Директоры либо директора?
В современном российском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме именительного падежа множественного числа, насчитывают выше 300 слов. Очагом распространения окончания -а (-я) являются сферы просторечия и проф языка. В связи с этим формы на -а (-я) имеют нередко разговорную либо профессиональную расцветку: контракта, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают обычным нормам литературного языка. Но в неких случаях формы на -а (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).
Чтоб решить вопрос о «спорной» форме слова необходимо обратиться к словарю. Не считая этого, есть возможность уяснить ряд закономерностей, облегчающих выбор окончания именительного падежа множественного числа:
Неординарно множественное число появляется у слов ребенок — дети, человек — люди, дно — донья и неких других.
См. подробнее: Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа имён существительных (хл бы — хлебá, прóзапуски — пропускá и др.).
Как верно проверить окончание имени существительного по словарю
Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется по словарю (к примеру, см. рубрику «Проверка слова» на портале gramota.ru).
Пример:
Словарная статья
Как прочесть пометы после имени существительного
директор, -а, мн. -а, -ов
Форма род.п. ед.ч. — дир ктора; верная форма им.п. мн.ч. — директорá, род.п. мн.ч. — директорóв
слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей
Форма род.п. ед.ч. — сл саря; правильные формы им.п. мн.ч. — сл сари и слесаря, род.п. мн.ч. — сл сарей
крем, -а и -у
Форма род.п. ед.ч. — крема и крему; верная форма им.п. мн.ч. — кр мы (т.к. нет пометы, означает, употребляется окончание -ы)
Упражнения к теме «Имя существительное. Именительный падеж множественного числа»
Упражнение 1. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа. Проверьте себя по словарю.
1. (Инженер) необходимы всюду.
2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца.
3. (Дно) сосудов были покрыты копотью.
4. По просёлочной дороге расслабленно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с энтузиазмом рассматривал древние (ружьё).
6. На границе пограничники очень кропотливо инспектировали наши (паспорт) и багаж.
7. (Ребёнок) нередко рыдают по ночам.
8. (Гражданин), пройдите чуть-чуть вперёд!
9. (Владелец) что-то издавна не заходили.
10. Масляные (пятно) отдельно чётко выделялись на светлом пиджаке.
11. В больших залах висели древние (зеркало).
12. (Крестьянин) всегда с особенной нежностью относились к корове-кормилице.
13. Адмирал отдал команду подымать (якорь).
14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота.
15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения.
16. (Крестьянин) получили в аренду заброшенные (хутор).
17. (Диспетчер) аэропорта решили начать стачку.
18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов — нет.
19. (Тренер) олимпийской сборной — общепризнанные (мастер).
20. Использованные (шприц) укладываются в особые (контейнер) и потом уничтожаются.
21. На таёжных трассах могут работать только бывалые (шофёр).
22. (Вентиль) на газопроводе были немедля перекрыты.
23. Заводу требуются бывалые (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, охранник).
24. Практически на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер).
25. По бокам сцены были установлены калоритные (юпитер).
26. Все (штопор) куда-то делись.
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь разъяснить, в чём сущность этих ошибок. Проверьте себя по словарю.
1. Раскольников желал признаться в содеянном, однако ему не хватило сил и мужеств.
2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взоры и миропонимания.
3. Наш завод производит телек высочайшего свойства.
4. Супруга принесла целый поднос чаёв.
5. На женитьбу он пришёл весь в трепьях.
6. У обеспеченного брата было много скотин, а у бедного — только одна скотина.
7. Им отдали приказ немедля сдать все орудия.
8. Недро земли очень богатое.
9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ожидать маму.
10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много угроз и рисков.
11. Мальчишка научился играть на гармошке всякие музыки.
12. Ребята в зале заорали и свистами прогнали Бармалея.
13. Это лечущее средство мне повелели принимать до всех ед.
14. Во дворе у нас качель сломалась.
15. Я желаю, чтоб на день рожденья мне подарили небольшой тисок.
16. Обрежь ножницей нить.
17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать.
18. Окна мы выкрасили белилом.
19. В сочинении отлично поведано про округа школы.
20. Вода употребляется также в хозяйственной цели.
21. Небо затянуто сплошным сероватым облаком.
22. Мы с подругой приехали с дач в один день.
23. Этот доктор воспринимает только по подготовительным записям.
24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли боец на фронты.
25. Один людь ничего тут не сумеет сделать.
26. Каждую зиму он болеет гриппами.
27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому.
28. Герои Бородинского схватки, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к разным соц средам.
29. Некорректные выражения часто есть возможность услышать в речах малышей.
30. Сначала войны наши войска пару раз попадали в окружения.
31. На данный момент тяжело воспитать у малышей правильные дела к труду.
32. На предприятии организована работа по обмену опытами.
33. Нужно просчитать все опасности вложения средств в это создание.
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на New-Best.com: