Пётр Ильич Чайковский — один из огромнейших российских композиторов, считается также одним из огромнейших композиторов в истории музыки. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был его отец. Понятливость и впечатлительность отличали малеханького Чайковского, который по собственному настоянию стал обучаться вровень с собственными братьями и сестрой, когда ему не было еще 5 лет. Отец называл его общим любимчиком, жемчужиной семьи.
С ранешнего юношества мальчугана тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. В семилетнем возрасте Чайковский записывал уже свои детские воспоминания. Нельзя сказать, чтоб музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инвентарем, на котором он услыхал арию Церлины из «Дон Жуана» Моцарта. В продолжение всей жизни Чайковский сохранил особенное благоговение к этому величавому композитору.
Музыкальный слух и память проявились у Чайковского рано. В 1845 году Чайковский начал обучаться игре на фортепиано, а через три года читал нотки не ужаснее собственной учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепиано как взрослый. Способность фантазировать за фортепиано проявилась у Чайковского в 1850-х годах. Во время собственного пребывания в училище Правоведения, Чайковский не проявлял посреди товарищей собственных особенных стремлений к музыке.
В 1859 году он, закончив курс, поступил на службу в департамент министерства юстиции. Неунывающий парень беззаботно проводил время; никто не подозревал, что в нем таится будущий большой музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, не видел в собственном ученике ничего такого особенного. Чайковский отважился, но, поступить в петербургскую консерваторию, невзирая на достаточно скептическое отношение родственников к его намерению.
Вера в свое призвание у Чайковского была так сильна, что в один прекрасный момент, невзирая на свою прирожденную скромность, он произнес брату: «С Глинкой мне может быть не сравняться, однако узреешь, что ты будешь гордиться родством со мной». Занимался Чайковский в классе теории композиции доктора Н. И. Зарембы, позже — в классе оркестровки Рубинштейна. Оставив службу, Чайковский испытывал вещественную нужду.
В 1865 году Чайковский закончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера: «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к «Грозе» и танцы сенных девушек, включенные потом в оперу «Воевода».
При основании консерватории в Москве в 1866 году Чайковский был приглашен туда доктором гармонии. В 1866 году Чайковский дебютировал перед столичной и петербургской публикой увертюрой «F-dur», имевшей средний фуррор . В том же году Чайковский начал первую симфонию; в будущем году andante и скерцо из нее исполнялись в российском музыкальном обществе в Петербурге. К периоду 1866-1867 годов относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале», обративших на себя всеобщее внимание.
В 1867 году Чайковский начал писать оперу «Воевода» и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. 1-ая его симфония полностью была исполнена в симфоническом собрании Российского музыкального общества в 1868 году с огромным фуррором. Неизменная нужда в деньгах принудила Чайковского заняться критичной деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как вещественные условия его стали лучше.
Опера «Воевода», поставленная в 1869 году в Москве, имела фуррор, однако в 1870-х годах сам создатель уничтожил ее, сохранив только маленькую часть материала. С подобным же недовольством относился Чайковский к собственному симфоническому произведению: «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. 2-ая опера Чайковского, «Ундина», оконченная в 1869 году, сцены не увидела.
Она тоже уничтожена создателем в 1873 году, кроме неких номеров, вошедших потом в другие сочинения Чайковского. Осенью 1869 года Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», с которой начинается истинное его значение в истории искусства. Хотя это произведение имело в Москве фуррор средний, однако потом оно много способствовало популяризации имени Чайковского. В том же году композитор написал 6 романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой» сходу захватили всеобщий энтузиазм.
Ступенями к славе были для него также 1-ый квартет d-dur (1871), опера «Опричник» (1872), симфоническая фантазия «Буря» (1873). На конкурсе Российского музыкального общества в 1875 году его опере «Кузнец Вакула» была присуждена 1-ая премия. Данная в Петербурге в 1876 году, она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий; потом сам Чайковский признал ее недочеты. За ней последовала опера «Евгений Онегин», которой, совместно с 6-ой симфонией, написанной Чайковским в конце жизни, предначертано было увековечить его имя.
Поначалу Чайковский не веровал в фуррор «Онегина», называя эту оперу умеренным произведением, написанным по внутреннему увлечению. 1-ое представление этой оперы состоялось в столичной консерватории 17 марта 1879 года. Фуррор был средний; нужно считать, что предпосылкой тому было частично и выполнение учеников. В апреле 1883 года «Евгений Онегин» был исполнен в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике и имел бесспорный фуррор. На императорской сцене в Петербурге он шел впервой 19 октября 1884 года. С каждым спектаклем росла любовь публики к этому наилучшему произведению Чайковского.
В 1877 году произошла перемена в вещественной обстановке композитора, благодаря Н. Ф. фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в 6 тыщ рублей. Это отдало Чайковскому возможность предназначить все свои силы композиторской деятельности; а когда Чайковский отлично работал, то, по его словам, это значило, что он отлично себя ощущал.
Сочинения Чайковского, эпизодически проникавшие за границу и находившие подобных поклонников, как Бюлов, все более и поболее там распространялись, отдельно благодаря концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепьянный концерт «Буря», серенада и вальс для скрипки); на глобальной выставке в 1878 году.
В том же году Чайковский написал литургию св. Иоанна Златоуста. Последующая опера: «Орлеанская дева» (1879), с либретто, составленным композитором в основном по Шиллеру в переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 году.
Гулкий фуррор первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Огромную фортуну Чайковский имел с оперой «Мазепа» (1883), поставленной в Москве в 1884 году, еще наименьшую — с «Чародейкой», имевшей в Петербурге, где она была впервой поставлена в 1887 году, средний фуррор. Репутация Чайковского, как оперного композитора, воспрянула с «Пиковой дамой», поставленной в Петербурге впервой 7 декабря 1890 года.
Эта опера по собственной популярности не уступает «Евгению Онегину». Она обошла, вровень с последней, все оперные сцены Рф. Эти две оперы просочились за границу, где их не покидал фуррор. Последняя опера Чайковского «Иоланта» дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 года совместно с его же балетом «Щелкунчик». Более пространна была деятельность Чайковского как симфониста. Его 6 симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют очень ценный вклад в область российской музыки.
Драматическая опера — задачка непростая, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Чайковскому эта задачка не всегда давалась, все же он показал в почти всех сценах (в «Евгении Онегине», «Мазепе», «Пиковой даме») замечательное мастерство, ну и в других его операх есть огромное количество отдельных красот; любая из их представляет большой энтузиазм для развитого музыканта.
В симфонической музыке Чайковский, как говорится, был более у себя обители. Сплошной музыкальный энтузиазм, достояние красок, умопомрачительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых ласковых до самых массивных — все это ставит Чайковского в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке очень отразилась его богато даровитая музыкальная натура, время от времени преступавшая границы этого рода музыки.
Его техника время от времени выходила из рамок и представляет для исполнителей огромные трудности. В области романса Чайковский — превосходный лирик. Вообщем, какого бы рода музыки Петр Ильич ни касался, везде он приносил очаровательный, чрезвычайной красы мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки быстрее пленяют собственной красотой, своим мягеньким лиризмом, чем возбуждают поистине молитвенное настроение. Вся музыка композитора проникнута в основном русским складом.
Широкая эрудиция, необыкновенно развитая техника дали Чайковскому возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Чайковского было необыкновенное. Он не имел возможность оставаться в отсутствие работы, в отсутствие творчества. Одна музыкальная идея сменялась иной; есть возможность сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на длительное время.
Одиночество было для него счастьем, потому что оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом собственному возлюбленному делу. В каталоге сочинений композитора значатся 76 опусов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Чайковский был очень впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни вещественные условия, ни переменчивость фуррора не были, по-видимому, предпосылкой тяжкого его духовного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Чайковского — этот вопрос не разъяснен.
На актуальном пути Петра Ильича встречались люди, сыгравшие огромную роль в его артистичной карьере. К ним относятся А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был серьезным арбитром сочинений Чайковского, однако совместно с тем и самым энергичным их пропагандистом), также П. И. Юргенсон, превосходный по бескорыстию издатель его сочинений, брат композитора Модест, его сотрудник в почти всех оперных произведениях, сестра его А. И. Давыдова. Правитель Александр III в 1888 году провозгласил Чайковскому пенсию в 3 тыщи рублей.
Компанейский и нежный нрав Чайковского, также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Посреди их были и музыканты, принадлежавшие к разным группам, однако как ни дружил Чайковский с композиторами других направлений, он оставался верен своим взорам. По собственной нервности композитор не имел возможность оставаться где-нибудь длительно и с 1877 года вел жизнь бродячую.
Он совершал неоднократно артистичные поездки по Рф и за границей (в Германии, Франции, Великобритании, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Чайковскому не по сердечку, однако все же он пробыл доктором в консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии.
Только под конец жизни Чайковский основался в Клину, где и сохранилась его квартира со всей обстановкой; там же и архив композитора. Концерт 16 октября 1893 года, где он дирижировал впервой собственной 6-ой симфонией, был лебединой песнью Чайковского. 25 октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре.
Принципиальные даты:
Первоисточники:
Полезные Полезные ссылки: