Крещение (славянский эквивалент греч. baptisma — погружение, омовение, восходящего к др.-евр. «твила» — окунание, погружение. Происходит от славянского «крест», что связывают с древним обычаем ложить крест на человека, присоединяющегося к церкви) — в христианстве: ритуал, средством которого человек загадочно присоединяется к Церкви как Телу Христову и становится членом поместной общины. Крещение осуществляется методом полного погружения в воду либо (в ряде конфессий) средством обливания, окропления водой.
Не следует соединять ритуал крещения с крестным знамением!
Форма ритуала всходит к ритуальным омовениям («твила») в древнем Израиле, предписанным в Законе Моисеевом (Торе) как средство очищения. В связи с повествованием, содержащимся в Библии (Финал и книжка Иисуса Навина) воды Темного (Красноватого) моря и р. Иордан ассоциировались в сознании иудеев с мыслью спасения, избавления.
Омовение в особом резервуаре — «микве» предписывалось, а именно, при переходе в иудаизм из иной религии. Прошедший через твилу числился «вновь рожденным». Многие иудейские секты (ессеи, кумраниты, некие течения фарисеев и др.) практиковали каждодневное очистительное омовение.
Сначала I в. н.э. «крещение покаяния» проповедовал Иоанн Креститель (евр. Иоханан ха-Матбил — от слова «твила»). Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в символ того, что они раскаиваются в неправедных поступках, смывают с себя грех и готовы в чистоте души повстречать Мессию, близкий приход которого проповедовал Иоанн (Мф. 3:6). Согласно Евангелию, сам Иисус Христос принял крещение от Иоанна.
В предстоящем Иисус отдал своим ученикам веление: «Итак идите, обучите все народы, крестя их во имя Отца и Отпрыска и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). 1-ое общее крещение апостолы сделали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Д. Ал. 2:41).
Апостол Павел рассматривал таинство крещения как «смерть» (погружение в воду) и «воскресение» (выход из воды), которые соединяют крещаемого с Иисусом Христом; при всем этом верующий отождествляется со Христом, «облекаясь» в него, как в новейшую одежку (Рим. 6:3-8).
Исторические церкви христианства считают крещение одним из 7 церковных таинств и учат, что оно является актом рождения человека «от воды и Духа» (Ин. 3:5), который вводит человека в Церковь и прекращает действие первородного греха, наследуемого в итоге грехопадения первых людей (Адам и Ева).
Православное крещение. Согласно православному вероучению, крещение совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы: «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Отпрыска, аминь, и Святаго Духа, аминь».
Обычно крещение производит священник либо архиерей, хотя в особенных случаях может крестить и мирянин. Крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных малышей. Потому для малышей нужны крестные предки (восприемники), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого.
Сначала чина крещения крещаемый произносит отречение от сатаны и обет Христу, читает «Символ веры». Потом священник произносит величавую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем, совершает фактически крещение; крещеный облачается в белоснежную одежку и ему надевается крест. Священник совершает миропомазание и потом с крещеным троекратно обходит купель. Читаются Апостол и Евангелие; священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещеного, произносит сугубую ектению и отпуст.
Патриарх Алексий II призвал духовенство Российской православной церкви совершать крещение через полное погружение в воду, а не через обливание либо окропление.
Римско-католическое учение о крещении. В Римском катехизисе крещение определяется как «таинство возрождения водой и в слове». Это таинство, пророчески предвозвещенное и прообразованное в Ветхом Завете и прямо предуготованное крещением, совершавшимся Иоанном Предтечей, было установлено Иисусом Христом. Его собственное крещение (Мф 3:13-17) указало на особенность этого ритуала: Святая Троица, во имя которой совершается таинство крещения, загадочным образом явилась над водой. Иисус учил о необходимости крещения (Ин 3:5), указал, как оно может осуществляться над отдельным человеком (Ин 9:1-6), и заповедал всем принимать это таинство (Мф 28:19).
Обычно таинство крещения осуществляется священником, а в исключительных случаях — диаконом, но в случае смертельной опасности для жизни это таинство дозволяется совершать хоть какому христианину. В 1215 г. IV Латеранский собор назначил реальным крещение, совершенное кем угодно, в том случае оно было совершено соответствующим образом, т.е. с намерением «совершить то, что совершает церковь», и с внедрением нужного «вещества» (содержания) и «формы» таинства.
Нужная вещественная сторона таинства крещения состоит в омовении обычной водой, а нужная форма подразумевает упоминание совершающим таинство (очевидное либо хотя бы подразумеваемое) субъекта таинства, акта омовения водой, также каждого из 3-х Лиц Троицы и их единства. Неотклонимая формула крещения такая: «Крещу тебя во имя Отца и Отпрыска и Святого Духа». Для омовения требуется, чтоб вода текла по последней мере на голову крещаемого. Крещение может осуществляться полным погружением в воду (древний обычай, сохраненный в Восточных церквах), обливанием (принятым у католиков) либо, в последнем случае, окроплением.
Крещение, принятое вправду либо в намерении, считается нужным средством спасения. Под «намерением» в этом случае понимается совершенный акт любви либо раскаяния, подразумевающий (хотя бы неявно) желание сделать все нужное для спасения и в особенности — принять крещение.
Действенность крещения выражается сначала в его нраве и в его благодатной силе. Крещение есть настоящее, хотя всего только первоначальное, роль в священстве Христа средством действия освящающей благодати.
Крещение малышей в церковной церкви делается по вере родителей и крёстных. В латинском обряде почаще употребляется крещение окроплением, в восточных ритуалах — погружением. Во время крещения произносится тайносовершительная формула: «(Имя), я крещу тебя во имя Отца и Отпрыска и Святаго Духа». После крещения следует помазание крещеного миром, облачение в белоснежную одежку и вручение зажжённой свечки.
Протестантские учения. Для большинства христиан-протестантов ритуал крещения является средством вступления в христианскую общину и обычно осуществляется — в согласовании с новозаветными примерами — водой (хотя, к примеру, квакеры признают только «крещение Духом», не сопровождающееся никаким наружным ритуалом). Но смысл этого ритуала в разных протестантских церквях интерпретируется по-разному. Англикане видят в нем «возрождение» и очищение от греха, лежавшего на человеке до крещения, для пресвитериан это «действенный символ и печать» принятия человека в лоно Христовой церкви и упразднение его греховности, лютеране рассматривают его как тáинственный символ «оправдания», баптисты говорят о сознательном крещении верующего, при котором осуществляется вероисповедание веры и утверждается принадлежность человека к Церкви; методисты формально принимают англиканское учение о таинстве крещения, закрепленное в 39 статьях, хотя на практике их интерпретация крещения немного отличается от англиканской.
Протестантские конгрегации в целом признают крещение большинстве случаев нужным для того, чтоб крещаемый имел возможность стать реальным членом Церкви Христовой, хотя обычно считается, что и те, кто не принял крещения, не лишаются надежды на спасение.
Хотя в неких церквах протестантизма сохраняется крещение малышей (лютеранство, реформаты), в большинстве протестантских конфессий (меннониты, баптисты, пятидесятники и другие, не крестят малышей, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно (так как, по убеждению протестантов, крещение может быть лишь на основании личной веры человека, а не веры его родителей и восприемников).
Религиоведы усматривают в содержании христианского крещения сходство с ритуалами инициации, встречающимися фактически во всех религиях мира.
Источники и Полезные ссылки:
Дополнительно на New-Best.com о Библии и религии: