Осина, либо осина обычная, либо тополь дрожащий (от лат. роpulus trеmula) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.
Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в поперечнике.
Живёт 80-90, изредка до 150 лет. Растёт очень стремительно, однако подвержена болезням древесной породы. Старенькые, большие и при всем этом здоровые особи — большая уникальность.
Корневая система размещается глубоко под землёй. Обильно образует корневые потомки.
Кора юных деревьев гладкая, светло-зелёная либо зеленовато-серая, поближе к комлю с годами растрескивается и темнеет. Древесная порода белоснежная с зеленым цветом.
Листорасположение — очерёдное. Листья округленные либо ромбические, длиной 3-7 см, острые либо тупые на верхушке, с круглым основанием, края городчатые, жилкование перистое. У порослевых побегов листья могут иметь еще огромные размеры (до 15 см) и практически сердцевидную форму. Черешки листьев сплюснуты с боков в высшей части, длинноватые, потому листья просто колеблются при движении воздуха. Осенью листья окрашиваются в разные тона — от золотистых до бардовых.
Растения раздельнополые. Цветки маленькие, неказистые, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красные, длиной до 15 см, дамские серёжки зеленые и тоньше. Цветёт осина до распускания листьев.
Плод — очень маленькая коробка; семечки снабжены пучком волосков — пуховкой.
Имеются декоративные формы с плакучими и пирамидальными кронами.
Распространение
Всераспространена по всей местности Рф. За пределами Рф всераспространена в Казахстане, Крыму, Европе, Китае, Монголии, на полуострове Корея.
Встречается на границе леса и тундры, растёт в лесной и лесостепной зонах. Её есть возможность повстречать по берегам водоёмов, в лесах, по опушкам, время от времени на сухих песках и вырубках, по оврагам, болотам и в горах; подымается до верхней границе леса.
Отлично растёт на разных почвах, образует незапятнанные осинники и заходит в состав смешанных лесов совместно с хвойными (сосной, лиственницей, елью) и лиственными (берёзой, ольхой, дубом). В степях из их образуются колонии — осиновые колки, растущие из отдельной рассады и размножающиеся средством побегов корневой системы; новые стволы в колонии могут показаться на расстоянии до 30-40 метров от родительского дерева. Некие колонии становятся очень большими с течением времени, распространяясь со скоростью примерно метр в год, в конечном счете занимая немного гектаров. Они способны пережить лесные пожары, так как корневая система размещена глубоко под землёй.
Осиновое дерево плодится, чаше всего, корнями и веткопадом. Осиновый кол, вколоченный в почву, по весне пускает корни, от пня спиленной осины вырастают юные побеги (как и у очень жизнестойких тополя, вербы, малины, смородины).
Применение
Целительные характеристики
Почему дрожит осина
Биологи разъясняют дрожание осины (она по-другому и именуется: «дрожащий тополь») ее соответствующей особенностью — очень подвижными листьями, приходящими в движение даже от слабенького ветерка, так как листовые пластинки прикрепляются к концу длинноватого, узкого черешка, плоского и очень сплющенного с боков, и, как следствие — отдельно просто изгибающегося.
Осина в легендах и народных традициях
Сохранились легенды, объясняющие осиновую дрожь по-разному: по какой-то из них, дерево, узнав, что из него будет изготовлен крест для распятия, задрожало от кошмара всей листвой; по иной — во время распятия все деревья склонили вершины, и только осина осталась прямой, за что и обречена была на нескончаемую дрожь. Во всяком случае, выбор осины в качестве орудий пытки и экзекуции, был, очевидно, не случаен: она за длительное время до того числилась деревом мертвых (а по современным данным, понятно, что при выдержке ее древесная порода «костенеет»).
Справочники по знакам, приметам и суевериям именуют осину эмблемой горестного плача и стыда, считают, что на «языке» деревьев она значит чувствительность.
Еще до принятия христианства негативное отношение к этому дереву было очень всераспространенным. В литовском предании «Ель — царица ужей» повествуется, что дочь Ели — Осина сделала тяжкий грех: предав мама и отца, послужила предпосылкой их смерти, и после погибели перевоплотился в дерево, нареченное по ее имени.
Латыши разъясняли дрожание листьев разгуливанием Вея Маты (Мата — означает «мать») по корням осины либо сотрясанием ее злыми силами, к примеру Марей (аналог славянской Марены, богини Зла и Погибели).
Где-то у восточных славян осину считали также «чертовым деревом» (гуцулы так и совсем называли черта — «осиновец»). В местах, где вырастает осина, по народным поверьям, «вьются» черти. Конкретно по этой причине у прибалтийских народов воспрещалось укрываться в грозу под осиной, т.к. Перкунас (бог-громовник) поражает конкретно ее, прячущую черта.
Осиновый кол с незапамятных времен известен как орудие против вурдалаков и упырей, так как они числились окаянными при жизни (заложными) душами, и победить их есть возможность было только «проклятым» деревом — по принципу подобия. Осиновыми колышками окружали огородные грядки, защищая их от медведки. Кстати, у А.Линевского в «Листах каменной книги» осиновый кол упоминается в качестве средства защиты входа в землянки древних стойбищ, а этот создатель — не просто писатель, к тому же узнаваемый этнограф, археолог, имя которого связано с открытием петроглифов (наскальных рисунков) в Карелии.
В рунической традиции осина связывается с эмблемой Ehwaz, ей приписывается мудрость, способность противостоять хоть каким условиям, отводить погибель, лечить.
Первоисточники: