форум
22.08.2019
Просмотров: 264
Нью бест

Где отыскать упражнения к теме «Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, постфиксов»?

alex2

Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, нулевых суффиксов, постфиксов

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο» за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.


Более продуктивным в российском языке является образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, постфиксов.

А. Приставочный метод — образование новых слов при помощи приставок. К примеру, глагол переплыть образован от глагола плыть при помощи приставки пере— (пере-плы-ть ← плы-ть).

  • Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При всем этом производные слова, образованные приставочным методом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
  • Приставочный метод применяется при образовании всех знаменательных частей речи: дис-комфорт ← комфорт ; вы-ходи-ть ← ходи-ть; сверх-одарённ-ый ← одарённ-ый; по-ныне ← сейчас.

  • Однако более продуктивен он при образовании новых глаголов: за-пе-ть ← пе-ть; до-пе-ть ← пе-ть; с-пе-ть ← пе-ть; пере-пе-ть ← пе-ть.
  • Б. Суффиксальный метод — образование нового слова при помощи словообразовательных суффиксов. К примеру, глагол смолить образован от существительного смола при помощи глагольного суффикса -и- (смол-и-ть ← смол-а).

  • Суффиксальный метод — один из самых распространённых в языке. С его помощью в российском языке образуются все знаменательные части речи.
  • Часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего: берез-няк ← берёз-а; перепис-ыва-ть ← перепис-а-ть; сер-оват-ый ← сер-ый; может быть другой, чем у производящего слова: сер-е-ть ← сер-ый; сер-ость ← сер-ый; сер-о ← сер-ый.

  • В. Нулевая суффиксация — образование нового существительного путём важного использования отсутствия суффикса. В неких пособиях этот метод именуют также бессуффиксным.

    Нулевой суффикс обозначают знаком Ø: высь-Ø-Ο («высокое пространство») ← выс-ок-ий; задир-Ø-а («тот, кто задирает») ← задира-ть.

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие вещественно выраженного окончания при наличии нулевого окончания. К примеру:

  • восхожд-ени[j-э] ← восход-и-ть; надрез-к-а ← надрез-а-ть; удаль-ств-о ← удал-ой;
  • восход-Ø-Ο ← восход-и-ть; надрез-Ø-Ο ← надрез-а-ть; удаль-Ø-Ο ← удал-ой.
  • В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного применен вещественно выраженный суффикс, во 2-м случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) — нулевая суффиксация.

    При образовании отглагольных существительных при помощи нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей базы (отсекается глагольный суффикс): заслуг-Ø-а ← заслуж-и-ть; рассказ-Ø-Ο ← рассказ-а-ть; щебет-Ø-Ο ← щебет-а-ть.

    В современном российском языке имеется огромное число слов, образованных путём нулевой суффиксации. См. подробнее:

  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • У каких прилагательных есть нулевые суффиксы?
  • У каких существительных есть нулевые суффиксы?
  • У каких наречий есть нулевые суффиксы?
  • Ниже перечислены существительные, образованные при помощи нулевых суффиксов.

    1. Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия либо его результата:

    вход ← заходить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

    2. Отглагольные существительные дамского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия либо его результата:

    расплата ← расплатиться, награда ← заслужить.

    3. Отглагольные существительные дамского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия либо состояния:

    брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

    4. Отглагольные существительные общего рода на -а, -я, обозначающие человека по соответствующему для него действию:

    забияка ← задирать, рёва ← реветь.

    5. Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака либо наименования лица по отличительному признаку:

    примитив ← простой, оригинал ← уникальный.

    6. Существительные дамского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку:

    гуща ← густой, круча ← крутой.

    7. Существительные дамского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака:

    синь ← голубий, глушь ← глухой.

    Г. Приставочно-суффиксальный метод — образование новых слов путём одновременного присоединения к базе производящего слова приставки и суффикса.

    Приставочно-суффиксальным методом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия: под-стакан-ник-Ο ← стакан-Ο; под-шеф-н-ый ← шеф-Ο; обез-оруж-и-ть ← оружи-[j-э]; по-сво-ему ← сво-й.

    Примечания.

    1. Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным методом, нередко выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, при этом в производном слове употребляется приставка, омонимичная предлогу: под-окон-ник-Ο («под окном») ← окн-о; под-стакан-ник-Ο («под стаканом») ← стакан-Ο; без-лун-и[j-э] («без луны») ← лун-а.

    2. Суффикс -j- «спрятан» в слове: безлюдье (без-людь-[j-э]) ← люд-и.

    3. Префиксально-суффиксальным методом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

  • от прилагательных — с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и: по-взрослому ← взрослый; по-хорошему ← неплохий; по-товарищески ← товарищеский; по-волчь-[j —и] ← волчий;
  • от порядковых числительных — с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их: во-перв-ых ← первый; в-треть-их ← третий.
  • 4. Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, при этом в производном прилагательном употребляется приставка, омонимичная предлогу: без-ног-Ø-ий («без ног») ← ног-а; без-рог-Ø-ий («без рогов») ← рог-Ο.

    Д. Постфиксальный метод — образование нового слова при помощи словообразовательных постфиксов.

  • В российском языке к словообразовательным постфиксам относятся:
  • б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь.

  • Потому постфиксальным методом образуются возвратимые глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия: учи-ть-ся ← учи-ть; как-ой-то ← как-ой; когда-либо ← когда.

    Е. Немного смешанных методов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

  • приставочно-постфиксальный метод — образование новых слов путём одновременного присоединения к базе производящего слова приставки и постфикса: вы-плака-ть-ся ← плака-ть; в-чита-ть-ся ← чита-ть;

  • суффиксально-постфиксальный метод — образование новых слов путём одновременного присоединения к базе производящего слова суффикса и постфикса: толп-и-ть-ся ← толп-а; скуп-и-ть-ся ← скуп-ой;
  • приставочно-суффиксально-постфиксальный метод — образование новых слов путём одновременного присоединения к базе производящего слова приставки, суффикса и постфикса: пере-шуч-ива-ть-ся ← шут-и-ть.
  • Упражнения к теме «Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, постфиксов»

    Упражнение 1. Найдите производящие слова для последующих имён существительных. Дайте определение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в их производную и производящую базы. Отметьте случаи усечения производящей базы и чередования звуков. Назовите метод словообразования.

    Аптекарь, артистизм, аферист, безвкусица, белизна, кавардак, достояние, величие, вице-президент, влажность, вороньё, всячина, выборы, гладь, глушь, горечь, градусник, громила, доченька, жестянка, жильё, загон, зажим, заика, здоровье, зелёнка, изморозь, кислинка, кража, междуречье, междуцар-ствие, миллионер, министерство, мудрец, нагрудник, накипь, неверие, недотрога, ножнички, обман, осетрина, открытка, пекарня, перевыборы, передовица, подлиза, подорожник, подосиновик, подсистема, полесье, утрата, предплечье, предубеждение, предыстория, примесь, прыгалка, запуск, розыск, сверхприбыль, сеялка, собеседник, собеседница, созвездие, старина, старьё, терпение, растрата, удаль, улов, хворь, хранитель, целина, чернильница, очистка, шалунья.

    Упражнение 2. Найдите производящие слова для последующих имён прилагательных. Дайте определение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в их производную и производящую базы. Отметьте случаи усечения производящей базы и чередования звуков. Назовите метод словообразования.

    Бабушкин, безбородый, безвинный, безголосый, малограмотный, беззубый, безъязыкий, безъязычный, бескрылый, бесполый, бесхвостый, беспощадный, буровой, весенний, волосатый, говорливый, давний, диванный, зарубежный, заполярный, местный, зеленной, золотой, костистый, кровавый, междугородний, набедренный, наземный, незабвенный, немедленный, неминуемый, непрерывный, злосчастный, сегодняшний, околоземный, отглагольный, отчий, побережный, погожий, подчиненный, подмосковный, подсудный, поморский, посильный, схожий, предполётный, прежний, пресыщенный, приморский, приречный, рабочий, ранешний, репчатый, сахаристый, свиной, нынешний, серебристый, скрипучий, скуластый, слезный, современный, стиральный, похожий, терпимый, толстенький, усталый, читальный, читательский.

    Упражнение 3. Найдите производящие слова для последующих глаголов, причастий и деепричастий. Дайте определение производного слова при помощи производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в их производную и производящую базы. Отметьте случаи усечения производящей базы и чередования звуков. Назовите метод словообразования.

    Бродяжничать, венчать, венчающий, показываться, видневшийся, вскрикивать, вскрикнуть, распрямить, выпрямленный, выпрямиться, выпрямлять, выпрямляя, выпрямляться, группировать, скупиться, запятнать, запятнанный, змеиться, измельчить, измельчённый, привередничать, крепчать, кликнуть, малодушничать, мельчать, мельчить, насвистывать, повенчать, обвенчанный, окрепнуть, осиротеть, остолбенеть, отплясывать, переработать, переделавший, переделанный, переделывать, плутовать, подсматривать, подсматривая, пожадничать, приговаривать, принюхаться, принюхавшись, пятнать, разгуливать, раздувать, раздуть, сбежаться, сбежавшись, сгруппировать, сгруппировывать, сиротеть, скупиться, слипнуться, столбенеть, толкнуть, толпиться, шелушить.

    Упражнение 4. Найдите производящие слова для последующих наречий. Дайте определение производного слова при помощи производящего. Составьте словообразовательные пары и выделите в их производную и производящую базы. Отметьте случаи усечения производящей базы и чередования звуков. Назовите метод словообразования.

    С босыми ногами, поблизости, вдогонку, забавно, вечером, взамен, взаперти, вкрутую, поистине, волчком, во-1-х, вплавь, вручную, втемную, всячески, два раза, досуха, раз в день, засветло, время от времени, от всей души, летом, мимолетно, молодецки, молча, навечно, налегке, наповал, нараспашку, некстати, ненамного, ночкой, в один прекрасный момент, с этого момента, певуче, пешком, по-английски, по-видимому, по-волчьи, по-зимнему, ползком, по-лисьи, по-мужски, по-нашему, заного, доныне, поодиночке, по-походному, как и раньше, послезавтра, по-хозяйски, с боковой стороны, справа, тайком.

    Электрические морфемные и словообразовательные словари:

  • Морфемно-орфографический словарь Тихонова А.Н. (чтоб узреть деление слова на морфемы, следует надавить на символ «+» в разделе «Морфемно-орфографический словарь, 2002 г.»).
  • Словообразовательно-морфемный словарь российского языка Галиуллина К.Р. (представлены словообразовательные гнёзда и деление слова на морфемы).
  • Источники:

  • Глава «Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, постфиксов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Упражнения к теме «Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, постфиксов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Как отыскать базу слова?
  • Как отыскать корень в слове?
  • Как отыскать окончание в слове?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Как отыскать нулевой суффикс в слове?
  • Как разобрать слово по составу?
  • Какая база в слове армия?
  • Какое окончание в словах класса армия, акация?
  • Есть ли окончание в слове обидно?
  • Какой суффикс в словах волчий, лисий?
  • Однообразные ли окончания в словах низ, вниз?
  • Какие есть морфемные и словообразовательные словари российского языка?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас