форум
22.08.2019
Просмотров: 135
Музыка

Какова биография Бенджамина Дэвида Гудмена?

alex2

Гудмен (Goodman) Бенни (полное имя Бенджамин Дэвид Гудмен) (Кинг Оф Свинг) (30 мая 1909, Чикаго — 13 июня 1986, New-york), американский джазовый музыкант (кларнет, альт- и баритон-саксофон, корнет), управляющий ансамбля, бэндлидер, композитор, аранжировщик).

Родился в бедной еврейской родне, был восьмым из 12-ти малышей. Отпрыск эмигранта из Рф, рабочего швейной фабрики. На кларнете научился играть в 10 лет. Брал личные уроки музыки. В 1925, поступив в оркестр Б. Поллака, выступал с ним в Калифорнии, Чикаго и Нью-Йорке (совместно с Гленном Миллером, Дж. Макпартлэндом, Джеком Тигарденом). В декабре 1926 в первый раз записался на пластинки. В 1929 участвовал в постановке мюзиклов Джорджа Гершвина в нью-йоркских театрах. В это время начал заниматься аранжировкой и композицией.

В предстоящем развернул активную деятельность в качестве свободного художника в бессчетных театральных и танцевальных оркестрах, на радио и студиях звукозаписи, сотрудничал с джазовыми коллективами и отдельными музыкантами.

В конце 1933 года Гудмен подписал договор со звукозаписывающей компанией «Коламбия рекордс», и уже сначала 1934 года его композиции «Разве она не счастлива?» («Ain’t Cha Glad?», пел Джек Тигарден), «Шотландский рифф» («Riffin’ the Scotch», вокал — Билли Холидей) и «Папаша» («Ol’ Pappy», пела Милдред Бэйли), а весной «Я не лодырь, я просто мечтаю» («I Ain’t Lazy, I’m Just Dreamin’», также с ролью Джека Тигардена) попали в 10-ку самых фаворитных.

Фуррор этих и других композиторских опытов, также предложение выступить в мюзик-холле Билли Роуза, вдохновили Гудмена на создание первого собственного джаз-оркестра, 1-ое представление которого состоялось 1 июня 1934 года. Уже месяц спустя инструментальная композиция Гудмена «Лунный свет» (Moon Glow) оказалась на верхушках хит-парадов.

Фуррор «Лунного света» повторили композиции «Верь мне» (Take My Word) и «Труба зовёт плясать рэгтайм» (Bugle Call Rag). После окончания договора с мюзик-холлом Гудмен был приглашён на радио NBC вести субботнее ночное шоу «Потанцуем!» (Let’s Dance). За полгода работы Гудмена на радио его записи ещё одиннадцать раз попадали в 10-ку наилучших, в том числе и после того, как Гудмен стал работать со звукозаписывающей компанией «RCA Victor».

Покинув передачу «Потанцуем!», Гудмен предпринял гастрольную поездку по США летом 1935 года. Особым фуррором воспользовались его концерты на тихоокеанском побережье страны. Реальным триумфом Гудмена есть возможность именовать его выступление в Паломарском зале (близ Лос-Анджелеса) 21 августа 1935 года. Эта дата считается началом «Эры свинга».

Через некое время Гудмен переезжает в Чикаго, где вместе с певицей Хелен Уорд создаёт ряд сочинений, ставших реальными шлягерами собственного времени, не один раз попадавшими на 1-ые строки хит-парадов, делает:

  • «Это было так давно» («It’s Been So Long»)
  • «Хороший парень» («Goody-Goody»)
  • «Слава Любви» («The Glory of Love»)
  • «Эти мелочи напоминают мне о тебе» («These Foolish Things Remind Me of You»)
  • «Ты против меня с моим же оружием» («You Turned the Tables on Me»)
  • Гудмена вновь приглашают на радио в передачу «Караван верблюдов», а в октябре 1936 года его оркестр в первый раз возникает на телевидении. В это время Гудмен ворачивается в New-york.

    В 1937 году произведения Гудмена (в том числе «Поцелуи этого года» — «This Year’s Kisses») в очередной раз оказываются в числе более фаворитных (не в последнюю очередь благодаря роли в их выполнении Эллы Фитцджеральд и Маргарет МакКрэй, также трубача Гарри Джеймса). В декабре такого же года его оркестр опять снимается в кинофильме «Отель Голливуд».

    Пик артистичной карьеры Гудмена в 1930-е годы пришёлся на 16 января 1938 года, когда он отдал концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке (впервой за всю историю этого зала в нём звучала джазовая музыка). В этом году композиции Гудмена 14 раз входили в 10-ку наилучших, посреди их вокальная «Пусть моё сердечко поёт» («I Let a Song Go out of My Heart») в выполнении Марты Тилтон и инструментальные «Не будь такой» («Don’t Be That Way») и «Пой, пой, пой, однако не забудь и про свинг» («Sing, Sing, Sing (With a Swing)») (пользовавшаяся особенным фуррором и потом включённая в Зал славы Грэмми).

    Гудмен был очень популярен не только лишь в США, да и в Европе, о чём говорит, а именно, тот факт, что известный венгерский композитор Бела Барток предназначил ему своё трио «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано, написанное в 1938 году. Пару лет спустя специально для Гудмена Аарон Копленд написал концерт для кларнета с оркестром, Игорь Стравинский — Эбони концерт для кларнета и джаз-ансамбля, а Леонард Бернстайн — цикл «Прелюдия, фуга и рифф» и сонатину.

    В 1939 году джаз Гудмена покинули такие музыканты, как Джин Крупа и Гарри Джеймс — они решили сделать собственные оркестры, и ему пришлось выдерживать довольно сильную конкурентнсть со стороны оркестров Арти Шоу и Гленна Миллера.

    Все же, композиции Гудмена как и раньше были очень популярны — они ещё восемь раз попадали в 10-ку наилучших. В ноябре такого же года Гудмен со своим секстетом принял роль в постановке бродвейского мюзикла «Свинг мечты» («Swingin’ the Dream»). В этот период Гудмен сотрудничает с Мартой Тилтон, Милдред Бэйли, Луизой Тобин, Пегги Ли и другими вокалистами. Посреди работ этого периода — «Ангелы поют» («And the Angels sing»), «Брось эти мечты» («Darn That Dream»), «Что-то изменится» («There’ll Be Some Changes Made»), инструментальная композиция «Джерсийский баунс» («Jersey Bounce») и многие другие. В мае 1942 года Гудмен снимается в кинофильме «Синкопа» («Syncopation»).

    Вступление США во Вторую мировую войну и инициированный американской Федерацией музыкантов запрет на деятельность звукозаписывающих компаний вынудили Гудмена на время закончить сотрудничество с Victor RCA. Окончив работу над композициями, начатыми ещё до запрета (в том числе ставшей потом хитом баллады «Искать счастья в любви» («Taking Chance on Love»), он снимается в ряде кинофильмов: «Служебный вход в столовую» («Stage Door Canteen»), «Все здесь» («The Gang’s All Here», все — 1943), «Задушевно и в отсутствие импровизаций» («Sweet and Low-Down», 1944) и других.

    В декабре 1944 года Гудмен совместно со своим квинтетом учавствует в бродвейском шоу «Семь Искусств». Шоу воспользовалось большущим фуррором и выдержало 182 представления. А сначала 1945 года запрет на звукозапись был снят, и Гудмен сумел возвратиться на студию. Уже в апреле выходит альбом «Горячий джаз» («Hot Jazz»), который сразу попадает в 10-ку наилучших альбомов. Схожий же фуррор ждал и последующие альбомы Гудмена — «Будет так либо иначе» («Gotta Be This or That», на его записи Гудмен в первый раз сам исполнил вокальную партию), «Симфония» («Symphony») и многие другие, показавшиеся в направление 1945-1948 годов.

    В 1946-1947 годах он учавствовал в серии радиопередач Виктора Борджа. К этому же времени относится переход Гудмена в звукозаписывающую фирму «Capitol Records», съёмки в кинофильме «Так рождается песня» («A Song Is Born») и начало тестов с исполнительскими стилями. На замену свингу приходит бибоп, и оркестр Гудмена записывает немного сочинений в этом стиле. Однако в декабре 1949 года Гудмен распускает собственный оркестр. В предстоящем он собирал ансамбли на временной базе лишь на время концертов, гастролей и записей. В главном это были квинтеты либо секстеты (т.е. группы из пяти-шести музыкантов), пореже — биг-бэнды полного состава.

    К началу 1950-х годов Гудмен прекращает композиторскую деятельность, практически целиком сосредоточившись на выполнении и записях. В ноябре 1950 года в продажу поступает двойной альбом «Джаз-концерт в Карнеги-Холле», представлявший собой «живую» запись известного выступления Гудмена 16 января 1938 года. В направление года этот альбом оставался на верхушках хит-парадов и стал самым продаваемым джазовым альбомом тогда времени. Потом «Джаз-концерт в Карнеги-Холле» был включён в Зал Славы «Грэмми». Последовавший за ним альбом «Джазовый концерт № 2», основанный на записях 1937-38 годов, также был очень популярен у публики в конце 1952 года.

    С возникновением качественного формата (Hi-Fi) LP 12 Гудмен перезаписал многие свои хиты на студии «Capitol», создав из их альбом «Б. Г.» («B.G.»), ставший хитом в марте 1955 года. Спустя год Гудмен записал ещё один альбом, в каком звучала музыка из автобиографического кинофильма «История Бенни Гудмена» («The Benny Goodman Story»; главную роль в этом кинофильме сыграл Стив Аллен, но музыку исполнял сам Гудмен).

    Будучи уже всемирно известным музыкантом, Гудмен, все же, вожделел сделать лучше свою исполнительскую технику и с 1951 года брал личные консультации у известного британского кларнетиста Реджинальда Келла, прибывшего в США.

    Начиная с 1956 года, Гудмен сделал ряд гастрольных поездок по миру, в 1962 году посетил Советский Альянс, под впечатлением от этой поездки записал альбом «Бенни Гудмен в Москве». В 1963 году на студии RCA Victor состоялось воссоединение знаменитого квартета Бенни Гудмена эталона 1930-х годов (сам Гудмен, Джин Крупа, Тедди Уилсон и Лайонел Хэмптон), и год спустя альбом, записанный ими (под заглавием «Снова совместно!»), снова стал одним из популярнейших альбомов. К этому же периоду творчества относятся записи неких произведений академической музыки (а именно, Сонаты для кларнета и фортепиано Франсиса Пуленка, вместе с Леонардом Бернстайном, также музыки самого Бернстайна, Иоганнеса Брамса, Аарона Копленда и Клода Дебюсси).

    В следующие годы Гудмен практически не записывался, одной из последних его больших работ стал альбом «Бенни Гудмен сегодня», записанный в 1971 году в Стокгольме. Незадолго до собственной погибели он получил премию «Грэмми» за альбом «Потанцуем!» (на базе музыки к одноимённой радиопередаче).

    Гудмен погиб 13 июня 1986 года в Нью-Йорке от сердечного приступа, похоронен в Стэмфорде.

    Творческое наследство Гудмена содержит в себе неограниченное количество дисков и пластинок, записанных в главном в 1930-е-1940-е годы компаниями «Columbia» и «RCA Victor». Не считая того, существует серия дисков из личного архива Гудмена, выпущенная компанией «Music Masters», и разные отдельные записи. Эти записи подтверждают факт незаурядного исполнительского и дирижёрского таланта Гудмена.

    Первоисточники:

  • piplz.ru — биография Бенджамина Дэвида Гудмена;
  • peoples.ru — о Бенджамине Дэвиде Гудмене;
  • ru.wikipedia.org — Бенджамина Дэвида Гудмена, биография, творчество и т.д.
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас