Индуистская троица имеет заглавие Тримурти (в переводе с санскрита — «три лика»).
Тримурти в индуизме — отражение Абсолюта в 3-х взаимодополнительных формах, соотносимых с космогоническими функциями сотворения, сохранения и разрушения мира и с надлежащими 3-мя верховными божествами пантеона:
Предпосылки Тримурти есть возможность видеть уже в триадических формах неких ведийских богов, к примеру в виде Агни, присутствующего в виде солнца на небе, в виде молнии в атмосфере и в виде обыденного огня на земле, либо 3-х богинь, связанных с жертвоприношениями животных. Однако только в сравнимо поздней Майтри-упанишаде Брахман как абсолютное начало сущего представлен в 3-х «образах владычества» — Брахмы, Рудры (Шива) и Вишну, подобно тому, как женское, мужское и среднее сущность образы его рода, а огнь, ветер и солнце — образы его сияния. Последующие этапы формирования конструкции Тримурти засвидетельствованы в эпических текстах, в поздних Упанишадах, также в поэзии Калидасы.
Тримурти была освоена в основном шиваитами. В Линга-пуране Абсолют, соответственный «вечному Шиве» (Садашива), представлен в 3-х эманациях — Брахмы, созидателя мира, Вишну — его хранителя и Шивы (Бхава) — разрушителя, по этому Шива вроде бы раздваивается, чем нарушается «нейтральность» Абсолюта, однако зато укрепляются ценности «сектантского божества».
В течениях поздней вишнуитской бхакти, к примеру, у Нимбарки (XIII в.), конфигурация изменяется: Абсолют-Вишну представлен в 3-х формах, одна из которых соответствует «малому Вишну». И у шиваитов, и у вишнуитов три космологические функции соотносятся с 3-мя гунами: в Тримурти Вишну олицетворяет действие «просветленного» начала саттвы, Брахма — «энергетического» раджаса, Шива — «деструктивного» тамаса. Эти соотношения получили и графическое выражение: в шиваитских изображениях Тримурти над 3-мя рядоположенными скульптурными ликами высится 4-ая голова «вечного Шивы», у вишнуитов Непала за 3-мя фигурами помещается колонна, соответственная четвертому лицу — Вишну.
Источники:
Дополнительно на New-Best.com: