Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в какой происходит появление и формирование главных психических новообразований человека на той либо другой ступени его развития и закладываются базы для перехода к новейшей ведущей деятельности.
Выделяют последующие ведущие деятельности:
Считается, что ведущая деятельность не появляется сходу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а появление новейшей ведущей деятельности не значит исчезновения той, которая была ведущей на предыдущем шаге. Критичное рассмотрение представлений о роли ведущей деятельности в возрастном развитии не подразумевает отрицания ее значения, но подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-нибудь одной ведущей деятельности, априорно выделенной в каждом возрастном шаге (А. В. Петровский).
Зависимо от социальной ситуации развития в группах различного уровня и состава (учащиеся, военные, несовершеннолетние преступники и т. п.) ведущий нрав могут принимать разные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные дела.
При всем этом предлагается различить ведомую деятельность, которая призвана сформировывать общественно ценные психологические новообразования (педагогический подход к дилемме ведущей деятельности), и ведомую деятельность, которая реально сформировывает эти новообразования (психический подход).
Первоисточники: