Амфисбена — описанная древними создателями двухголовая змея, у которой одна голова на обыкновенном месте, а другая — на хвосте. Обеими она может ужалить и двигается проворно в обе стороны, так как передняя и задняя части у нее абсолютно схожи. По-гречески «амфисбена» и значит «двигающаяся в 2-ух направлениях». Глаза ее пылают, как калоритные осветительные приборы, а сама она так горяча, что растапливает снег. Застать амфисбену врасплох фактически нереально, потому что пока одна голова её дремлет, другая всегда бодрствует (хотя, по свидетельству древних создателей, зрение у неё неважное).
Эту сказочную змею тщательно обрисовал в I веке нашей эпохи римский писатель, ученый и полит деятель Плиний Старший, а прямо за ним и другие создатели. Лукан в «Фарсалии» ведает, что «страшные, с поднятой вверх двойной головой амфисбены» поправлялись трупами боец, когда армия Катона шла через Ливийскую пустыню. Как и другие змеи Ливии (согласно Овидию), амфисбена родилась из крови убитой Персеем Горгоны. Плиний разъясняет наличие 2-ой головы амфисбены очень огромным количеством яда, который не может выйти только через одну пасть; он также говорит о целительных свойствах амфисбены. Учёный Аполлодор (II в. до н.э.) считал, что древняя кожа амфисбен, обёрнутая вокруг дорожного посоха, может защитить от других пресмыкающихся. В то, что при помощи кожи амфисбен есть возможность вылечивать простуду, верили ещё в XVI веке.
В «Эвменидах» Эсхила Кассандра ассоциирует Клитемнестру с амфисбеной. В более поздней европейской литературе амфисбена сохраняет ту же символику — Дж. Милтон упоминает её в ряду других монстров, в каких перевоплотился падшее сатанинское воинство («Потерянный рай»). Амфисбена упоминается в большинстве средневековых бестиариев. В «Сокровищнице» Брунетто Латини указывается: «Амфисбена — это змея о 2-ух головах, одна на обыкновенном месте, другая — на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у неё пылают, как свечи». С течением времени в её вид привносятся новые черты: амфисбена зарастает перьями, у неё возникают крылья, лапы и даже уши. По преданиям, она имела возможность также катиться как обруч, вложив одну голову в рот иной. В отличие от обыденных змей, амфисбена просто переносит холод.
Средневековые архитекторы и архитекторы охотно использовали амфисбену в собственном творчестве. Но уже в XIII веке германский философ и богослов Альберт Величавый опровергал действительность двухголовой змеи. А Леонародо да Винчи по поводу записок Плиния писал с нескрываемой драматичностью: «У нее две головы… словно не достаточно с нее из 1-го места выпускать яд». В XVII веке Томас Браун решительно отторг возможность существования животного, у которого нет ни переда, ни зада, как у амфисбены.
В современной фауне амфисбенами (двуходками) именуется подотряд рептилий, близких к ящерицам. Снаружи они очень похожи на больших дождевых червяков и имеют схожий механизм движения. Поступательное движение двуходки разъясняется тем, что бегущие волны, наталкиваясь на мельчайшие выпуклости субстрата, в общей трудности делают силы, толкающие животное в оборотном направлении. Возможность подобного класса движения, неведомого у других позвоночных животных, разъясняется тем, что, в отличие ящериц и змей, кожа двуходок свободно прилегает к телу, образуя подвижный кожный мешок, способный собираться в складки по линиям опоясывающих туловище колец. Схожим необыкновенным образом животное способно идиентично просто двигаться как вперед, так и вспять, чем разъясняется и само заглавие «амфисбена», происходящее от 2-ух греческих слов, практически переводимых как «двигающаяся в оба конца».
Источники:
Дополнительно на New-Best.com: