форум
22.08.2019
Просмотров: 145
Другое

Каких малышей следует приравнивать к группе с задержкой психологического развития малыша (ЗПР)?

alex2

Что такое ЗПР?

Эти три наизловещие буквы есть не что другое, как задержка психологического развития. К огорчению, сейчас в мед карте малыша часто есть возможность повстречать таковой диагноз.

Последние пару лет к дилемме ЗПР наблюдается завышенный энтузиазм, вокруг нее ведется огромное количество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психологическом развитии очень разносторонне, может иметь огромное количество разных предпосылок, обстоятельств и следствий. Явление, сложное по собственной структуре, просит пристального и кропотливого анализа, личного подхода к каждому определенному случаю. Меж тем, диагноз ЗПР так популярен посреди докторов, что некие из их, основываясь на наименьшем количестве материала и полагаясь на свое проф чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним собственный автограф, нередко не задумываясь о последствиях. И этого факта уже полностью довольно для того, чтоб познакомиться с неувязкой ЗПР ближе.

Что мучается?

ЗПР относится к уровню слабовыраженных отклонений в психологическом развитии и занимает промежуточное место меж нормой и патологией. Дети с задержкой психологического развития не имеют подобных томных отклонений в развитии, как интеллектуальная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Главные трудности, которые они испытывают, связаны, сначала, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Разъяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Необходимо также отметить, что у каждого раздельно взятого малыша ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Однако, невзирая на это, есть возможность попробовать выделить круг особенностей развития, соответствующих для большинства малышей с ЗПР.

Более броским признаком ЗПР исследователи именуют незрелость эмоционально-волевой сферы; по другому говоря, такому ребенку очень трудно сделать над собой волевое усилие, вынудить себя выполнить что-либо. А отсюда безизбежно возникают нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, завышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться завышенной двигательной и речевой активностью. Таковой комплекс отклонений (нарушение внимания + завышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в текущее время обозначают термином «синдром недостатка внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного вида. К примеру, ребенку может быть трудно выяснить известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является предпосылкой дефицитности, ограниченности, познаний об внешнем мире. Также мучается скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

В том случае говорить об особенностях памяти у малышей с ЗПР, то тут найдена одна закономерность: они существенно лучше запоминают приятный (неречевой) материал, чем вербальный. Не считая того, установлено, что после курса специального обучения разным техникам запоминания, характеристики ребят с ЗПР улучшались даже по сопоставлению с нормально развивающимися детками.

ЗПР часто сопровождается неуввязками речи, связанными прежде всего с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в этом случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и нрава основного нарушения: так, в одном случае это может быть только некая задержка либо даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи — нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У малышей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно находится прежде всего во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не обладают полностью всеми необходимыми для выполнения школьных заданий умственными операциями (анализ, синтез, обобщение, сопоставление, абстрагирование).

При всем этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, но, требуют определенной корректировки в согласовании с особенностями развития малыша.

Кто эти дети

Ответы профессионалов на вопрос, каких малышей следует приравнивать к группе с ЗПР, тоже очень разноплановы. Условно, их есть возможность поделить на два лагеря.

1-ые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что главные предпосылки ЗПР носят сначала социально-педагогический нрав (неблагополучная обстановка в родне, недочет общения и культурного развития, томные условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Таковой взор на делему преобладает в западной психологии, а ближайшее время он получил обширное распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы умственного недоразвития имеют закономерности к концентрации в определенных соц слоях, где предки имеют умственный уровень ниже среднего. Отмечено, что наследные причины играют значительную роль в генезе недоразвития умственных функций.

Другие создатели связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, приобретенными в период беременности либо родов, и относят сюда малышей с малой мозговой нефункциональностью.

Наверняка, вернее всего учесть и те, и другие причины.

Так, в качестве обстоятельств, приводящих к задержкам психологического развития, российские спецы М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют последующие.

Неблагоприятное направление беременности:

  • заболевания мамы во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • приобретенные заболевания мамы (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, отдельно 2-ой половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма мамы вследствие потребления алкоголя, никотина, наркотиков, хим и фармацевтических препаратов, гормонов;
  • несопоставимость крови мамы и малыша по резус-фактору.
  • Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании разных средств родовспоможения (к примеру, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.
  • Социальные причины:

  • педагогическая запущенность в итоге ограниченного чувственного контакта с ребенком как на ранешних шагах развития (до 3-х лет), так и в более поздние возрастные этапы.
  • Типы задержки

    Задержку психологического развития принято разделять на четыре группы. Любой из этих типов обоснован определенными причинами, имеет свои особенности чувственной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

    1-ый класс — ЗПР конституционального происхождения. Для этого класса свойственна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится вроде бы на более ранешней ступени развития. Тут идет речь о так именуемом психологическом инфантилизме. Необходимо осознавать, что психологический инфантилизм — это не болезнь, а быстрее некий комплекс заостренных черт нрава и особенностей поведения, который, но, может значительно отразиться на деятельности малыша, прежде всего — учебной, его адаптационных возможностях к новейшей ситуации.

    Таковой ребенок нередко бывает несамостоятелен, тяжело адаптируется к новым для него условиям, нередко очень привязан к маме и в ее отсутствие ощущает себя немощным; для него характерен завышенный фон настроения, бурное проявление чувств, которые при всем этом очень неустойчивы. К школьному возрасту у подобного малыша на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на замену должна придти учебная мотивация. Ему тяжело принять какое-либо решение в отсутствие сторонней помощи, сделать выбор или совершить над собой хоть какое другое волевое усилие. Таковой малыш может вести себя забавно и прямо, его отставание в развитии не оказывается на виду, но при сопоставлении со сверстниками он всегда кажется чуток младше.

    Ко 2-ой группе — соматогенного происхождения — относятся ослабленные, нередко болеющие дети. В итоге долговременной заболевания, приобретенных зараз, аллергий, прирожденных пороков развития может сформироваться задержка психологического развития. Это разъясняется тем, что в протяжении долгой заболевания, на фоне общей беспомощности организма психическое состояние малыша тоже мучается, а, как следует, не может всеполноценно развиваться. Низкая познавательная активность, завышенная утомляемость, притупление внимания — все это делает подходящую ситуацию для замедления темпов развития психики.

    Сюда же относят малышей из семей с гиперопекой — чрезвычайно завышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда предки очень хлопочут о собственном ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, боясь, что ребенок может для себя навредить, что он еще мал. В таковой ситуации близкие, считая свое поведение прототипом родительской заботы и опеки, тем препятствуют проявлению у малыша самостоятельности, а означает — и занию мира вокруг нас, формированию настоящей личности.

    Нужно увидеть, что ситуация гиперопеки как раз очень всераспространена в семьях с нездоровым ребенком, где жалость к малышу и неизменная тревога за его состояние, рвение типо облегчить ему жизнь в конечном итоге оказываются нехорошими ассистентами.

    Последующая группа — это ЗПР психогенного происхождения. Главная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Предпосылкой этого класса ЗПР становятся неблагополучные ситуации в родне, проблемное воспитание, психологические травмы. В том случае в родне имеет место злость и насилие по отношению к ребенку либо другим членам семьи, это может повлечь за собой доминирование в нраве малыша подобных черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, трусость и патологическая застенчивость.

    Тут, в отличие от предшествующего класса ЗПР, имеет место явление гипоопеки, либо недостающего внимания к воспитанию малыша. Ребенок вырастает в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение держать под контролем собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостающий уровень познаний об внешнем мире.

    4-ый и последний класс ЗПР — церебрально-органического происхождения. Он встречается почаще других, и прогноз предстоящего развития для малышей с этим типом ЗПР по сопоставлению с прошлыми 3-мя, чаше всего, менее благоприятен.

    Как надо из наименования, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а конкретно — дефицитность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так именуемая малая мозговая нефункциональность (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, зависимо от определенного варианта, очень многообразно в разных областях психологической деятельности.

    Исследователи ММД выделили последующие причины риска ее появления:

  • поздний возраст мамы, рост и масса женского тела перед беременностью, выходящие за границы возрастной нормы, 1-ые роды;
  • патологическое направление прошлых родов;
  • приобретенные заболевания мамы, отдельно диабет, резус-конфликт, досрочные роды, заразные заболевания во время беременности;
  • такие психосоциальные причины, как ненужная беременность, причины риска огромного города (каждодневная долгая дорога, городские шумы);
  • наличие психологических, неврологических и психосоматических болезней в родне;
  • патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.
  • Малышей этого класса отличает слабость проявления чувств, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

    О профилактике

    Диагноз ЗПР возникает в мед карте в большинстве случаев поближе к школьному возрасту, лет в 5-6, или уже тогда, когда ребенок сталкивается прямо с неуввязками в обучении. А поскольку при своевременной и хорошо построенной коррекционно-педагогической и мед помощи может быть частичное и даже полное преодоление данного отличия в развитии. Неувязка в том, что диагностирование ЗПР на ранешних стадиях развития представляется достаточно проблематическим. Его способы основаны прежде всего на сравнительном анализе развития малыша с надлежащими его возрасту нормами.

    Следовательно, на 1-ое место выходит профилактика ЗПР. Советы по этому поводу, никак не отличаются от тех, которые есть возможность дать хоть каким юным родителям: это прежде всего создание очень подходящих критерий для протекания беременности и родов, избегание причин риска, вышеперечисленных, и естественно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни.

    Последнее вместе с этим дает возможность впору распознать и скорректировать отличия в развитии.

    Прежде всего, нужно показать новорожденного невропатологу. Сейчас, чаше всего, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому спецу. Многие получают направление прямо из роддома. Даже в том случае и беременность, и роды прошли совершенно, ваш малыш отлично себя ощущает, и нет ни мельчайшего повода для беспокойства — не поленитесь и посетите доктора.

    Спец, проверив наличие либо отсутствие разных рефлексов, которые, как понятно, сопровождают малыша в протяжении всего периода новорожденности и младенчества, сумеет беспристрастно оценить развитие малыша. Также доктор проверит зрение и слух, отметит особенности взаимодействия со взрослыми. В том случае будет нужно, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии мозга.

    Зная возрастные характеристики нормы, вы и сами можете смотреть за психомоторным развитием крохи. Сейчас в Интернете и разных печатных изданиях есть возможность отыскать огромное количество описаний и таблиц, где тщательно показано, что должен уметь малыш в том либо ином возрасте, начиная с первых дней жизни. Там же есть возможность отыскать список особенностей поведения, которые должны заставить задуматься юных родителей. Непременно ознакомьтесь с этой информацией, и в том случае появились хоть мельчайшие подозрения — немедля отчаливайте на прием к доктору.

    В том случае вы уже побывали на приеме, и доктор счел необходимым прописать лекарства, не стоит третировать его советами. А в том случае сомнения не предоставляют покоя, либо доктор не внушает доверия, покажите малыша другому, третьему спецу, задавайте волнующие вас вопросы, постарайтесь отыскать наибольшее количество материала.

    В том случае вас смущает лечущее средство, выписанное медиком, не смущяйтесь расспросить о нем поподробнее, пусть доктор скажет, как оно действует, какие вещества входят в его состав, почему конкретно оно нужно вашему ребенку. Поскольку под час под угрожающе звучащими наименованиями скрываются относительно «безопасные» препараты, выполняющие роль собственного рода витаминов для мозга.

    Естественно, многие докторы без охоты делятся схожими сведениями, не в отсутствие основания считая, что нет необходимости посвящать в чисто проф дела людей, не имеющих дела к медицине. Однако попытка — не пытка. В том случае же не удалось поговорить со спецом, постарайтесь отыскать людей, столкнувшихся с подобными неуввязками. Тут на помощь снова же придет Интернет и соответственная литература. Однако, естественно, не стоит принимать на веру все выражения родителей с Интернет-форумов, поскольку большая часть из их не имеют мед образования, а только делятся своим личным опытом и наблюдениями. Эффективнее будет пользоваться услугами online-консультанта, который сумеет дать квалифицированные советы.

    Кроме посещения докторских кабинетов, есть возможность выделить немного моментов, касающихся взаимодействия родителей с детками, которые также являются необходимыми для обычного и настоящего развития малыша. Составляющие общения с малышом знакомы каждой рачительной маме и так ординарны, что мы даже не задумываемся об их колоссальном воздействии на возрастающий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт предполагает под собой хоть какое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Потому что в 1-ые месяцы после рождения у малыша очень очень развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новейшей для него обстановке, ощущать себя увереннее и расслабленно. Малыша непременно необходимо брать на руки, ублажать его, разглаживать не только лишь по головке, да и по всему телу. Прикосновение ласковых родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать верный образ собственного тела, правильно принимать место вокруг себя.

    Особенное место отводится контакту глаз, который является главным и самым действенным методом передачи эмоций. В особенности, естественно, это касается малышей, которым пока недосягаемы другие средства общения и выражения чувств. Добрый взор понижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, присваивает чувство защищенности. И, естественно, очень принципиально все свое внимание уделять малышу. Некие считают, что, потакая капризам малыша, вы тем балуете его. Это, конечно, не так. Поскольку небольшой человечек так неуверенно ощущает себя в абсолютно незнакомой ему обстановке, что ему повсевременно требуется доказательство того, что он не одинок, он кому-то нужен. В том случае ребенок недополучил внимания в ранешном детстве, это непременно скажется потом.

    Стоит говорить, что малыш с теми либо другими нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее нежном голосе, доброте, любви, внимании и осознании в тыщу раз больше собственных здоровых сверстников.

    Полезные ссылки по ЗПР:

  • medportal.ru — задержка психологического развития (ЗПР) — Воспитание — Предки и дети — МедЭнциклопедия;
  • new-clinica.ru — ЗПР, ЗПР у малышей, исцеление, дети с ЗПР в поликлинике «Новенькая клиника»;
  • cellmed.ru — стволовые клеточки — задержка психологического развития (ЗПР);
  • mosmedclinic.ru — всеохватывающая коррекционная работа с детками с задержкой психологического развития;
  • nevromed.ru — задержки психологического развития — Г. В Козловская, А. В. Горюнова;
  • almanah — главные вопросы поликлиники и систематики задержки психологического развития;
  • detskiysad.ru — не в ногу со сверстниками (о задержках психологического развития);
  • dic.academic.ru — задержка психологического развития;
  • dob.1september.ru — чувственный мир малыша с ЗПР;
  • invalid-detstva.ru — дети с нарушением ЗПР;
  • ugorka.ivakorin.ru — дети с ЗПР;
  • revolution.allbest.ru — корректировка нарушений речи у малышей с задержкой психологического развития;
  • hcml.ru — исцеление отставания малышей в развитии: ЗПР, ДЦП, аутизма;
  • vitasite.ru — задержка психологического развития, ЗПР, обследование, исцеление, центры;
  • specialneeds.ru — дети с задержкой психологического развития.
  • Литература по ЗПР:

  • Буфетов, Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности малышей с нарушенным психологическим развитием // Практическая психология и логопедия. — 2004. — №1. — С. 63 — 68.
  • Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психологического развития // Практическая психология и логопедия. — 2006. — №2. — С.53 — 54.
  • Зайцев, Д.В. Развитие способностей общения у малышей с ограниченными умственными способностями в родне // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — №1. — С. 62 — 65.
  • Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детками с задержкой психологического развития: пособие для психологов и преподавателей. — Москва: ВЛАДОС, 2004. — 126с.
  • Базы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. — Москва: Академия, 2003. — 480с.
  • Первоисточники:

  • ourbaby.ru — наш ребенок. Что такое ЗПР;
  • ru.wikipedia.org — статья «Задержка психологического развития» в Википедии.
  • Глядеть также:

  • Что такое синдром недостатка внимания и гиперактивности (СДВГ)? В чем предпосылки и каковы симптомы синдрома недостатка внимания и гиперактивности СДВГ? (в одном ответе)
  • В чем предпосылки синдрома неожиданной детской погибели?
  • Что такое панкреатит? Как вылечивать панкреатит? (в одном ответе)


  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас