Рош ха-Шанá, также Рош а-Шана, Рош га-Шана (букв. «голова года», т.е. начало года) — еврейский (иудейский) Новый год. Является библейским праздничком, другими словами предписывается Танахом (Левит 23:23-24): «В седьмой месяц (тишри), в 1-ый день месяца да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Празднуется с начала эры Второго Храма (к. VI — нач. V вв. до н.э.)
Рош ха-Шана празднуется в направление 2-ух дней: 1-го и 2-го числа месяца тишрей (тишри), совпадающего обычно с сентябрем. Как и все еврейские даты, Рош ха-Шана наступает вечером после захода солнца.
Самым праздничным моментом праздничка является трубление в рог (шофар) во время синагогальной службы. По сложившемуся обычаю, к новогодней трапезе готовят особенные блюда.
Законы и обычаи праздничка
В 1-ый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книжку Жизни. Во время торжественной трапезы принято окунать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтоб наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом.
Слова пророка Михи (Михея): «Он снова умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в бездну морскую все грехи наши» (Мих. 7:19) легли в базу ритуала ташлих: после пополудни (в 1-ый день Рош ха-Шана либо во 2-ой, в том случае 1-ый день приходится на шаббат) евреи собираются около реки, ручья, источника либо у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы. Этот ритуал не упоминается в Талмуде, так как имеет более позже происхождение.
Подобно всем еврейским праздничкам, сей день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать 10 библейских текстов, упоминающих Господа как царя, 10 текстов, упоминающих Всевышнего как помнящего всё, и 10 текстов, в каких упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в процессе утренней молитвы.
Трубление во время синагогальной службы в шофар — соответствующая черта празднования Рош ха-Шана. Это действие истолковывают как вызов на трибунал либо призыв к покаянию.
Главные мотивы Рош ха-Шана как религиозного праздничка, освящающего начало года, — это раскаяние в преддверии приближающегося Судного дня и молитвы о том, чтоб наступающий год оказался благополучным и злачным. В эти дни верующий отдаёт себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он воспринимает решения, как поправить недочеты и проступки, как возвратиться к Богу.
В почти всех сферах жизни Израиль начинает собственный год в Рош ха-Шана. На правительственной корреспонденции, в газетах и радиопередачах «еврейская дата» указывается первой. Новогодние поздравления в Израиле также посылают перед Рош ха-Шана, а не в последних числах декабря, как это принято в западных странах.
С этого дня начинаются 10 дней молитв и раскаяния, именуемые «Дни Трепета», либо «Десять дней покаяния», которые завершаются праздничком Йом-Кипур.
Дни, на которые приходится Рош ха-Шана:
Источники и дополнительные материалы:
См. также на New-Best.com:
Дополнительно на New-Best.com о Библии и иудаизме: