форум
22.08.2019
Просмотров: 136
Нью бест

Где отыскать задачки со словами в Сети?

alex2

Лингвистические задачки — особенный жанр лингвистической учебной литературы; в том же значении употребляются определения «самодостаточные лингвистические задачи» и «самодостаточные задачи».

Самодостаточная задачка представляет собой особенный класс задачки, значительно отличаясь от задач и упражнений проверочного нрава, которые давно использовались в процессе преподавания лингвистических дисциплин.

В термине «самодостаточная задача» существенны оба составляющие его слова:

  • это задачка, так как, в отличие от различного рода упражнений и заданий, ее необходимо решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в итоге определенных логических операций, при всем этом решающий может доказать корректность ответа;
  • самодостаточность задачки проявляется в том, что весь материал, нужный для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных особых познаний либо подготовки. Для решения самодостаточных лингвистических задач не нужно знать язык, которому они посвящены, и лингвистику тоже знать не нужно: все нужные данные есть в условии. К ним нужно прибавить только познание родного языка и логическое мышление.
  • Самодостаточная лингвистическая задачка воплощает, следовательно, принцип проблемного обучения, моделируя в облегченных критериях многие элементы творческой деятельности языковеда, и является действенным средством развития способностей лингвистического анализа.

    Уникальный жанр самодостаточной лингвистической задачки начал складываться в 1950-е годы и в первый раз был представлен задачником Г. Глисона в 1955 году.

    Огромную роль в разработке жанра сыграл выдающийся языковед, сейчас академик РАН А.А. Зализняк, опубликовавший серию задач в 1963 году, а потом предложивший много восхитительных задач для классической олимпиады по лингвистике и арифметике для школьников. Конкретно с этой олимпиадой и связана предстоящая теоретическая и практическая разработка жанра.

    1-ая обычная олимпиада по лингвистике была проведена в 1965 году на отделении структурной и прикладной лингвистики МГУ по инициативе профессионального языковеда А.Н. Журинского, тогда студента 4-го курса. Им были подготовлены практически все задачки первой олимпиады. А.Н. Журинский и в предстоящем продолжал заниматься составлением задач и разработкой теории самодостаточных задач и по праву считается теоретиком жанра.

    Начиная со 2-ой олимпиады в составлении задач учавствуют и другие языковеды.

    Любая задачка — оригинальное авторское произведение, но она непременно проверяется, дискуссируется и рецензируется задачной комиссией, коллективом единомышленников-энтузиастов, в работе которого на равных правах учавствуют и известные ученые, и студенты. Одна из целей проверки задачки — убедиться в отсутствии паразитарных решений, которые являются суровым недочетом задачки. Нередко обнаружение паразитарного решения просит большой бдительности и отстраненного взора на языковой материал.

    С 1989 года обычная олимпиада по лингвистике проводится вместе МГУ и РГГУ. К истинному времени накоплено более 1000 задач, и их создателями являются 10-ки языковедов.

    Решающий задачку знакомится с применяемыми в лингвистике методами анализа языкового материала, без помощи других «открывает» многие лингвистические понятия, хотя в самом материале задачки особые определения не употребляются, потому задачки доступны для начинающих.

    Принципиальна и другая особенность задач: они знакомят решающего с огромным кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Любая задачка содержит какое-нибудь любознательное явление какого-либо языка, открыть это явление — и означает решить задачку.

    Задачки обхватывают материал более двухсотен языков мира. Они затрагивают разные разделы лингвистики: фонетику и графику, морфологию и синтаксис, семантику и историю языка; предоставляют представление об главных системах письменности; знакомят с некими неуввязками современной лингвистики; отражают связь лингвистики с арифметикой.

    Одним из более всераспространенных типов самодостаточной лингвистической задачки является задача-билингва. Ее решение более прямолинейно воспроизводит деятельность языковеда, осмысляющего материал незнакомого языка. Условие таковой задачки — слова либо фразы незнакомого языка с переводом на иной язык (к примеру, российский). Задача-билингва обычно иллюстрирует какое-либо грамматическое явление незнакомого языка, которое предлагается найти в итоге анализа условия задачки. Корректность проведенного анализа проверяется выполнением контрольных переводов — с российского на незнакомый язык и с незнакомого на российский.


    Следовательно, на лингвистической олимпиаде проверяется не уровень языковой подготовки и лингвистических познаний школьника (этих познаний у него может быть довольно либо не быть совсем), а его способность логически рассуждать и умение применять языковую интуицию.

    К примеру, за время существования Столичной классической олимпиады по лингвистике (1965-2011) было сотворено более 1000 задач, приготовленных 160 создателями. Олимпиадные задачки придумывают не только языковеды, да и филологи, арифметики, представители совершенно дальних от языкознания профессий, также студенты, время от времени — школьники.

    20 семь создателей имеют на своём счету 10 и поболее задач. Перечень членов почётного «клуба 10»:

    М. Е. Алексеев

    Б. Л. Иомдин

    В. М. Алпатов

    И. Б. Иткин

    П. М. Аркадьев

    А. Е. Кибрик

    В. И. Беликов

    А. С. Панина

    С. А. Бурлак

    А. Ч. Пиперски

    А. Д. Вентцель

    В. А. Плунгян

    М. С. Гельфанд

    А. К. Поливанова

    К. А. Гилярова

    В. В. Раскин

    А. Н. Головастиков

    М. Л. Рубинштейн

    И. А. Держанский

    Е. Н. Саввина

    Б. Ю. Городецкий

    В. А. Терентьев

    Г. А. Дурново

    Я. Г. Тестелец

    А. Н. Журинский

    И. Н. Шахова

    А. А. Зализняк

    Начиная с 1991 года создателям задач присуждается «приз решательских симпатий». Его удостаивается тот, чья задачка больше всего приглянулась школьникам.

    Олимпиада, тур

    Классы

    Создатель задачки

    Тема задачки

    XXII, 1

    10, 11

    М. С. Суханова

    Японский календарь

    XXIII, 2

    8

    М. Е. Алексеев

    Цезский язык

    XXIV, 2

    11

    М. С. Гельфанд

    Обозначение силлогизмов

    XXV, 1

    8, 9

    И. Н. Шахова

    Индийские валютные единицы

    XXVI, 2

    8, 9

    Г. А. Дурново

    Сабейская письменность

    XXVII, 1

    8, 9

    С. А. Бурлак

    Язык орхоно-енисейских памятников

    XXVII, 1

    9, 10

    Л. Л. Фёдорова

    Письменность пикто

    XXVIII, 2

    10, 11

    Б. Л. Иомдин

    Полабский язык

    XXIX, 1

    8, 9

    Ю. Е. Галямина

    Арабский язык

    XXX, 1

    9

    А. Б. Шлуинский

    Цыганский язык

    XXXI, 2

    8, 9

    П. М. Аркадьев

    Японская письменность

    XXXII, 1

    11

    Б. Л. Иомдин

    Итальянские диалекты

    XXXIII, 2

    9, 10, 11

    И. А. Держанский

    Наименования фигур в японских шахматах

    XXXIV, 1

    8, 9

    П. М. Аркадьев

    Японский потаенный язык «бабибу»

    XXXV, 2

    8, 9

    К. А. Гилярова

    Румынский язык

    XXXVI, 1

    11

    Т. Э. Руссита

    Детская речь

    XXXVII, 1

    11

    С. А. Бурлак

    Язык канадских эскимосов

    XXXVIII, 1

    11

    Т. Т. Червенков

    Таитянский язык

    XXXIX, 1

    11

    С. В. Малышев

    Коптский язык

    XL, 1

    8

    П. Литтелл

    Тэндзи (модификация шрифта Брайля для японского языка)

    XLI, 2

    8, 9

    М. С. Булах

    Амхарский язык

    Задачки 28-ой классической олимпиады по лингвистике:

    I тур:

    № 1 (для 8-го класса). [Испанский язык. Создатель — М. М. Руссо]

    № 2 (для 8-го класса). [Баскский язык. Создатель — Ю. Б. Коряков]

    № 3 (для 8-го и 9-го класса). [Литовский язык. Создатель — И. Б. Иткин]

    № 4 (для 8-го и 9-го класса). [Русский язык. Создатель — Г. А. Дурново]

    № 5 (для 9-го класса). [Польский язык. Создатель — И. Б. Иткин]

    № 6 (для 9-го класса). [Язык кэру. Создатель — С. В. Бауман]

    № 7 (для 9-го и 10-го класса). [Андийский язык. Создатель — Я. Г. Тестелец]

    № 8 (для 10-го класса). [Венгерский язык. Создатель — Е. В. Ясинская]

    № 9 (для 10-го класса). [Язык кэру. Создатель — С. В. Бауман]

    № 10 (для 10-го и 11-ого класса). [Древнегреческий язык. Создатель — Я. Г. Тестелец]

    № 11 (для 10-го и 11-ого класса). [Бежтинский язык. Создатель — Я. Г. Тестелец]

    № 12 (для 11-го класса). [Валлийский язык. Создатель — Т. А. Майсак]

    № 13 (для 11-го класса). [Язык кэру. Создатель — С. В. Бауман]

    № 14 (для 11-го класса). [Грузинский язык. Создатель — Т. И. Резникова]

    II тур:

    № 1 (для 8-го и 9-го класса). [Ительменский язык. Создатель — Я. Г. Тестелец]

    № 2 (для 8-го и 9-го класса). [Язык калам. Создатель — К. А. Гилярова]

    № 3 (для 8-го и 9-го класса). [Табасаранский язык. Создатель — Я. Г. Тестелец]

    № 4 (для 8-го, 9-го и 10-го класса). [Язык эсперанто. Создатель — В. В. Мельников]

    № 5 (для 9-го и 10-го класса). [Язык тохарский А. Создатели — С. А. Бурлак и И. Б. Иткин]

    № 6 (для 10-го класса). [Арабский язык. Создатель — Я. Г. Тестелец]

    № 7 (для 10-го и 11-го класса). [Ненецкий язык. Создатель — В. И. Беликов]

    № 8 (для 10-го и 11-го класса). [Полабский язык. Создатель — Б. Л. Иомдин]

    № 9 (для 11-го класса). [Древнегрузинский язык. Создатель — Я. Г. Тестелец]

    № 10 (для 11-ого класса). [Уйгурский язык. Создатель — И. Б. Иткин]

    № 0 (для всех классов). [Различные языки]

    Задачки 37-ой классической олимпиады по лингвистике (кроме фактически задач представлены наилучшие решения, выполненные участниками олимпиады):

    I тур:

    № 1 (для 8-го класса). [Язык юта. Создатель — О. В. Фёдорова]
    Наилучшее решение

    № 2 (для 8-го и 9-го класса). [Русский язык. Создатель — Е. А. Ренковская]
    Наилучшее решение

    № 3 (для 8-го и 9-го класса). [Языки: лаосский, тирийо, тайорре. Создатель — О. В. Фёдорова]
    Наилучшее решение
    Наилучшее решение

    № 4 (для 8-го и 9-го класса). [Английский язык. Создатель — Б. Л. Иомдин]
    Наилучшее решение
    Наилучшее решение

    № 5 (для 8-го и 9-го класса). [Древнерусский язык. Создатель — В. Е. Борисов]
    Наилучшее решение

    № 6 (для 9-го класса). [Сербский язык. Создатель — А. Ч. Пиперски]

    № 7 (для 10-го класса). [Эскимосский язык. Создатель — В. И. Беликов]
    Наилучшее решение

    № 8 (для 10-го класса). [Названия хим соединений. Создатель — С. В. Цитовский]
    Наилучшее решение

    № 9 (для 10-го и 11-го класса). [Вьетнамский язык. Создатель — И. С. Гроздев]
    Наилучшее решение

    № 10 (для 10-го и 11-ого класса). [Эскимосский язык. Создатель — С. А. Бурлак]
    Наилучшее решение

    № 11 (для 10-го и 11-ого класса). [Язык яки. Создатель — И. А. Держанский]
    Наилучшее решение

    № 12 (для 11-го класса). [Язык рапануи. Создатель — А. В. Никулин] (Сергей Малышев (11М, школа №1741))

    № 13 (для 11-го класса). [Эскимосский язык. Создатель — С. А. Бурлак]
    Наилучшее решение

  • Скачать все задачки первого тура одним файлом
  • II тур:

    № 1 (для 8-го класса). [Чжуанский язык. Создатель — О. В. Фёдорова]

    № 2 (для 8-го и 9-го класса). [Амхарский язык. Создатель — А. Ч. Пиперски]

    № 3 (для 8-го и 9-го класса). [Древнерусский язык. Создатель — И. Б. Иткин]

    № 4 (для 8-го и 9-го класса). [Японский язык. Создатель — А. С. Панина]

    № 5 (для 8-го и 9-го класса). [Баскский язык. Создатель — Н. Б. Аралова]

    № 6 (для 9-го класса). [Вьетнамский язык. Создатель — А. Ч. Пиперски]

    № 7 (для 10-го класса). [Язык геэз. Создатель — М. С. Булах]

    № 8 (для 10-го и 11-го класса). [Русский язык. Создатель — А. С. Панина]

    № 9 (для 10-го и 11-го класса). [Древнеиндийский. Создатель — С. А. Бурлак]

    № 10 (для 10-го и 11-ого класса). [Арабский язык. Создатель — В. Л. Цуканова]

    № 11 (для 10-го и 11-ого класса). [Вепсский язык. Создатель — И. Б. Иткин]

    № 12 (для 10-го и 11-го класса). [Адыгейский язык. Создатель — П. М. Аркадьев]

    № 0 (для всех классов). [Английский, германский, французский языки]

  • Скачать все задачки второго тура одним файлом
  • Источники:

  • Статья «Лингвистические задачи» из онлайн энциклопедии «Кругосвет» (там же приводятся 10 задач с решениями)
  • Материалы официального веб-сайта Столичной классической олимпиады по лингвистике
  • Дополнительно:

  • Информация об создателях лингвистических задач
  • Лингвистические задачки на веб-сайте elementy.ru (любая задачка сопровождается подробным комментарием, подсказками и анализом решения):

  • Задачка «Финикийское и греческое письмо» (создатели Борис Иомдин, Александр Пиперски)
  • Задачка «Шрифт Брайля» (создатель Александр Бердичевский)
  • Задачка «Рунические надписи» (создатель Александр Пиперски)
  • Задачка «Магнитная аномалия острова Калимантан» (создатели Борис Иомдин, Александр Пиперски)
  • Задачка «Мартышки Кемпбелла» (создатель Александр Бердичевский)
  • Задачка «Славянские месяцы» (авто Александр Пиперски)
  • Задачка «Белорусская орфография» (создатель Антон Сомин)
  • Задачка «Блиссимволика» (создатель Александр Пиперски)
  • Задачка «Тагальские прилагательные» (создатели Борис Иомдин, Александр Пиперски)
  • Сборник задач Классической олимпиады по лингвистике с 1965 по 1976 год, PDF, 5 Мб, распространяется свободно)
  • Сборник В.М. Алпатова и др. «Лингвистические задачи» (155 задач). М., «Просвещение», 1983 (djvu)
  • Для общего развития задачки со словами:

  • Анаграммы
  • Антифразы
  • Логогрифы
  • Метаграммы
  • Омографы
  • Омонимы
  • Псевдонаучный абсурд
  • Шарады
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Где отыскать задания Турнира имени М.В. Ломоносова по лингвистике?
  • Где скачать книжки для чтения для подготовки к олимпиаде по русскому языку?
  • Где отыскать книжки с лингвистическими задачками для школьников?
  • Где скачать книжки для чтения для подготовки к олимпиаде по русскому языку?
  • Где скачать сборники с заданиями олимпиад по русскому языку?
  • Где отыскать задания олимпиады «ИнтеллекТ» для учащихся 2-11 (12) классов?
  • Какие есть книжки по истории происхождения слов российского языка?
  • Где отыскать задания Интернациональной Олимпиады по основам наук по русскому языку?
  • Где отыскать задания Интернациональной Олимпиады по основам наук по литературе?
  • Где скачать задания по литературе олимпиады для школьников «Покори Воробьевы горы!»?
  • Где отыскать задания Открытой интернациональной Олимпиады школьников по русскому языку?
  • Где отыскать архив заданий турнира имени М.В. Ломоносова по лингвистике (1979-2011)?
  • Когда будет проходить открытая интернациональная олимпиада школьников по русскому языку в 2011-2012 учебном году?
  • Какие есть олимпиады по лингвистике для школьников?
  • Какие есть олимпиады по русскому языку для школьников?
  • Где отыскать материалы школьного и городского шагов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года?
  • Где выяснить официальные веб-сайты олимпиад для школьников?
  • Где отыскать список олимпиад для школьников?
  • Где поглядеть календарь олимпиад для школьников?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас