форум
22.08.2019
Просмотров: 141
Другое

Какова биография Петра Ильича Чайковского?

alex2

Пётр Ильич Чайковский — один из огромнейших российских композиторов, считается также одним из огромнейших композиторов в истории музыки. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был его отец. Понятливость и впечатлительность отличали малеханького Чайковского, который по собственному настоянию стал обучаться вровень с собственными братьями и сестрой, когда ему не было еще 5 лет. Отец называл его общим любимчиком, жемчужиной семьи.

С ранешнего юношества мальчугана тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. В семилетнем возрасте Чайковский записывал уже свои детские воспоминания. Нельзя сказать, чтоб музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инвентарем, на котором он услыхал арию Церлины из «Дон Жуана» Моцарта. В продолжение всей жизни Чайковский сохранил особенное благоговение к этому величавому композитору.

Музыкальный слух и память проявились у Чайковского рано. В 1845 году Чайковский начал обучаться игре на фортепиано, а через три года читал нотки не ужаснее собственной учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепиано как взрослый. Способность фантазировать за фортепиано проявилась у Чайковского в 1850-х годах. Во время собственного пребывания в училище Правоведения, Чайковский не проявлял посреди товарищей собственных особенных стремлений к музыке.

В 1859 году он, закончив курс, поступил на службу в департамент министерства юстиции. Неунывающий парень беззаботно проводил время; никто не подозревал, что в нем таится будущий большой музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, не видел в собственном ученике ничего такого особенного. Чайковский отважился, но, поступить в петербургскую консерваторию, невзирая на достаточно скептическое отношение родственников к его намерению.

Вера в свое призвание у Чайковского была так сильна, что в один прекрасный момент, невзирая на свою прирожденную скромность, он произнес брату: «С Глинкой мне может быть не сравняться, однако узреешь, что ты будешь гордиться родством со мной». Занимался Чайковский в классе теории композиции доктора Н. И. Зарембы, позже — в классе оркестровки Рубинштейна. Оставив службу, Чайковский испытывал вещественную нужду.

В 1865 году Чайковский закончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера: «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к «Грозе» и танцы сенных девушек, включенные потом в оперу «Воевода».

При основании консерватории в Москве в 1866 году Чайковский был приглашен туда доктором гармонии. В 1866 году Чайковский дебютировал перед столичной и петербургской публикой увертюрой «F-dur», имевшей средний фуррор . В том же году Чайковский начал первую симфонию; в будущем году andante и скерцо из нее исполнялись в российском музыкальном обществе в Петербурге. К периоду 1866-1867 годов относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале», обративших на себя всеобщее внимание.

В 1867 году Чайковский начал писать оперу «Воевода» и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. 1-ая его симфония полностью была исполнена в симфоническом собрании Российского музыкального общества в 1868 году с огромным фуррором. Неизменная нужда в деньгах принудила Чайковского заняться критичной деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как вещественные условия его стали лучше.

Опера «Воевода», поставленная в 1869 году в Москве, имела фуррор, однако в 1870-х годах сам создатель уничтожил ее, сохранив только маленькую часть материала. С подобным же недовольством относился Чайковский к собственному симфоническому произведению: «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. 2-ая опера Чайковского, «Ундина», оконченная в 1869 году, сцены не увидела.

Она тоже уничтожена создателем в 1873 году, кроме неких номеров, вошедших потом в другие сочинения Чайковского. Осенью 1869 года Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», с которой начинается истинное его значение в истории искусства. Хотя это произведение имело в Москве фуррор средний, однако потом оно много способствовало популяризации имени Чайковского. В том же году композитор написал 6 романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой» сходу захватили всеобщий энтузиазм.

Ступенями к славе были для него также 1-ый квартет d-dur (1871), опера «Опричник» (1872), симфоническая фантазия «Буря» (1873). На конкурсе Российского музыкального общества в 1875 году его опере «Кузнец Вакула» была присуждена 1-ая премия. Данная в Петербурге в 1876 году, она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий; потом сам Чайковский признал ее недочеты. За ней последовала опера «Евгений Онегин», которой, совместно с 6-ой симфонией, написанной Чайковским в конце жизни, предначертано было увековечить его имя.

Поначалу Чайковский не веровал в фуррор «Онегина», называя эту оперу умеренным произведением, написанным по внутреннему увлечению. 1-ое представление этой оперы состоялось в столичной консерватории 17 марта 1879 года. Фуррор был средний; нужно считать, что предпосылкой тому было частично и выполнение учеников. В апреле 1883 года «Евгений Онегин» был исполнен в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике и имел бесспорный фуррор. На императорской сцене в Петербурге он шел впервой 19 октября 1884 года. С каждым спектаклем росла любовь публики к этому наилучшему произведению Чайковского.

В 1877 году произошла перемена в вещественной обстановке композитора, благодаря Н. Ф. фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в 6 тыщ рублей. Это отдало Чайковскому возможность предназначить все свои силы композиторской деятельности; а когда Чайковский отлично работал, то, по его словам, это значило, что он отлично себя ощущал.

Сочинения Чайковского, эпизодически проникавшие за границу и находившие подобных поклонников, как Бюлов, все более и поболее там распространялись, отдельно благодаря концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепьянный концерт «Буря», серенада и вальс для скрипки); на глобальной выставке в 1878 году.

В том же году Чайковский написал литургию св. Иоанна Златоуста. Последующая опера: «Орлеанская дева» (1879), с либретто, составленным композитором в основном по Шиллеру в переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 году.

Гулкий фуррор первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Огромную фортуну Чайковский имел с оперой «Мазепа» (1883), поставленной в Москве в 1884 году, еще наименьшую — с «Чародейкой», имевшей в Петербурге, где она была впервой поставлена в 1887 году, средний фуррор. Репутация Чайковского, как оперного композитора, воспрянула с «Пиковой дамой», поставленной в Петербурге впервой 7 декабря 1890 года.

Эта опера по собственной популярности не уступает «Евгению Онегину». Она обошла, вровень с последней, все оперные сцены Рф. Эти две оперы просочились за границу, где их не покидал фуррор. Последняя опера Чайковского «Иоланта» дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 года совместно с его же балетом «Щелкунчик». Более пространна была деятельность Чайковского как симфониста. Его 6 симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют очень ценный вклад в область российской музыки.

Драматическая опера — задачка непростая, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Чайковскому эта задачка не всегда давалась, все же он показал в почти всех сценах (в «Евгении Онегине», «Мазепе», «Пиковой даме») замечательное мастерство, ну и в других его операх есть огромное количество отдельных красот; любая из их представляет большой энтузиазм для развитого музыканта.

В симфонической музыке Чайковский, как говорится, был более у себя обители. Сплошной музыкальный энтузиазм, достояние красок, умопомрачительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых ласковых до самых массивных — все это ставит Чайковского в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке очень отразилась его богато даровитая музыкальная натура, время от времени преступавшая границы этого рода музыки.

Его техника время от времени выходила из рамок и представляет для исполнителей огромные трудности. В области романса Чайковский — превосходный лирик. Вообщем, какого бы рода музыки Петр Ильич ни касался, везде он приносил очаровательный, чрезвычайной красы мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки быстрее пленяют собственной красотой, своим мягеньким лиризмом, чем возбуждают поистине молитвенное настроение. Вся музыка композитора проникнута в основном русским складом.

Широкая эрудиция, необыкновенно развитая техника дали Чайковскому возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Чайковского было необыкновенное. Он не имел возможность оставаться в отсутствие работы, в отсутствие творчества. Одна музыкальная идея сменялась иной; есть возможность сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на длительное время.

Одиночество было для него счастьем, потому что оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом собственному возлюбленному делу. В каталоге сочинений композитора значатся 76 опусов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Чайковский был очень впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни вещественные условия, ни переменчивость фуррора не были, по-видимому, предпосылкой тяжкого его духовного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Чайковского — этот вопрос не разъяснен.

На актуальном пути Петра Ильича встречались люди, сыгравшие огромную роль в его артистичной карьере. К ним относятся А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был серьезным арбитром сочинений Чайковского, однако совместно с тем и самым энергичным их пропагандистом), также П. И. Юргенсон, превосходный по бескорыстию издатель его сочинений, брат композитора Модест, его сотрудник в почти всех оперных произведениях, сестра его А. И. Давыдова. Правитель Александр III в 1888 году провозгласил Чайковскому пенсию в 3 тыщи рублей.

Компанейский и нежный нрав Чайковского, также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Посреди их были и музыканты, принадлежавшие к разным группам, однако как ни дружил Чайковский с композиторами других направлений, он оставался верен своим взорам. По собственной нервности композитор не имел возможность оставаться где-нибудь длительно и с 1877 года вел жизнь бродячую.

Он совершал неоднократно артистичные поездки по Рф и за границей (в Германии, Франции, Великобритании, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Чайковскому не по сердечку, однако все же он пробыл доктором в консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии.

Только под конец жизни Чайковский основался в Клину, где и сохранилась его квартира со всей обстановкой; там же и архив композитора. Концерт 16 октября 1893 года, где он дирижировал впервой собственной 6-ой симфонией, был лебединой песнью Чайковского. 25 октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре.

Принципиальные даты:

  • Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии.
  • Отец Чайковского, Илья Петрович, был горным инженером, начальником Камско-Воткинского завода.
  • Мама композитора звали Александра Чайковская, в девичестве она носила фамилию Ассиер. Петр был ее самым младшим ребенком.
  • Петр Чайковский рос болезненным и чувствительным. Его изначальное образование было домашним. Обучаться будущий композитор начал по своей инициативе, совместно с собственными братьями и сестрой, когда ему не было к тому же 5 лет.
  • 1850 год — Чайковский поступает в пансион, после окончания которого отчаливает в Петербург.
  • 1852 год — поступление в Петербургское Училище правоведения.
  • 1854 год — 1-ые музыкальные опыты Чайковского в качестве композитора. Он с юношества любит играть на фортепиано, берет уроки у композитора Кюндингера, однако особенными музыкальными возможностями не отличается.
  • 1859 год — окончание училища. Петр Чайковский становится бюрократом Департамента юстиции и начинает муниципальную службу.
  • 1860 год — 1-ое опубликованное музыкальное сочинение, романс на итальянский текст.
  • 1861 год — Чайковский путешествует по Западной Европе. Во время поездки совсем решает связать свою жизнь с музыкой. Отдельно его интересует гармония.
  • 1862 год — в Петербурге раскрывается консерватория, и Петр Чайковский поступает туда с первым набором студентов. Уже через год он воспринимает решение бросить муниципальную службу, чтоб ничто не отвлекало его от возлюбленного занятия — музицирования, сочинения мелодий. Педагогом композиции и инструментовки у Чайковского был Антон Рубинштейн, директор Петербургской консерватории.
  • Еще студентом Чайковский делает немного произведений, в том числе увертюру «Гроза» по пьесе А.Н. Островского, кантату «К радости» на стихи Ф. Шиллера — это его выпускное сочинение.
  • 1866 год — сходу после окончания консерватории (с серебряной медалью) профессиональному выпускнику предложено стать доктором гармонии в только-только открытой Столичной консерватории. Чайковский воспринимает приглашение. Его педагогическая деятельность продлится 12 лет.
  • В этом же году композитор пишет Первую симфонию («Зимние грезы»), придумывает оперу «Воевода». Спустя некое время возникает 2-ая опера, «Ундина».
  • «Ундина» не доходит до сцены. Чайковский уничтожает ее, однако часть материала из этой оперы все таки дошла до нас, использованная в балете «Лебединое озеро».
  • В тот же период (1-ые годы в Москве) Чайковский придумывает оркестровую увертюру «Ромео и Джульетта». Критика скептически относится к этому произведению.
  • 1868 год — плохой роман Чайковского и итальянской певицы Дезире Арто.
  • 1869 год — опера «Воевода» поставлена на столичной сцене. Сразу после премьеры создатель уничтожает произведение. Вернуть его удается только спустя много лет, по уцелевшим оркестровым партиям.
  • 1870 год — 1-ая переработка «Ромео и Джульетты». 2-ая состоится спустя 10 лет, и увертюра воспримет то звучание, которое мы знаем на данный момент.
  • 1870-е годы — удачное десятилетие для композитора. В 1871, 1874 и 1876 годах он придумывает три струнных квартета, в 1872-м — Вторую симфонию, в 1875-м Третью. В 1876 — 1877 годах написаны «Первый фортепианный концерт си-бемоль минор», «Оркестровая фантазия Франческа де Римини», «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром». В 1874, 1876 и 1877 годах сделаны и поставлены соответственно оперы «Опричник», «Кузнец Вакула» и балет «Лебединое озеро». «Кузнец Вакула» дополнительно становится победителем конкурса, проводимого дирекцией Правительского российского музыкального общества.
  • 2-ая половина 1870-х годов отмечена переменами в личной жизни композитора.
  • 1876 год — в письме брату Чайковский докладывает о собственном желании жениться либо вступить в открытую связь с женщиной, чтоб «заткнуть рты сплетникам». Поводом для сплетен является гомосексуальная склонность композитора, от которой сам Чайковский очень мучается и испытывает неизменное чувство вины.
  • 1877 год — Чайковский женится. Его избранницей становится студентка консерватории Антонина Ивановна Милюкова. Брак приводит к катастрофы: Петр Ильич совершает попытку самоубийства, однако после беды уезжает от супруги. Больше он никогда с ней не встречался, но обеспечивал ее много лет.
  • В этом же году Чайковский завязывает дружественные дела со собственной преданной фанаткой, вдовой и очень богатой столичной аристократкой Надеждой Филаретовной фон Мекк (Фроловской). Многие годы она поддерживает возлюбленного композитора вещественно. Их дела носят только платонический нрав, они ведут активную переписку.
  • Зима 1877 — 1878 годов — Петр Ильич живет в Швейцарии и Италии. Тут он делает Четвертую симфонию, скрипичный концерт ре мажор, также оперу «Евгений Онегин». Начиная с 1877 и прямо до 1890 года Надежда фон Мекк раз в год переводит Чайковскому стипендию в размере 6000 рублей.
  • Немного следующих лет Петр Ильич проводит в основном в скитаниях: он путешествует по Европе, живет на Украине в поместье собственной сестры.
  • 1885 год — Чайковский переезжает в Майданов, неподалеку от города Клин. Спустя пару лет покупает дом в Клине и живет там до самой погибели.
  • 1888 год — Петр Ильич начинает выступать при выполнении собственных произведений в качестве дирижера, чего ранее не делал никогда. В этом же году он совершает огромное турне по Европе, проводя концерты в Германии, Франции, Лондоне. Правитель Александр III назначает композитору пенсию в размере 3000 рублей.
  • Творчество П.И. Чайковского в 1880-е годы: 2-ой фортепианный концерт соль мажор (1880), праздничная увертюра «1812 год», опера «Орлеанская дева» (1881), трио «Памяти величавого художника» (посвящено Н.Г.Рубинштейну, 1882), опера «Мазепа» (1884), симфония «Манфред» (по поэме Байрона, 1885), опера «Чародейка» (1887), 5-ая симфония ми минор, увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), балет «Спящая красавица» (1889).
  • 1890 год — Чайковский придумывает свою наилучшую оперу «Пиковая дама».
  • 1891 год — поездка в США, концерты в Балтиморе, Нью-Йорке, Филадельфии. К собственному удивлению Чайковский обнаруживает, что за океаном он известен больше, чем в Европе.
  • Тот же год — написаны опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик». Премьера обоих произведений проходит более чем робко.
  • 1893 год — Петр Ильич отчаливает в Великобританию, где Кембриджский институт присудил ему степень знатного доктора музыки. По возвращении из Кембриджа композитор заканчивает работу над 6-ой симфонией си минор («Патетическая»). Премьера симфонии проходит в Петербурге 28 октября. Спустя 5 дней Чайковский заболевает холерой.
  • 25 октября (6 ноября) 1893 года — Петр Ильич Чайковский погибает в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавры (сейчас — «Некрополь мастеров искусств»).
  • Первоисточники:

  • biographer.ru — биография Петра Ильича Чайковского;
  • tstu.ru — биография П.И.Чайковского;
  • c-cafe.ru — биография; болезнь и погибель Чайковского;
  • tchaikov.ru — биография, актуальный путь;
  • ru.wikipedia.org — статья о П.И. Чайковском в Википедии.
  • Полезные Полезные ссылки:

  • tchaikov.ru — описание произведений П.И. Чайковского и Полезные ссылки на заказ mp3;
  • скачать нотки и mp3 произведений П.И. Чайковского:

  • alenmusic.narod.ru
  • mp3complete.net
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас