Тотемизм (на языке североамериканских краснокожих оджибве ототем — «его род») — одна из форм родоплеменных верований и культов.
Тотемизм представляет собой комплекс религиозных представлений, легенд, обрядов и обычаев, построенных на убежденности в существовании сверхъестественных кровнородственных связей меж человеком и разными предметами, явлениями и созданиями (тотемами).
Тотем — животное, растение, явление природы и т.д. — воспринимается как реальный первопредок, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всем, связанным с ним общим происхождением и узами родства.
В качестве тотема встречаются ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных либо растений, к примеру, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т.п., однако в большинстве случаев — классы животных и растений. Так, к примеру, североамериканское племя оджибве состоит из 23-х родов, любой из которых считает своим тотемом особенное животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т.п.). В Австралии, где тотемизм отдельно всераспространен, даже природные явления распределены меж теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некие породы деревьев и т.д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
В рамках тотемизма появлялись и функционировали различные социальные нормы, устанавливающие общественную иерархию и разграничивающие племена и фратрии.
Имела место система определенных запретов, связанных с отношениями человека и его предка — табу. Так, табу накладывались на поедание тотема либо его отдельных частей, кроме ритуальных церемоний.
Термин «тотемизм» был введен в научный оборот английским путником Дж. Лонгом в 1791 г. Более серьезные исследования тотемизма в XIX-XX вв. выполнили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Дж. Фрэзер и др.
Толкование и разъяснение тотемизма сейчас предлагают 10-ки различных теорий и концепций. Более пользующимися популярностью из их являются: трактовка тотемизма как начальной формы религии (Ф. Дюркгейм и др.) и как примитивной умственной классификационной системы (К. Леви-Строс и др.). Посреди психических концепций тотемизма большей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книжке «Тотем и табу. Психология первобытной цивилизации и религии» (1913). Психоаналитическая концепция тотемизма не один раз подвергалась различной критике за ее мифологичность и умозрительность.
Источники и Полезные ссылки: