форум
22.08.2019
Просмотров: 305
Гороскопы

Какое животное у древних олицетворяло смену дня и ночи, смену времен года, мудрость, охрана счастья?

alex2

Змея в мировой символике и эмблематике — в высшей степени непростой и универсальный знак.

Змея и дракон нередко взаимозаменяемы, а в странах Далекого Востока меж ними не делается различия.

Символическое значение змеи поливалентно. Змея у древних олицетворяла смену дня и ночи, смену времен года, мудрость, стражника счастья.

В мифологии змей (змея) может быть и мужского пола, и дамского, также самовоспроизводиться. Как существо убивающее, она значит погибель и ликвидирование; как существо, временами меняющее кожу, — жизнь и воскресение.

Свернувшаяся кольцом змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и погибель, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое.

Фаллический знак, оплодотворяющая мужская сила, «муж всех женщин»; присутствие змеи нередко связывается с беременностью. Змея аккомпанирует все дамские божества, в том числе Величавую Мама, и нередко изображается у их в руках либо обвившейся вокруг их. При всем этом змея приобретает дамские свойства, такие как загадочность, загадочность и интуиция, и символизирует непредсказуемость, так как внезапно возникает и внезапно исчезает.

Змея числилась двуполой и являлась символом всех самопорождающих божеств, символизируя также силу плодородия земли. Это знак солнечный, хтонический, сексапильный, похоронный и олицетворяющий проявление силы на любом уровне, источник всего потенциального как в вещественной сфере, так и в духовной, тесновато связанный с концепцией как жизни, так и погибели. Так как змея живет под землей, она находится в контакте с подземным миром и имеет доступ к силам, всеведению и магии мертвых. Хтоническая змея — это проявление брутальной силы богов подземного мира и тьмы. Она везде считается источником инициации и омоложения и «хозяйкой недр». В собственной хтонической ипостаси змея агрессивна Солнцу и всем солнечным и духовным силам, символизируя черные силы в человеке. При всем этом положительное и негативное начала находятся в конфликте, как в случае Зевса и Тифона, Аполлона и Пифона, Озириса и Сета, сокола и змеи и т.п.

Она символизирует также изначальную подсознательную природу, прилив актуальной силы, неконтролируемой и недифференцированной, потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник меж Небом и Землей, меж землей и подземным миром. Змея ассоциируется с небом, землей, водой и в особенности с Мировым Древом.

Не считая того, это пасмурный дракон тьмы и страж сокровищ. Змея может символически изображать солнечные лучи, путь Солнца на небе, молнию и силу воды, являясь атрибутом всех речных божеств.

Змея — это познание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, также Искуситель. Это сам рок, быстрый, как несчастье, медленный, как воздаяние, непостижимый, как судьба. В контексте космологии змея — это изначальный океан, из которого все появляется и в который все ворачивается, первобытный недифференцированный хаос. Она может служить опорой миру либо поддерживать его, либо окружать, превращаясь в уроборос — знак цикличности проявления и оборотного поглощения. Видимая змея — это только тленное проявление первопричинного, вневременного Величавого Невидимого Духа, владельца всех природных сил, духа либо принципа жизненности. Это тот бог ранешних космогонии, который позже послужил отправным пт для более психологичных и духовных интерпретаций.

Змеи либо драконы — это охраны порога, храмов, сокровищ, эзотерических познаний и всех лунных божеств. Они создают бури, держут под контролем силы вод, окружают воды собою, то преграждая им путь, то, напротив, принося воду человеку. К ним взывают при различных заклинаниях мертвых, пересекающих воды погибели. Как существо, способное двигаться в отсутствие помощи ног либо крыльев, змея символизирует всепроникающий дух, как существо, проникающее вглубь щелей и расщелин, — внутреннюю природу человека и совесть. Вид змеи может служить личиной для злых сил, к примеру, для ведьм и чернокнижников, символизируя злую и греховную сторону природы. Sol niger (»черное солнце») ассоциируется с темными силами змеи. Небесная Змея, как и китайский Лазуревый Дракон, символизирует радугу. Оба они образуют мост из этого мира в другой.

Дитя, играющее со змеей, — это знак вновь обретенного рая, свободы от вражды и конца тленного мира. Схожую символику имеет лев, находящийся в горизонтальном положении рядом с ягненком. Змея, свернувшаяся кольцами либо узлом, символизирует цикличность явлений, также сокрытую силу, динамичность, потенциал добра либо зла. В том случае она свернулась вокруг яичка, это может изображать инкубацию актуального духа; уробороса; силу вод, окружающих землю.

Змея, обвившаяся вокруг дерева либо хоть какого другого «осевого» знака, значит просыпание динамической силы, дух всего сущего, anima mundi, цикличность существования. В том случае змея появляется рядом с Древом Жизни, то это подходящий символ, в том случае же с Древом Зания — то она вредна и олицетворяет яд зла, характерного миру явлений. Змея, обвившаяся вокруг женщины (Величавой Мамы либо лунной богини) — это солнечный знак, совместно же они изображают соотношение мужского и дамского. Считается, что в голове у змеи (как и у жабы) находится драгоценный камень, и что она обладает сокровищами и магическими кольцами. Когда рядом со змеей бытуют орел либо олень, то последние символизируют солнечный, очевидный свет, а змея — тьму, все непроявленное и хтоническое; совместно они олицетворяют галлактическое единство, всеобщность; конфликт меж ними — дуализм, разбиение на пары противоположностей и войну небесных сил с хтоническими.

Орел нередко изображается держащим змею в когтях, а олень — попирающим ее копытами, что символизирует победу добра над злом, света над тьмой, небесного над земным и духовных сил над преходящими. Пламенная змея — это солнечное начало, очищение, преобразование земного состояния и выход за его пределы. Змея в качестве пояса либо браслета символизирует нескончаемый круговорот веков, преемственность, цикл распада и новейшей интеграции.

Змея с головой барана — атрибут всех богов, владеющих рогами, и знак оплодотворяющей силы и плодородия. Волнообразно изгибающиеся змеи либо драконы олицетворяют галлактический ритм либо силу вод.

Крылатые змеи либо драконы являются солнечными и символизируют единение духа и материи, соединение сокола и змеи и всех противоположностей, не считая того, ускоренное осознание.

Две змеи символизируют дуалистическую пару противоположностей, в конце концов, объединяющуюся. В том случае они обвивают дерево либо посох, то это спиралеобразная цикличность природы, два солнцестояния, пара базовых сил сворачивания и разворачивания, алхимический принцип «solve et coagula». На кадуцее они олицетворяют силы исцеления и яда, болезнь и здоровье, «природа может побеждать природу». В том случае они свиваются вместе, то это Время и Судьба, две величавые связывающие силы. Две змеи либо два дракона, вцепившиеся друг дружке в хвост, означают, что, по-видимому, противореча друг дружке, силы и вещи в королевстве двойственности в реальности появляются из 1-го и такого же источника. Яичка пресмыкающихся символизируют возрождение, а змеиные глаза в отсутствие век — внимательность и мудрость. Змея нередко держит во рту плод либо лечебную травку бессмертия. Символическое значение змеи время от времени сближается с символикой быка и барана, олицетворяющих фаллическую, оплодотворяющую и творящую силу. Змея-радуга, утоляющая свою жажду в море, известна во Франции, в Африке, Индии и у американских краснокожих.

В Африке змея — эмблема королевской власти, колесница бессмертия, воплощения мертвых.

Не считая того, небесная змея отождествляется с радугой и или окружает землю, или является стражем сокровищ либо же духом грома, ассоциируясь с молнией. Змея-радуга утомляет свою жажду в море. Змея может быть культурным героем либо сказочным предком, научившим человека кузнечному ремеслу и выращиванию злаков. Связана с водой и плодородием. Встречается также культ священного питона.

В алхимии змея на шесте — это фиксация летучей ртути, подчинение актуальной силы. Змея, проползающая через круг, значит алхимическое сплавление.

У американских индейцев змея — громовое существо, молния, носитель дождя, неприятель Громовой Птицы, лунная и волшебная сила, копье богов войны. Знак вечности и предвестник погибели. Рогатая змея — это дух воды, ее оплодотворяющая сила. Змеи — посредники меж людьми и нижним миром. Величавый Маниту воспринимает вид змеи с рогами, которыми он пронзает Жабу либо Темного Маниту, т.е. зло.

У австралийских туземцев змея олицетворяет мужской принцип, молнию. Присутствие змеи ассоциируется с беременностью.

У ацтеков пернатый змей (композиция птицы Кетцаль и змеи) — это Солнце, дух, сила восхождения, дождь, ветер, гром и молния, изначальное движение ветра и воды, дыхание жизни, познание, восточная область. Он аккомпанирует всех богов дождя и ветра. Это фаллический знак, вечное творение, нескончаемое время, посредник меж богом и человеком. Это Белоснежный Бог, из темного чрева которого падает дождь, также атрибут Кетцалькоатля, а в собственном солнечном нюансе — атрибут зодиакального бога Неба. Он становится лунным, олицетворяя Мать-Землю — женщину, одетую в юбку из сплетенных змей. Змея может быть культурным героем либо сказочным предком. Плотоядная птица терзает бога-змею, из крови которого рождается население земли, что символизирует расчленение начального единства и появление множественности явленного мира.

В буддизме змея в центре Колеса Сансары олицетворяет злость; свинья — алчность и невежество; петушок — плотскую страсть; а все трое совместно — грехи, привязывающие человека к миру иллюзии. Время от времени змея ассоциируется с Буддой, превращавшимся в naga, чтоб во время заболеваний и голода лечить людей.

В кельтском эпосе змея ассоциируется с лечебными водами и источниками. Змея с рогами либо с головой барана, нередко встречающаяся в кельтском и галльском сакральном искусстве, олицетворяя бога плодородия и мужской силы. Змея — эмблема Бригитты как Богини-Матери. Голова со свернувшейся змеей заместо венка — знак, несущий плодородие и отвращающий злые силы.

В Китае змея изредка отличается от дракона, и в том случае такое случается, она символизирует негативное, злое, деструктивное, лживое и хитрое начало, являясь одним из 5 ядовитых созданий. Брат и сестра Фо-хи и Ниу-куа время от времени изображаются как две змеи с человечьими головами — это одна из редчайших в китайской символике композиций животных и человечьих черт. Они символизируют инь-ян, и их значение сходно с символизмом кадуцея. Змея — шестое животное 12-ти Земных Веток.

В христианстве змея — амбивалентный знак: это и Христос, как мудрость, вознесенный на Древе Жизни в качестве искупительной жертвы, и бес в его хтонической ипостаси. Змий либо дракон — это Сатана, искуситель, неприятель Бога и участник грехопадения. Он олицетворяет силы зла, разрушение, могилу, коварство и лукавство, зло, которое человек должен преодолеть внутри себя. Данте отождествляет змею с противником, однако в том случае она обвивает Древо Жизни, то это мудрость и подходящий знак; в том случае же Древо Зания, то это Люцифер и вредное начало. Змея, поднятая на кресте либо шесте, — это макет Христа, поднятого на Древе Жизни ради исцеления и спасения мира, обвившая крест. Время от времени она изображается с женской головой, символизируя искушение; а у основания креста — зло. Такое положение змеи значит торжество Христа над злом и силами тьмы. В христианской традиции змий может изменяться местами с драконом, подобно вавилонской Тиамат. Христианский Сатана — это «великий дракон, древний змий, именуемый диаволом и сатаною» (Откр. 12:9). Хорошего змия есть возможность видеть в иконографии поднимающимся из чаши Иоанна. Злой змий — это Сатана, дракон Апокалипсиса. Тертуллиан утверждает, что христиане называли Христа «Добрым Змием». Богородица сокрушила голову змия, соблазнившего Еву, заместо того, чтоб поддаться ему. В Египте кобра (uraeus) — знак высшей божественной и королевской мудрости и власти, познания, золота. Апоп (полоз), как и Сет, в том его качестве, которое роднит его с Тифоном, — это змея тумана, «демон тьмы», разлада и разрушения, и, не считая того, вредный нюанс палящего солнца. Змеи рядом с солнечным диском олицетворяют богинь, изгнавших противников бога солнца Ра. Две змеи — это Ноус и Логос. Змея с головой льва — защита от зла. Буто (богиня-змея) воспринимает вид кобры. Рогатая гадюка — эмблема Керастиса.

В манихействе змея — знак Христа.

В гностицизме змея — «автор» божественного гнозиса. Крылатый змей олицетворяет Мировой Свет, познание и просветление, в том случае его окружает ореол.

В Древней Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи. Змея — одна из ипостасей Эскулапа как спасателя и целителя. Актуальный принцип, agathos daimon (добрый бес), время от времени — териоморфный вид Зевса-Аммона и других божеств. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона). Аполлон не только лишь устраняет солнце от сил тьмы, да и высвобождает людскую душу одушевлением и светом познания.

В минойской традиции символика, связанная со змеей, игралась на Крите важную роль. Есть свидетельства существования на полуострове доистического культа змеи. Величавая Богиня, защитница домашнего очага, изображается со змеями в руках. Позже змеи ассоциируются с заменившими ее божествами.

На древних монетах эта богиня изображается сидящей на троне под деревом и ласкающей голову змеи. Символика змеи и дерева тесновато взаимосвязаны. Змея, как знак плодородия, свойственна для культа богини деторождения Илифии (Эйлейфии). Змея, которую видел Полиид, несла лечебную травку, способную оживлять мертвых. Змея имела возможность быть перевоплощением погибшего, предка, призрака. Изображение змеи на могиль ном холмике означало место захоронения героя и служило эмблемой воскресения и бессмертия. Позднее змея олицетворяла бога-целителя Эскулапа.

В мистериях змея ассоциируется с божествами-спасителями и, не считая того, связана с мертвыми, а именно, с погибшими героями. Актуальное начало либо душа покидала тело в виде змеи, и души погибших могут перевоплощаться в змей. Змея — знак Зевса-Хтониуса, также фаллический знак, время от времени изображается обвившейся вокруг яичка — знака актуальной силы, олицетворяет еще страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу. Женщина со змеями заместо волос, как у Эриний, Медузы либо Грайи, олицетворяет силы магии и ворожбы, мудрость и коварство змеи. Два больших змея, посланные оскорбленным Аполлоном, задушили Лаокоона и 2-ух его отпрыской. Три змеи на нагруднике Агамемнона отождествляются с небесной змеей — радугой. Змей носят вакханки.

В Древнем Риме змеи связаны с богами-спасителями и божествами плодородия и целительства, вроде Салус. Атрибут Минервы как знак мудрости.

В еврейской традиции змея олицетворяет зло, искус, грех, половую страсть, души осужденных в Шеоле. Медная змея Моисея — гомеопатический принцип, «подобное лечится подобным»: Левиафан — змей глубин. Яхве метает «извитую змею» (либо «быстрого скорпиона») — молнию (Иов, 26:13). В каббале Адам Кадмон изображается в виде мужчины, держащего за шейку выпрямленную змею.

В индуизме змея — шакти, природа, галлактическая сила, хаос, непонятное, неявное, проявление ведического огня Агни, «свирепого змея». Темная змея символизирует потенциальность огня. В качестве Калии, побежденного Кришной, танцующим на его голове, змея значит зло. Кобра символизирует гору Вишну и в этом качестве значит познание, мудрость и вечность. Как галлактический океан Вишну дремлет на свернувшейся змее на поверхности первобытных вод, что символизирует океаническое, хаотическое, неполяризованное состояние, предшествовавшее творению. Переплетенные тела 2-ух его нагов олицетворяют уже оплодотворенные воды, от этого союза родится богиня Земли — знак земли и воды вместе с этим. Ананта — тысячеголовый правитель змей — это нескончаемое, безграничное, плодородие; его кольца обвивают основание оси мира. Пленитель вод Вритра — это подземная тьма, всасывающая воды и вызывающая засуху, как и душитель Ахи, это трехглавый змей, убиваемый Индрой, который ударом собственной молнии высвобождает воды вновь. Переплетенные змеи — хтонический знак. Две змеи, передвигающиеся одна вверх, а другая вниз, символизируют Божественный Сон и Божественное Просыпание в днях и ночах Брахмы. Наг и Нагана — это правитель и королева либо духи, нередко по праву истинные божества, их изображают либо целиком в людском виде, либо в виде змей, либо как людей с головой и капюшоном кобры, либо с головами обыденных змей, либо же они люди выше талии, а ниже талии имеют змеиное тело. Они нередко имеют то же значение, что и дракон в Китае, принося дождь и актуальную силу вод, плодородие и омоложение. Это охраны порога, дверей и сокровищ, вещественных и духовных, также вод жизни, не считая того, заступники скотин. Изображения их как змеиных царей и королев помещаются под деревьями. Проткнуть голову змеи острой палкой — означает «фиксировать» ее. При закладке индуистского храма этот обряд имитирует начальный акт творения Сомы либо Индры, покорившего хаос и создавшего порядок. Змея время от времени обвивает лингам Шивы. Совместно со слоном, черепахой, быком и крокодилом змея может служить опорой мира и поддерживать его.

У инков змея и птица — благотворные ипостаси Кетцалькоатля.

В Иране змея — одна из ипостасей Аримана либо Ангра-Майну, Змея Тьмы, Лгуна. В Персии змея Ази-Дахак — это «душитель», неприятель бога Солнца.

В исламе змея тесновато ассоциируется с жизнью и представляет собой el-hayyah и актуальный el-hyat, также El-Hay — одно из важных имен Бога, значащее «оживотворение», либо то, что дарит актуальное начало; то, что вместе с этим одушевляет и поддерживает, наделяет жизнью и есть само актуальное начало.

В Япония змея является атрибутом бога грома и грозы.

В Океании змея — один из творцов мира. Присутствие змеи связывалось с беременностью. Местами считается, что Галлактический Змей живет под землей и в конце концов убьет мир.

У маори змея — земная мудрость; тот, кто прокладывает путь на болотах; орошение земли и рост.

В Скандинавии змея Мидгард обхватывает весь мир нескончаемыми изгибами океанских глубин. Змея Нидхогг (страшный укус), живущая у корней галлактического дерева Иггдрасиля и повсевременно его грызущая, олицетворяет силы зла во Вселенной.

В шумеро-семитской традиции вавилонская Тиамат, «Безногая», «Змея Тьмы», изображаемая также в виде дракона, представляет собой хаос, недифференцированность и неразделенность, коварство и порочность, уничтоженные Мардуком — богом Солнца и света. Ассиро-вавилонские Лакшми и Лакшами, ипостаси моря-Эа, — это змей и змея, порождающие мужское и женское начала неба и земли. Иштар, как Величавая Богиня, изображается со змеей.

У фригийского бога Сабазия змея — главный атрибут. В его культе отправлявшая ритуал жрица роняла под облачением на землю золотую змею, «как бога через душу». У богини злаков Нидабы змеи вылезают из плеч, змея ассоциируется с богиней Земли, знак которой — змея, обвившая шест, и с ее отпрыском — умирающим богом, на изображениях которого нередко из плеч с обеих сторон подымается по змее.

Змея на шесте, почитаемая как бог исцеления, — нередко циклический знак в Ханаане и древней Палестине.

У тольтеков бог солнца, выглядывающий из пасти змеи, символизирует небо.

Источники и Полезные ссылки:

  • sigils.ru — символика змеи в Словаре знаков и символов;
  • berl.ru — сложность знака Змея;
  • ta1.ru — символика животных: змея;
  • dic.academic.ru — змея в Библейской энциклопедии Брокгауза;
  • bibliotekar.ru — змея как мед знак.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какова символика красноватого цвета?
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас