства и уравнивания очень существенна в Коране. Ради поддержания равенства в противоборстве с противником допускаются отступления от благочестия: «[Сражайтесь] в запрещенный месяц, [если они сражаются] в запрещенный месяц. [За нарушение] запретов [следует] возмездие. В том случае кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступите против него, подобно тому как он преступил против вас» (Коран 2:194 / пер. И.Ю. Крачковского). Мысль равенства доводится до идеи универсализуемости, при этом в требовании, касающемся дела к «неверным»: «Если вы подвергаете наказанию неправильных, то наказывайте подобным же образом, как вас наказывали» (Коран 16:126).

Стоит отметить очередной момент в коранических контекстах талиона: это норма раскрывается и конкретизируется в соотнесении с ситуациями войны либо острого и жестокого противоборства. На войне нужно быть снисходительным и готовым к прощению (см. Коран 2:192); однако первому не следует прекращать схватка, в том случае сохраняются условия, породившие войну, в том случае длятся «смуты и угнетения» (См. Коран 2:193). Другими словами, по отношению к противнику, тем паче неправильному, нужно быть благородным, однако не снисходительным. На обиду нужно отвечать обидой; защищающийся вправе использовать силу (см. Коран 42:41).

Следовательно, в Коране, в отличие от Нового Завета, талион не отвергается решительно; только в одном месте содержится констатация предпочтительности полного прощения возмездия. Талион ограничивается, однако это ограничение сопровождается и предложением и наставлением других подходов в морали — прощения, терпения, снисходительности, в том числе, ради грядущего спасения.

Такое совмещение талиона и милосердия свидетельствует о том, что в Коране содержится другая, по сопоставлению с Новым Заветом этика. В Новеньком Завете дана в конечном счете этика совершенствования, осуществляющегося через любовь к ближнему. В Коране этика совершенствования, милосердия и прощения связаны с этикой активного разрешения конфликтов в критериях противоборства с противником. В этом смысле кораническая этика стает явно социально направленной, предполагающей обязанности человека, выраженные в его ответственности за другого и за ситуацию, которая складывается в обществе.

В российском праве мысль талиона еще сохранялась в значимом объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, к примеру, за телесное повреждение предписывало отплачивать правонарушителю этим же: «отсечет руку либо ногу, либо нос, либо ухо, либо губки отрежет, либо глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в празднички, потому что они сами в празднички бьют, мучат и огнем жгут.

Огромную роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 г. предписывалось за богохульство прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и в отсутствие всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при неверных доносах.

Со временем вещественный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и обученных форм смертной экзекуции, перестает применяться. Вообщем возможность воплощения его равномерно пропадает при усложнении форм криминальной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание наказания лишение свободы.

Источники и Полезные ссылки:

  • ru.wikisource.org — информация из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона;
  • pravoteka.ru — материал из Юридической энциклопедии;
  • determiner.ru — материал из Словаря определений по истории страны и права забугорных государств;
  • eksmoprofi.ru — Згурский Г.В. Словарь исторических определений. М.: ЭКСМО, 2008. ISBN 978-5-699-27092-7;
  • ethicscenter.ru — Апресян Р.Г. Талион: его восприятие и видоизменения в христианстве и исламе // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте обилия культур / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит-ра, 2004. С. 221-229.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Что такое кровная месть?
  • Что такое вендетта?
  • Какие достойные внимания факты есть возможность прочесть в «Словаре исторических терминов»?
  • Дополнительно на New-Best.com о значении слов и выражений, крылатых фразах и цитатах:

  • Что такое «хренотень»?
  • Что такое «шаболда»?
  • Что такое «абракадабра»?
  • Что такое «респект»?
  • Что значит выражение «щипать корпию»?
  • Что значит выражение «В наших палестинах»?
  • Что значит выражение «Последнее китайское предупреждение»?
  • Что значит выражение «Этот цветочек мы уже нюхали»?
  • Что значит выражение «История мидян темна и непонятна»?
  • Что значит выражение «Синий чулок»?
  • Что значит выражение «В хвост и в гриву»?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас