Домино — игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с схожим числом очков.
Набор домино
Костяшки домино произошли от узнаваемых всем игральных костей. Стандартный набор домино содержит в себе 28 костяшек. Костяшка домино представляет собой прямоугольную плитку. Её лицевая сторона разбита линией на две квадратные части. Любая часть содержит от нуля до 6 точек. В специализированных наборах домино вероятное количество точек может доходить до 9, 12-ти, пятнадцати либо 18-ти.
Количество костяшек в домино равно количеству сочетаний с повторениями по 2 из набора 7 чисел {0, 1, 2,…, 6} и рассчитывается по формуле: (n+1)-(n+2)/2, где n — наибольшее количество точек. Например, уже вышеперечисленный «стандартный» набор содержит в себе (6+1)-(6+2)/2 = 28 косточек.
Есть и другие наборы домино. Так, в китайском домино 32 костяшки, при этом частей в отсутствие точек в наборе нет, однако при всем этом находится немного пар дубликатов костей.
Обратная сторона костяшки обычно ровненькая. Домино делают из кости (обычный либо слоновой), пластика, металла либо дерева. Время от времени в качестве домино употребляют карточную колоду. Кроме обычного домино, существует огромное количество других разновидностей этой игры.
Виды домино
Обыденное (обычное) домино
Играют от 2-ух до четырёх человек. Для 2-ух сдают по 7 камешков, для 3 либо 4 по 5 костей. Другие находятся в стороне, незапятанной стороной вверх (на рынке). Начинает тот игрок, у которого есть дубль 6-6, он выставляет кость.
Последующие игроки выставляют соответственно 6-1, 6-2 и т.д. В том случае подобных камешков нет, то нужно добирать из рынка. В том случае же ни у кого из игроков нет дубля 6-6, то есть возможность ходить другими, к примеру, 5-5, 4-4 и т.д. от большего к наименьшему. А в том случае ни у кого нет дубля, то прогуливаются большими значениями камня, к примеру, 6-5. Игра кончается тогда, когда один из игроков выложит собственный последний камень. Победителю записывается сумма очков всех камешков у проигравших.
Игра может окончиться, когда камешки на руках будут, однако нечего будет докладывать. В этой ситуации выигрыш принадлежит тому, у кого меньше всего очков. В выигрыш ему записывается разность очков. Игра длится до заблаговременно оговорённой суммы, к примеру, 100 очков.
Козел
Правила этой игры знакомы практически каждому. Играют обычно в эту игру двое на двое (хотя играть вдвоем либо втроем). Сначала игры каждый берет по 7 костей (в том случае играет меньше чем 4 человека, то оставшиеся камешки образуют «базар»). Начинает игру тот, у кого окажется дубль 1-1. Игроки прогуливаются по кругу по ходу часовой стрелки, приставляя костяшки с подходящим значениям к цепочке, образующейся на столе. В том случае кто-либо не в состоянии сделать очередной ход, то он пропускает его (в случае 2-ух либо трёх игроков он берет камешки из рынка, пока не отыщет подходящую).
Игра завершается, когда один из игроков выложит все камешки. Значения на оставшихся костях суммируются (в случае игры двое на двое оба игрока суммируют свои очки камешков). Проигрывает матч та команда, которая первой наберет 101 очко.
Морской козел
Оживленная игра, часто более непростая, чем козёл. В игре участвуют 2-4 игрока. 4 игрока играют парами. Игра отличается от козла последующим:
Китайское домино
Набор китайского домино отличается от евро. Он состоит из 32 костей. Кости разбиты на штатские (дубли) и военные (все другие), костей с 0 (пустышкой) нет. Кости в одно, четыре очка — красноватые, другие — темные, дубль 6 — наполовину красноватые, наполовину темные. Однообразные дубли (штатские) образуют пары, а в военной серии пары образуют костяшки с схожим числом очков. Военные: 1-2, 1-4, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 3-4, 3-5, 3-6, 4-5, 2-4 и 1-2 — высшие пары, однако по отдельности — это низшие кости. Поленница — параллелепипед 8х4х1.
Берген
Количество игроков в этой игре от 2-ух до 4. В том случае играют двое-трое, то они получают по 6 камешков, в том случае четыре, то по 5. Игра начинается с «мыла», или с наиблежайшего дубля. В том случае дубли отсутствуют, то с малого камня. Очки игрокам начисляются в процессе игры. Так, ходящий с дубля, получает два очка. Не считая того, игрок получает два очка всякий раз, когда выложенный им камень по числу очков на свободной половине совпадет со свободной половиной на другом конце выкладки. Дубли всегда размещаются поперек основной выкладки.
Игрок может заработать три очка, в том случае выкладка на одном конце завершается дублем, а с иной стороны половинкой камня с этим же числом очков, что и в дубле. По мере надобности игрок может прикупить с рынка один камень. Последние два камня рынка в игре роли не принимают. В том случае игрокам не с чего ходить, а в резерве остались еще два закрытых камня, игра считается заблокированной. Начинается подсчет очков. Игрок, у которого на руках не осталось дублей, получает 2 очка. В том случае дублей нет ни у кого, 2 очка достаются игроку, у кого на руках меньшая сумма очков.
В том случае дубли есть у всех, 2 очка получает обладатель меньшего дубля. Игрок, успевший выложить все камешки до того, как партия была заблокирована, тоже получает 2 очка. При 2-ух игроках игра длится до 15 очков, при 3-х до 10.
Блиц
Эта игра, в какой могут участвовать от 4 до 8 человек. Для 4 сдают по 7 камешков, для 5 — по 5, для 6 и 7 — по 4, для 8 — по 3 камня. Чем меньше игроков, тем лучше. Начинают с дубля 0-0 («мыло») либо с камня наиблежайшего к нему по очкам. Любой из игроков в собственный ход может выложить сходу хоть какое количество камешков, в том случае предоставляется возможность к продолжению «цепочки». Есть возможность выложить даже все свои камешки за один ход. В данном случае игра считается оконченной. Выигрыш высчитывается как в обыкновенном домино.
Спортивное домино
Разновидность игры, по правилам близкая к козлу. В игре учавствуют 4 игрока попарно.
Главные отличия:
Осёл
Оживленная игра для 2-4 человек. Правила игры поближе к «Козлу» и отличаются последующим:
Маггинс
Это британский вариант домино. Двое игроков берут по семь камешков. В том случае играют трое либо четыре, раздают по 5 камешков. Ходящий начинает с хоть какого камня. 1-ый же показавшийся в раскладе дубль открывает четырехстороннюю цепочку. Последующие кости пристраиваются не только лишь справа и слева, также сверху и снизу.
Очки в этой игре начисляются, когда сумма на свободных половинках кратна 5. За каждую пятерку игроку считается 5 очков. Дубли, не считая первого, игрок укладывает повдоль и поперек так, как ему прибыльно. За окончание игры он получает 10 очков. При заблокированной выкладке выигрывает тот, кто имеет на руках меньше всех очков. Выигрывает число очков, равное разности меж его очками и суммой очков других игроков, округлой до 5. Обычно играют до 200 очков.
Колбаса
В игру играют 2 человека. Каждый берет по 14 закрытых костяшек и располагает их в линию. Начинающий берёт первую костяшку в собственной полосы и кладёт на стол (время от времени начинают с дупеля для ознакомления игрока с собственными фишками). Игра ведется в две параллельные (от зачинающей костяшки) полосы. При отсутствии верной костяшки, костяшка, взятая справа, укладывается слева. При наличии 2-ух линий, состоящих из, само мало, одной фишки любая, игрок получает право отрезать колбасу, другими словами навредить противнику и дополнить его линию отрезанными костяшками. Представим, что на столе две параллельные полосы из 3-х костяшек любая и на сторонах линий, к примеру, 5 и пусто.
В случае, в том случае игрок достаёт костяшку 5-0, он кладёт её поперёк линий и отсекает всё, что было ранее места. Противник перекладывает отрезанную колбасу слева от собственных костей. Отрезать колбасу есть возможность по всему протяжению 2-ух линий, а конкретно в месте стыка первой и 2-ой костяшек и на конце полосы (как в примере). В том случае игрок достаёт дупель, к примеру, 1-1, то он имеет право воткнуть его в любом месте, где есть стык костей 1-1, сдвинув всю линию, либо поставив в конец полосы. Следовательно, обновляются соединения, и возникает возможность применять другие кости для «нарезки» колбасы.
Игра завершается с окончанием фишек у 1-го из игроков либо рыбой. До скольких очков ведется игра — оговаривается в ее начале. Опыт указывает, что 101 очко реально добиться за 1-2 розыгрыша (суммарное количество очков всех костяшек — 168).
Первоисточники: