Возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к порядку
Возможно, это прозвучит странно, но привыкать к порядку в доме ребенок начинает еще в грудном возрасте. Лежа в кроватке, а затем и ползая по полу, малыш наблюдает за действиями матери, моющей пол, вытирающей пыль, убирающей вечером его игрушки. Мама, чтоб малыш не скучал в этот момент, рассказывает ему, что она делает, объясняет, почему не нужна грязь в доме. Пройдет немного времени, и годовалый малыш будет рьяно принимать участие во всех маминых делах. С этого и начинается процесс приучения к чистоте.
Немного советов, которые помогут вашему чаду полюбить порядок
1. Быть для ребенка хорошим примером.
Звучит банально, но, пожалуй, это самое главное правило. Если малыш видит, что взрослые убирают свои вещи на место, одежду складывают в шкаф, посуду моют, кровать застилают, пыль вытирают – то это и станет для него со временем нормой.
2. Давать посильные задания, а не отказываться от помощи крохи.
Годовалый-двухлетний малыш забирает пылесос, радостно размазывает своей футболкой лужу на полу, достает из тазика постиранное белье и роняет его на пол; первая реакция мамы сказать: «Отойди», «Не мешай, я сама». Но этого делать не стоит, ведь так можно совсем отбить охоту помогать. Это отличный способ приучить ребенка к чистоте и порядку — дать возможность проявить самостоятельность в этом деле под четким контролем мамы, конечно. Лучше дать ребенку какое-то легкое задание: вытереть тряпочкой пыль с игрушек, отнести грязные штанишки в корзину с грязным бельем, нажать на кнопочку включения пылесоса. Привычка ребенка помогать сослужит хорошую службу родителям в будущем.
3. Пусть уборка, вместо нудной обязанности, превратится в веселую игру.
Ориентируясь на предпочтения ребенка, можно придумать разные варианты. Пусть самосвал везет конструктор и кубики в коробку, куклы будут феями чистоты, мама – главнокомандующим, а дети – рядовыми, выполняющими задания.
Для нас это самый оптимальный вариант. Как только я говорю про уборку, в ответ слышу : Мама, а ты с нами?». Конечно, превратить уборку в игру — это увлекательное занятие для детей и спокойствие мамы, ведь в процессе уборки можно контролировать процесс и давать советы детям, что куда поставить, перенести или сложить.
4. Обращаться за помощью к сказкам и мультикам про чистоту.
Благо, что их на эту тему очень много. Это и « Федорино горе» Чуковского, и «Сказка про игрушечный годок» Прокофьевой, в которой от девочки Ойки ночью ушли в лес игрушки, которые она не убрала на места. Ведь от вашего малыша разбросанные игрушки тоже могут уйти. Например, в любимом многими мультсериале «Лунтик» есть история, в которой Лунтик и Кузя решили совсем не убирать игрушки. В итоге, образовался такой бардак, в котором невозможно ничего уже было найти. Такой эксперимент вполне можно провести вместе с малышом. Тогда он убедится, что любимые игрушки не так-то просто отыскать, когда все вокруг вверх дном и насколько важно соблюдать в порядок в доме.
5. Четко ставить задачу.
Если просто сказать ребенку: « Иди, прибери в комнате», то, скорее всего, результата не будет. Дети лучше понимают, когда им конкретно говорят: « Сложи в коробку игрушки», «Вытри пыль», «Пропылесось».
6. Обустроить детскую так, чтоб ребенку было в ней легко убирать.
Пусть в комнате будут открытые стеллажи для книг, а для игрушек – яркие контейнеры и ящики; можно также поставить маленькое ведерко, в которое малыш будет выбрасывать бумагу или другой мелкий мусор.
7. Составлять список необходимых дел.
Этот вариант больше подойдет для родителей школьников. Уходя на работу, мама оставляет на видном месте записку, где обозначено, что ребенок должен сделать к ее приходу. Пусть возле каждого выполненного пункта он ставит галочку. Можно разработать систему поощрений. Например, если всю неделю ребенок хорошо справлялся со своими заданиями, не забывал о них, то в выходные он может пойти в кино или игроленд.
Кстати, если проявить фантазию, такой список можно составить и для дошкольника, нарисовав доступные его пониманию символы.
8. Уважать труд ребенка и его личную территорию.
Если ребенок целый день трудился над сооружением городка из конструктора, не стоит заставлять его разбирать свое творение вечером. Лучше просто оговорить заранее, в каком месте он может возводить свои постройки. И, конечно, ни в коем случае не надо убирать в ящиках школьников без их ведома.