форум
22.08.2019
Просмотров: 118
Нью бест

Как отличить сложение от сращения?

alex2

Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο» за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.


1. Сложение — метод образования новых слов путём сложения 2-ух (либо нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной либо в отсутствие неё. В итоге сложения всегда появляется сложное слово, другими словами слово с несколькими корнями.

Зависимо от того, как много производящие слова и базы входят в состав производного слова, выделяются последующие разновидности сложения:

  • сложение слов: диван-кровать ← диван Ο, кровать Ο ; платье-костюм ← платьице, костюмчик Ο ; школа-интернат ← школа, интернат Ο ; ракета-носитель ← ракета, носитель Ο. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. При склонении любая из частей сложного слова склоняется без помощи других: на диване-кровати, в школе-интернате;
  • сложение основ при помощи соединительной гласной: лесостепь — лес-о-степьΟ ← лесΟ, степьΟ; каменотёс — камен-о-тёсΟ ← каменьΟ, тес-а-ть (с усечением глагольного суффикса -а-); серо-синий — сер-о-син-ий ← сер-ый, син-ий; научно-исследовательский — научн-о-исследовательск-ий ← научн-ый, исследовательск-ий; грязеводолечебница — гряз-е-вод-о-лечебниц-а ← грязьΟ, вод-а, лечебниц-а; тренога — тр-е-ног-а ← тр-и, ног-а;
  • сложение основ в отсутствие соединительной гласной: Ленинград — ЛенинградΟ ← ЛенинΟ, градΟ; царь-колокол — царь-колоколΟ ← правительΟ, колоколΟ;
  • сложение исходной части слова (базы) с целым словом, другими словами образование сложносокращённых слов: комротыкомандир роты; стенгазетанастенная газета; медсестрамед сестра; полдняполовина дня; пол-огурцаполовина огурца;
  • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), другими словами образование сложносокращённых слов: облонообластной отдел народного образования; МинфинМинистерство денег; ОННОрганизация Объединённых Наций; университетвысшее учебное заведение.
  • Образование сложносокращённых слов именуют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова именуют аббревиатурами. В ряде пособий аббревиацию, другими словами образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный класс словообразования.

    Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов при помощи разных морфем (сначала — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. К примеру:

    водопровод-чикΟ ← водопроводΟ (суффиксальный метод);

    разноголос-иц-а ← разноголос-ый (суффиксальный метод). См. подробнее п.2 и примечания 1-3.

    2. Сложно-суффиксальный метод и сложно-приставочный метод — это смешанные методы словообразования, при которых новое слово появляется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса либо приставки.

    Сложно-суффиксальным методом могут создаваться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. К примеру:

    мор-е-плава-тельΟ ← мор-е, плава-ть — сложение основ мор-, плава- и суффиксация: -тель — словообразовательный суффикс;

    хлеб-о-убороч-н-ый ← хлебΟ, уборк-а — сложение основ хлеб-, уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- — словообразовательный суффикс;

    мимоход-ом ← мимо, ход-и-ть — сложение основ мимо-, ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и-) и суффиксация: -ом — словообразовательный суффикс.

    Пример сложно-приставочного метода:

    у-мир-о-твори-ть ← мирΟ, твори-ть — сложение основ мир-, твори- и приставочный метод: у- — словообразовательная приставка.

    Примечание 1. Для того чтоб не ошибиться в определении метода образования сложных слов, содержащих суффиксы,

  • нужно узнать, когда, на каком шаге образования в слове появился суффикс. Ср., к примеру, слова пароходный и быстроходный:
  • пароходный — образовано от пароход (суффиксальный метод);

    быстроходный — об-разовано от слов стремительно ходить + -н- (сложение с суффиксацией);

  • нужно применять приём перифраза — дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, к примеру:
  • водопровод («система сооружений, в какой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о-проводΟ ← вод-а, провод-и-ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной базе проводи-);

    водопроводчик («тот, кто обслуживает, чинит водопровод»), водопровод-чикΟ ← водопроводΟ — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный метод.

    Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным методом словообразовательный суффикс может быть как вещественно выраженным, так и нулевым:

    гладкошёрстный — гладк-о-шёрст-н-ый ← гладк-ий, шерстьΟ; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный метод — сложение с суффиксацией);

    гладкокожий — гладк-о-кож-Ø-ий ← гладк-ий, кож-а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — сложение с нулевой суффиксацией).

    Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией 2-ая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. К примеру,

    гладкокожий — нет слова «кожий», означает, метод образования — сложение с нулевой суффиксацией;

    круглолицый — нет слова «лицый», означает, метод образования — сложение с нулевой суффиксацией.

    3. Сращение (слияние), в отличие от морфологического метода сложения, появляется путём слияния воедино целого словосочетания, другими словами слияние слов в отсутствие каких-то конфигураций в их морфемном составе и в отсутствие роли соединительных гласных, в той форме, в какой они есть в начальном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова целиком совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). К примеру:

    умалишённый — слово образовано в итоге слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного разум в форме родительного падежа — разума: лишённый (чего?) разума человек, разума лишённый человек;

    безумный — слово образовано в итоге слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного разум в форме родительного падежа с предлогом с — с разума: сшедший (откуда?) с разума человек, с разума сшедший человек;

    долгоиграющий — слово образовано в итоге слияния причастия играющий и зависимого от него наречия длительно: пластинка, играющая (сколько? как длительно?) длительно, длительно играющая пластинка.

    Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень нередко путают. Нужно держать в голове, что при перестановке компонент слов-сращений образуются словосочета-ния из точно подобных же компонент, как и в слове: вышеуказанный — обозначенный выше, перспективный — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением базы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

    4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном российском языке приемлимо для имён существительных, которые образуются из прилагательных либо причастий в отсутствие каких-то конфигураций в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое.

  • В лингвистике этот метод образования слов принято именовать субстантивацией — переходом прилагательных и причастий в существительные. Предпосылкой субстантивации становится внедрение бывших прилагательных и причастий в отсутствие головного слова (существительного): нездоровой (прил.) мальчишка уже выздоравливаетнездоровой (сущ.) уже выздоравливает; зайдите в учительскую (прил.) комнатузайдите в учительскую (сущ.).
  • Субстантивированное прилагательное либо причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при для себя согласованные определения: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).
  • При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного либо причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное либо причастие: мороженое мясо мороженое, нет мороженого мяса нет мороженого, с мороженым мясом с мороженым.
  • Но в ряде всевозможных случаев субстантивированное прилагательное либо причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам либо числам. К примеру, существительное нездоровой в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (нездоровой, нездоровая, нездоровые); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму дамского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
  • Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.

    При нулевой суффиксации, как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:

  • не имеет каких-то новых словообразовательных морфем — приставок, суффиксов: вход, выход, пропажа, синь, тишина, гладь;
  • относится к иной части речи, ежели производящее слово: рассказ ← поведать; зелень ← зелёный.
  • Но при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο , рассказ-а рассказыва-ть, рассказыва-ю.

    Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным либо суффиксальным методом.

    Отдельно нередко это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное либо причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

    К примеру, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость — гостиный (прил.) — гостиная (сущ.).

    Следовательно, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме смотрится так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).

    Упражнения к теме «Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»

    Упражнение 1. Найдите производящие слова для последующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите метод словообразования.

    Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, широкомысленный, широкомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, смышленый, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, университет, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, безлюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.

    Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите методы словообразования этих слов. Докажите ответ.

    1. В один прекрасный момент слышит российский пленник: в горах раздался вопль военный.

    2. И российский в гулкой глубине уже плывёт и пенит волны.

    3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были повстречать самое горячее сострадание с его стороны.

    4. Вспомним с нами отступавших, воевавших год иль час, павших, в отсутствие вести пропавших, с кем мы виделись хоть раз.

    5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.

    6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих, которые донашивают малышей в сумке.

    7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.

    8. В отсутствие снотворного я уже 3-ий год не засыпаю.

    9. По вечерам мы встречались в шашлычной либо пельменной у Сенной площади.

    10. Княжна Марья огромную часть дня проводила в детской, заменяя, как умея, мама небольшому племяннику.

    11. Плясать она выучилась на детских балах.

    12. Белоснежная гвардия Юденича подошла впритирку к городу.

    13. Красноватые приняли нас отлично и посодействовали добраться до Семидола. Белоснежных мы обошли.

    14. Далее к реке, от ванных построек, где лечатся нездоровые, текут серные ключи.

    15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и тут дотронулся до крана, вделанного в стенку, и вдруг потекла вода.

    16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые.

    17. Вот и знакомые, 10-ки раз исхоженные и изъезженные горы.

    18. Женщины на голове кокошники золотые носили.

    19. Ростов на дону взял деньги и, механично откладывая и равняя кучками старенькые и новые золотые, стал считать их.

    20. Горничная произнесла, что барыни нет обители.

    Упражнение 3. Посреди существительных, образованных методом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той либо другой степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это характерно начальным прилагательным и причастиям.

    См. также:

  • Упражнения к теме «Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, постфиксов»
  • Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»
  • Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор»
  • Дополнительно о методах словообразования:

  • Что такое приставочный метод образования слов?
  • Что такое бессуффиксный метод образования слов?
  • Что такое суффиксальный метод образования слов?
  • Что такое постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксально-постфиксальный метод образования слов?
  • Какие есть методы образования слов?
  • Как делать словообразовательный разбор слова?
  • Источники:

  • Глава «Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Упражнения к теме «Образование новых слов методом сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Как отыскать производящее слово?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие обычные ошибки допускают при словообразовательном анализе слов?
  • Как найти, заходит ли конечный гласный базы глагола в состав корня?
  • Что такое наложение морфем?
  • Что такое нулевая суффиксация?
  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: