форум
22.08.2019
Просмотров: 190
Нью бест

Какие есть синтаксические нормы потребления причастий и причастных оборотов?

alex2

Во избежание ошибок при употреблении причастий и причастных оборотов нужно учесть последующие синтаксические нормы:

1. Причастие — это именная форма глагола, она не имеет наклонения, потому при причастии не может употребляться частичка бы.

Грамматически неправильным будет предложение: Власти решили не рисковать и не применять подобную меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.

В данном случае следует употреблять придаточное предложение: Власти решили не рисковать и не применять подобную меру, как отстранение губернатора от должности, так как это вызвало бы непредсказуемую реакцию.

2. Неприемлимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов: Потому что кот, удивлённый случившимся, он закончил воровать.

В этих случаях происходит наложение структуры обычного предложения на структуру сложноподчинённого. Корректным будет последующий вариант выражения: Кот, удивлённый случившимся, закончил воровать.

3. Нормой предусматривается размещение причастного оборота прямо перед определяемым словом (прибывшие в лагерь студенты) либо после него (студенты, прибывшие в лагерь).

В большинстве случаев в речи допускается два класса ошибок и недочётов, связанных с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова:

  • причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от головного слова другими словами: Студенты торопятся к реке, прибывшие в лагерь — грамматически неточное предложение; верный вариант: Студенты, прибывшие в лагерь, торопятся к реке;

  • определяемое слово включается в середину причастного оборота: У него было раскрасневшееся лицо от мороза — грамматически неточное предложение, так как тут нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза. Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

  • 4. При использовании причастных оборотов принципиально учесть присущие им категории вида и времени.

  • Причастия реального времени употребляются тогда, когда следует отметить, что причастие обозначает:
  • 1) признак, действие которого совпадает с моментом речи либо с действием глагола-сказуемого: Я вызнал мальчугана, несущегося мне навстречу на велосипеде;

    2) неизменный признак: Я знаю почтальона, носящего нам письма. Время от времени при указании на неизменный признак есть возможность употреблять и причастие прошедшего времени: Я сел на скамью, стоящую в конце бульвара; Я сел на скамью, стоявшую в конце бульвара.

  • В том случае следует отметить совпадение по времени действий, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, то обычно употребляют причастие прошедшего времени неидеального вида и глагол-сказуемое неидеального вида в форме прошедшего времени (хотя в данном случае вероятна и форма реального времени причастия, так как выраженный им признак будет неизменным): Приходивший поздно вечером отпрыск обычно ужинал один, на кухне; Приходящий поздно вечером отпрыск обычно ужинал один, на кухне.

  • Причастие прошедшего времени совершенного вида обычно показывает на действие, которое предшествует моменту речи либо тому действию, которое выражено глаголом-сказуемым:

    Я увидел почтальона, принёсшего мне письмо.

  • В том случае категории времени и вида не учитываются, то это приводит к смысловой некорректности.

  • К примеру: Завод выстроили за три года заместо предполагаемых 2-ух. В этом случае, так как речь идёт о прошедшем, следовало бы применять не причастие реального времени (предполагаемых), а причастие прошедшего времени (предполагавшихся).

    В предложении: Приказы, издаваемые дирекцией завода, не производились начальниками цехов — применено причастие реального времени. Это допустимо, в том случае следует отметить постоянность признака, выраженного причастием. Однако так как в реальности действия, выраженные причастием и глаголом, следовали одно за другим (поначалу издавались приказы, а потом начальники цехов их не делали), то следовало бы употребить причастие прошедшего времени (Приказы, издававшиеся дирекцией завода, не производились начальниками цехов).

    Примечание. Причастия вообщем не имеют формы грядущего времени.

    5. Действительные причастия обозначают признак того, кто (что) прямо производит действие (поющая девочка, рисовавший мальчишка). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книжка, прочитанная книжка).

    Время от времени значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся. Но значение этих форм далековато не всегда синонимично, так как причастия, образованные от возвратимых глаголов, сначала указывают на то, что субъект делает действие сам, а не испытывает действие со стороны (отпрыск, учащийся в первом классе). Потому плохими будут конструкции класса: скотины, отправляющиеся на убой; девочка, воспитывающаяся у бабушки; работы, выполняющиеся студентами. В этом случае уместнее применять формы страдательных причастий: скотины, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами.

    6. Причастный оборот выступает синонимом определительного придаточного предложения со словом «который».

    К примеру: Столичное училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли время от времени «второй Академией художеств». — Столичное училище живописи и ваяния, основанное в 1933 году, называли время от времени «второй Академией художеств».

    Однако бывают случаи, когда определительную придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя поменять причастным оборотом:

  • союзное слово «который» стоит в форме косвенного падежа (альтернатива вероятна исключительно в форме И.п. либо В.п. в отсутствие предлога): Вдалеке показывались деревья, на которых (П.п.) распустились листочки;
  • в основном предложении есть указательные местоимения (тот, та, таковой…): Мы решали такие задачки, которые могут повстречаться на экзамене;
  • сказуемое в придаточном предложении выражено глаголом в условном наклонении: Я увидел книжку, которую желал бы иметь в собственной библиотеке;
  • сказуемое в придаточном предложении выражено глаголом грядущего времени: Мы устроили праздничек для малышей, которые осенью пойдут в школу;
  • придаточное предложение является безличным: Принципиальный момент, который нужно учесть при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
  • Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

    Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

    1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

    2. Из этой книжки мы узнали о тех страхах, пережитых нашим народом.

    3. Мы узрели фермеров, отправляющих домой.

    4. Дети игрались на покрытом лугу свежайшей травкой.

    5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

    6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить не плохих людей.

    7. Книжка, читающаяся с увлечением, содержит много увлекательного.

    8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

    9. В томном положении находились люди, потерявшие жилище и которые не получили компенсацию.

    10. Он написал статью о дилемме, которая заинтересовывала всех и которая вызвала огромные споры.

    11. Приобретенное задание на практике следует выполнить к концу марта.

    12. Выступивший президент по телевидению поведал о новых указах.

    13. Выращенные овощи в теплице наименее полезны, чем грунтовые.

    14. Учебники, приобретенные сначала года и которые указаны в перечне, должны быть сданы на перерегистрацию.

    Ответы:

    1. В мастерскую привезли табуретки, изготовленные столярами.

    2. Из этой книжки мы узнали о тех страхах, которые пережил наш люд.

    3. Мы узрели фермеров, отправляющихся домой.

    4. Дети игрались на покрытом свежайшей травкой лугу.

    5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

    6. Честь и хвала воспитателям, смогшим вырастить не плохих людей.

    7. Книжка, прочитанная с увлечением, содержит много увлекательного.

    8. На окраине поселка стояла палатка, в какой продавались спички и хлеб.

    9. В томном положении находились люди, потерявшие жилище и не получившие компенсацию.

    10. Он написал статью о дилемме, которая заинтересовывала всех и вызвала огромные споры.

    11. Приобретенное на практике задание следует выполнить к концу марта.

    12. Выступивший по телевидению президент поведал о новых указах.

    13. Выращенные в теплице овощи наименее полезны, чем грунтовые.

    14. Учебники, приобретенные сначала года и обозначенные в перечне, должны быть сданы на перерегистрацию.

    Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с внедрением причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

    1. В центре романа образ любящей, страдающей юный женщины от неразделённой любви.

    2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о огромных успехах современной мед науки.

    3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

    4. Арендаторов следовало переселить в новые обители, отвечавшие бы всем нуждам людей.

    5. Этой пятёрке я очень обрадовался, приобретенной мной в первый раз в жизни.

    6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

    7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

    8. Плющ, который вьющийся по стенке, веселил глаз.

    9. В том случае человек отлично понимающий местность, он не заблудится.

    10. Проявленная инициатива мастером посодействовала стремительно совладать с катастрофой.

    11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали неплохой рост травок.

    12. Нам нужно узнать предпосылки отставания не так давно преуспевающей бригады.

    13. Приспособления, применяющиеся ранее, были очень ненадёжными в эксплуатации.

    14. Огромную часть языка составляет общеупотребительная лексика, другими словами употребляющаяся всеми говорящими.

    15. Казалось, мы находимся не на электростанции, раз в час пожиравшей сотки пыльного торфяного горючего, а в хирургическом кабинете.

    16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

    17. В таком же положении находились обитатели прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в хоть какой момент обвалом.

    18. Представитель администрации заявил, что зерна, способного быть отправленным на элеватор, имеется выше 40 тонн.

    19. Арестованный беспокоился о родне, взятой под надзор милицией и которую он оставил в отсутствие средств к существованию.

    20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

    21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

    22. Островский показал в Катерине борющийся нрав против отживших устоев.

    Упражнение 3. Растолкуйте, почему в данных предложениях невозможна альтернатива придаточной части причастным оборотом.
    1. Учёные раз в день обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в предстоящем принесут людям огромную пользу.
    2. А.И. Куинджи был из числа тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красы природы.
    3. Есть люди, которых на пути к священной цели не приостановит ни одно препятствие.
    4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурами, которым отводилась роль только «оживлять» красивые виды.
    5. Русские учёные предлагают расположить на Луне микроволновые станции, которые есть возможность питать электроэнергией от солнечных батарей.
    6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты большими и средней величины камнями.
    7. Только немногие понимают ту гигантскую роль, которую играет магний в нашем организме.
    8. Учёные предложили пропитывать древние рукописи органическим веществом с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы приостановить процесс распада бумаги.
    9. Это село появилось в более поздний период рядом с остатками старого города, заглавие которого оно закрепило за собой.
    10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неподражаемого природного уголка соловьиного края.
    11. По библейской легенде, обитатели Старого Вавилона пробовали выстроить башню, которая должна была бы добиться неба.
    12. Скептик — это тот человек, который не верует в бесплатный интерес.
    13. Принципиальный момент, который нужно учесть при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
    14. Есть огромное количество приёмов, которые посодействуют перевоплотить ваш сад в райский уголок.
    15. Камешки, из которых слагаются сейчас вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

    Источник материала Интернет-сайт

  • licey.net — Балашова Л.В., Дементьев В.В. «Курс российского языка» (§ 3.5 «Предложения с причастными оборотами. Особенности потребления причастных оборотов»);
  • licey.net — упражнения к теме «Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»;
  • alleng.ru — упражнения к теме «Употребление предложений с причастными оборотами» в пособии Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Стилистика и культура речи» (ссылка на скачка пособия).
  • Дополнительные источники:

  • evartist.narod.ru — Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию (§ 211 «Причастный оборот»);
  • hi-edu.ru — упражнения по теме «Употребление причастий и причастных оборотов» (№ 347, 348, 354);
  • alleng.ru — упражнения по теме «Употребление причастий и причастных оборотов» (§ 76, упр. 343, 344) (ссылка на скачка пособия).
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Что такое причастие как часть речи?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • Где отыскать упражнения по теме «Отличие отглагольных прилагательных от причастий»?
  • Какова исходная форма причастия?
  • Каковы правила правописания причастий на -анный и -енный?
  • Где отыскать упражнения к теме «Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных»?
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  • Что такое страдательное причастие?
  • Что такое действительное причастие?
  • Когда пишется одно Н в причастиях?
  • Когда пишется НН в причастиях?
  • Сколько Н пишется в коротких причастиях и коротких отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква Е перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква А перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Как верно выделить суффикс в причастиях и отглагольных прилагательных на -анный, -енный и -аный, -еный?
  • Где отыскать дистанционные уроки по теме «Правописание прилагательных и причастий»?
  • Каковой план морфологического разбора причастия?
  • Где отыскать таблицу «Образование причастий»?
  • От каких глаголов причастия не образуются?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас