форум
22.08.2019
Просмотров: 229
Нью бест

Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?

alex2

Нормы потребления местоимений

1. Употребление местоимений его, её, их.

  • Нарушения в образовании форм притяжательных местоимений его, её, их: его книжка, её книжка, их книжка. Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, собственный), не меняются.
  • Наигрубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по эталону других притяжательных местоимений (неприемлимо — ихний план, верно — их план).
  • 2. Употребление личного местоимения он в косвенных падежах в купе с предлогами.

  • При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в купе с предлогами к нему прибавляется обычно изначальное н, отсутствующее при беспредложном употреблении: увидел его войти после него.
  • Употребление форм в отсутствие н при наличии предлога (войти после его) является наигрубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует о низкой речевой культуре говорящего.
  • 3. Употребление местоимения сама.

  • Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа дамского рода может иметь две формы: саму и самоё.
  • 1-ая из их (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, 2-ая — самоё (однако не — самою, самую) — книжная: Винить ей приходится только самоё/саму себя.
  • 4. Употребление слов-заместителей.

  • При использовании местоимений в речи принципиально учесть контекст. Нужно, чтоб читателю либо слушателю было ясно, какое слово замещено местоимением. Самые большие трудности обычно вызывает употребление неких личных, указательных, возвратимых, притяжательных и относительных местоимений.
  • Функцию замещения знаменательных слов делают прежде всего указательные местоимения (тот, этот, таковой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), также личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который.
  • Нельзя применять эти местоимения в этом случае, в том случае в прошлом контексте нет замещаемого слова. К примеру, в контексте: В доме раздавались клики. Они пробовали выломать раму — неприемлимо употребление местоимения они, так как в прошлом предложении не названо существительное, которое обязано замещать данное местоимение.
  • В том случае предложение содержит немного существительных мужского либо дамского рода, то неприемлимо в следующем предложении применять местоимения он, она, его, её. Так, в тексте: В романе изображена женщина, увлечённая работой. Она нужна моим товарищам — неприемлимо употребление местоимение она, так как в прошлом предложении есть два существительных дамского рода: женщина, работа.
  • То же самое относится к использованию местоимений они, их, в том случае предшествующий контекст содержит немного существительных в форме множественного числа. К примеру, в сложном предложении: В этом сборнике размещены статьи преподавателей, где они разбирают трудности воспитания — двусмысленность от использования местоимения они создаётся поэтому, что в основном предложении употреблено два существительных — статьи, преподаватели.
  • Особенного внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который. Местоимение обычно замещает наиблежайшее к нему предыдущее существительное. Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки — есть возможность объяснить так, что конкретно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.
  • 5. Употребление возвратимого местоимения себя.

  • Огромное число недочётов находится при употреблении возвратимого местоимения себя, которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.
  • Возвратимое местоимение служит для указания на то, что объект действия идиетичен с субъектом, по другому говоря, обозначает, что действие ориентировано на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (я поранил для себя руку; она поранила для себя руку; они приобрели для себя квартиру), однако может и не совпадать с ним (задумайся о людях, не жалеющих себя для других).
  • Возвратимое местоимение себя может употребляться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то либо другое состояние. Это лицо обычно выражается существительным либо местоимением в дательным падеже либо в родительном падеже с предлогом у: мне посчастливилось отыскать для себя комнату; у отпрыска не было предпосылки быть недовольным собой.
  • Во всех схожих случаях местоимение себя показывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом: я нашёл для себя комнату.
  • Двусмысленность обычно создаётся в этом случае, в том случае инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом. К примеру: Мама повелела дочери принести для себя воды. В данном случае в предложении находится два действующих лица: повелела принести воду мама, а принесет её дочь. Потому местоимение для себя может указывать и на мама, и на дочь. Чтоб избежать неясности, предложение нужно поменять.
  • В том случае вода создана для дочери, то предложение может быть выстроено последующим образом: Мама повелела, чтоб дочь принесла для себя воды.

    В том случае же вода создана для мамы, то применять схожую конструкцию уже нереально. Есть возможность употребить сложное предложение с подменой возвратимого местоимения личным (Мама повелела, чтоб дочь принесла ей воды). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мама), данным в прошлом главном предложении. Но тут всё же сохраняется определённая неясность, так как в выражении содержатся два существительных дамского рода (мама и дочь), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Потому для большей точности лучше применять более широкий контекст, к примеру: Мамы хотелось пить, и она повелела дочери принести воды.

  • Возвратимое местоимение не употребляется в предложениях, в каких подлежащим является часть речи, обозначающая предмет либо понятие, не совершающие действия. Потому исправления просит фраза: Определение, имеющее относящиеся к для себя слова, обычно обособляется, в том случае стоит после существительного. Во-1-х, тут нужно поменять возвратимое местоимение к для себя на личное к нему, во-2-х, следует исключить из предложения хотя бы одно из реальных причастий. В этом случае есть возможность применять словосочетание: распространённое определение. (Распространённое определение обычно обособляется, в том случае стоит после существительного.)

  • 6. Употребление в тексте притяжательного местоимения собственный.

  • Данное местоимение, как и возвратимое, показывает на принадлежность предмета, свойства, характеристики лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам: я/ты/он/они купил/приобрели билет за свои деньги.
  • При наличии в предложении нескольких действующих лиц также появляется двусмысленность: Доктор попросил помощника прочесть собственный реферат — остаётся неясным, чей же реферат — доктора либо помощника — следовало прочесть.
  • Потому в том случае в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение — существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их: Я застал товарища в своём кабинете (некорректно) — Я застал товарища в его кабинете.
  • Эти местоимения могут быть применены и в этом случае, в том случае подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) различных родов: Сергей застал сестру в своём кабинете(некорректно)- Сергей застал сестру в её кабинете.
  • В том случае подлежащее и дополнение выражены существительными (либо личным местоимением третьего лица и существительным) 1-го и такого же числа и 1-го и такого же рода, то есть возможность применять обычное либо сложное предложение, в каком будет названо только одно действующее лицо: Доктор попросил помощника прочесть собственный реферат (некорректно) — Доктор попросил помощника, чтоб тот прочел собственный (помощника) реферат; Реферат доктора, по его просьбе, был прочитан помощником.
  • 7. Согласование с замещаемым словом.

  • При употреблении местоимений часто нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение обязано быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.
  • В том случае замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение обязано употребляться в форме единственного числа, так как данные существительные, хотя указывают на огромное количество, представляют собой форму единственного числа. Потому грамматически неправильными будут последующие примеры потребления местоимений: Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад; В исследовательской работе интенсивно участвует студенчество. Они захватили немного популярных премий на интернациональных конкурсах.
  • В том случае собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует применять форму единственного числа местоимения, другими словами грамматически корректным будет контекст: Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.
  • В том случае существительное обозначает лиц, то более уместно поменять собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, другими словами 2-ой пример есть возможность скорректировать последующим образом: В исследовательской работе интенсивно участвуют студенты. Они захватили немного популярных премий на интернациональных конкурсах.
  • В том случае местоимение стоит после сочетания 2-ух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение обязано быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия: Пушкин дал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями сударя.
  • Упражнение к теме «Употребление местоимений»

    Задание: исправьте ошибки и некорректности в употреблении местоимений; в тех случаях, когда может быть двойственное осознание контекста, подберите немного вариантов выражений, исключив двусмысленность.

    1. Главный герой уезжает в город, который остается там работать.

    2. Подросло целое поколение, для которых война — только история.

    3. В том случае за собаками в направление трёх дней не явятся обладатели, они подлежат уничтожению.

    4. Отпрыск Меньшикова и немного его адъютантов повстречали величавого князя на Каче.

    5. Ихний дом — за этим углом.

    6. Прочитав адрес, он скомкал записку и, закурив сигарету, положил её в кармашек.

    7. Приглашены были офицеры, которые посодействовали царю на Сенатской площади спасти свою жизнь и удержать власть.

    8. Заведующая обувной секцией, срочно вернитесь к для себя!

    9. Я застал ассистента в своём кабинете.

    10. Предприятия, построенные на этих берегах, сливают переработанные воды прямо в реки, в отсутствие их подготовительной чистки.

    11. Около его собралась целая масса любознательных.

    12. Следует положить прокладки под опору балки и закрепить её совсем.

    13. К мастеру всегда обращаются с вопросами юные рабочие.

    И он всегда старается их объяснить им. У него есть чему поучиться им.

    14. Директор произнес мастеру, что это не заходит в его обязанности.

    15. Комедия «Горе от ума» написана сначала XIX века. Оно сохранило актуальность и на данный момент.

    16. Крестьянство сызвека кормило всю страну. Они обрабатывали землю, занимались скотоводством.

    17. Я представляю Метелицу на своём вороном жеребце.

    18. Мария Сергеевна попросила принести свою тетрадь.

    19. Собака — друг человека. Они помогают ему во всём.

    20. Его жизнь стала похожа на жизнь собственного отца.

    Источники:

  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Вариантные формы местоимения» в пособии И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений» в пособии И.Б. Голуб «Стилистика российского языка»
  • Упражнения к теме «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно:

  • Как писать вы и ваш — с строчный либо со строчной буквы?
  • Употребление местоимений в различных стилях речи
  • Стилистическая черта вариантных форм местоимений
  • Стилистическое внедрение местоимений в художественной речи
  • Стилистическая оценка устаревших местоимений
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Что такое местоимение?
  • Какие есть разряды местоимений?
  • Какова синтаксическая роль местоимений?
  • Каковы правила правописания местоимений в российском языке?
  • Где отыскать упражнения к теме «Правописание местоимений»?
  • Как отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий?
  • Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас