Что изучает морфемика?
Морфемика — это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?
Что такое морфема?
Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.
Какие есть части слова (виды морфем)?
К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:
Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?
Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
См. План разбора слова по составу.
Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο», база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в лингвистике).
Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной — к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми[j-у], арми[j-э]й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] — часть базы, поскольку окончание — дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο), а в других формах он не получает специального обозначения.
Что такое корень слова?
Основная морфема в слове — корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.
Какие слова именуются однокоренными (схожими)?
Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).
К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».
Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, потому что содержат один и тот же корень —куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».
Что такое словообразовательное гнездо?
Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо — это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.
Пример словообразовательного гнезда
Начальное слово «губерния».
губерн(и-я) [ губерниj-а ]
губерн-атор
губернатор-ш-а
губернатор-ств-о
губернатор-ск-ий
губернатор-ствова-ть
вице-губернатор
вице-губернатор-ск-ий
генерал-губернатор ср. генеральный
генерал-губернатор-ств-о
генерал-губернатор-ск-ий
губерн-ск-ий
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)
Как отыскать корень в слове?
К примеру,
1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов менять, обмен, замена и др.;
2) в слове высказывать корень -сказ-, потому что это общая часть однокоренных слов пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д.
Корень может состоять из нескольких звуков (идёт), из 1-го звука (пойти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень — вы-нуть. Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним-ать).
К примеру, газопровод, вечнозелёный, бело-сине-красный.
В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.
К примеру, корпункт — кор(респондентский) пункт, университет — в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
Какие корешки именуются омонимичными?
Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.
К примеру,
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);
2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».
Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их — омонимичные.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.
Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?
При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.
К примеру,
1) в словах просить, прошу, спрашивать один и тот же корень -прос-, в каком имеются чередования с//ш и о//а;
2) в словах рот — рта гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная.
Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормлю (кормить), люблю (любить), ишакепление (слепой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.
Упражнения к теме «Омонимичные корни»
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-:
аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м — слова, схожие слову водить.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-:
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м — слова, схожие слову пылать.
Упражнения к теме «Чередование гласных и согласных в корне»
1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление?
1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец?
Ответ: 4: 1) отец; 2) отц- (отца, папе); 3) отч- (отчизна, отчество); 4) отеч- (отечество, отеческий).
3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено. Сколько тут представлено вариантов корня?
Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец.
Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса).
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно:
Дополнительно на New-Best.com: