Реализм (лат. вещественный, действительный) — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое проигрывание реальности в её типических чертах.
Общие признаки:
Художественное изображение жизни в видах, соответственное сущности явлений самой жизни.
Действительность является средством зания человеком себя и мира вокруг нас.
Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в определенных критериях.
Даже при катастрофическом конфликте искусство оптимистическое.
Реализму присуще рвение подвергать рассмотрению реальность в развитии, способность обнаруживать развитие новых соц, психических и публичных отношений.
Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по воззрению различных исследователей, или в эру Возрождения («ренессансный реализм»), или в эру Просвещения («просветительский реализм»), или в 30-х гг. XIX века («собственно реализм»).
Первыми выдающимися эталонами российской литературы этого направления стали работы позднего А.С. Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в российской литературе): историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин»; также М.Ю. Лермонтова (роман «Герой нашего времени») и Н.В. Гоголя (роман «Мертвые души»).
В Рф Д. Писарев был первым, кто обширно ввёл в публицистику и критику термин «реализм» , ранее времени термин «реализм» употреблялся А. Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год).
Ведущие принципы реализма в литературе и искусстве XIX-XX вв.:
беспристрастное отображение существенных сторон жизни в купе с высотой и истинностью авторского эталона;
проигрывание обычных нравов, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как государственных, исторических, соц воспримет, так и физических, умственных и духовных особенностей);
предпочтение в методах изображения «форм самой жизни», однако вместе с внедрением, отдельно в XX веке, условных форм (мифа, знака, притчи, гротеска);
преобладающий энтузиазм к дилемме «личность и общество» (отдельно — к неизбывному противоборству соц закономерностей и нравственного эталона, личного и массового, мифологизированного сознания).
Наикрупнейшие представители реализма в разных видах искусства XIX-XX вв.: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский, А.И. Солженицын и многие другие.
Дополнительно:
Раздел «Реализм» в «Литературной энциклопедии» (содержание):
I. Общий нрав реализма
II. Этапы реализма:
А. Реализм в литературе докапиталистического общества
Б. Буржуазный реализм на Западе
В. Буржуазно-дворянский реализм в Рф
Г. Реализм революционно-демократический
Д. Пролетарский реализм
III. Библиография (литература о реализме)
Источники:
Статья «Реализм» на веб-сайте «Литературный глоссарий»
Статья «Реализм (литература)» в Википедии
Дополнительно на New-Best.com:
Сентиментализм как литературное направление:
Что такое сентиментализм?
Каковы главные черты сентиментализма?
Каковы главные жанры сентиментализма?
Каковы особенности российского сентиментализма?
Где отыскать уроки на тему «Понятие о сентиментализме»?
Где отыскать статьи на тему «Понятие о сентиментализме»?
Где отыскать презентации на тему «Понятие о сентиментализме»?
Когда существовал сентиментализм в литературе Европы и Рф?
Кто является представителями сентиментализма в области литературы?
Романтизм как литературное направление:
Что такое романтизм?
Каковы особенности романтизма в Рф?
Каковы особенности романтизма в музыке?
Каковы особенности романтизма в живописи?
Каковы особенности романтизма в литературе?
Каковы особенности романтизма в театральном искусстве?
Array