форум
22.08.2019
Просмотров: 124
Нью бест

Какова биография Жан-Поля Сартра?

alex2

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952-1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, преподаватель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в родне. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мама — Анна-Мария Швейцер. По материнской полосы Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было всего только 15 месяцев, у него погиб отец. Родня перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, закончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в разных лицеях Франции (1929-1939 и 1941-1944); с 1944 полностью предназначил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, однако ещё и автором-единомышленником.

Совместно с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнальчик «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как приверженец мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Глобального Совета Мира.

В 1956 году Сартр и редакция журнальчика Les Temps modernes дистанцировались, в отличие от Камю, от принятия идеи французского Алжира и поддержали рвение к независимости алжирского народа. Сартр выступал против пыток, утверждая свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангрену, производную колониализма. Отстаивание собственной позиции проходило для Сартра не в безопасности: после многократных угроз французские националисты два раза взрывали его квартиру в центре Парижа, а редакцию Les Temps modernes 5 раз захватывали боевики.

Сартр интенсивно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года, как и многие представители интеллигенции государств третьего мира. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Однако позже произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в кутузку за критику режима Кастро.

Сартр принял активное роль в Суде Рассела по расследованию военных злодеяний, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Интернациональный суд по расследованию военных злодеяний провёл два собственных заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе французском в Алжире.

Сартр был участником революции во Франции 1968 года (есть возможность даже сказать, её эмблемой: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили вовнутрь 1-го только Сартра), в послевоенные годы — бессчетных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, угнетения Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против угнетения инакомыслия в СССР. В направление жизни его политические позиции довольно очень колебались, однако всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», в том случае цитировать роман «Тошнота».

Жан-Поль Сартр погиб в 1980 году, и в последний путь его провожали 50 000 человек.

Творчество

В конце 1930-х Сартр написал свои 1-ые большие произведения, в том числе четыре психических по собственному содержанию труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи педагогом в Гавре, Сартр написал «Тошноту» — собственный 1-ый и более успешный роман, размещенный в 1938 году. В это время в «Новом французском обозрении» печатается его новелла «Стена». Оба произведения становятся во Франции книжками года.

«Тошнота» представляет собой ежедневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля ХVIII века, проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, повлиять на окружающую реальность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в конце герой приходит к заключению, что в том случае он желает сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Творчество — единственное занятие, имеющее, по воззрению Сартра в ту пору, хоть некий смысл.

В годы 2-ой мировой войны Сартр из-за недостатка зрения (он был фактически слеп на один глаз) не попал в действующую армию, однако служил в метеорологическом корпусе. После захвата Франции нацистами он проводит некое время в концлагере для военнопленных, однако уже в 1941 году его отпускают (какую опасность может представлять полуслепой метеоролог?), и он ворачивается к литературной и преподавательской деятельности.

Основными произведениями этой поры стали пьеса «За запертой дверью» и большой труд «Бытие и ничто», фуррор которых позволил Сартру бросить преподавание и полностью предназначить себя философствованию.

Пьеса «За запертой дверью» представляет собой беседу 3-х персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сути, а нрав человека формируется средством совершения определенных действий: человек-герой по собственной сущности окажется трусом, в том случае в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большая часть людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как увидел один из действующих лиц пьесы: «Ад — это другие».

В основном труде Сартра «Бытие и ничто», ставшем библией юных французских интеллектуалов, проводится идея о том, что сознания как такого нет, ибо нет просто сознания, «чистого сознания», есть только понимание окружающего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью — вне зависимости от того, отдают для себя люди в этом отчет либо нет.

В послевоенные годы Сартр становится общепризнанным фаворитом экзистенциалистов, собиравшихся в «Кафе де Флер» около площади Сен-Жермен-де-Пре.

Широкая распространенность экзистенциализма разъяснялась тем, что эта философия присваивала огромное значение свободе. Так как, по Сартру, быть свободным — означает быть самим собой, постольку «человек обречен быть свободным». Тогда же свобода стает как тяжелое бремя (небезынтересно, что «Бегство от свободы» написано Фроммом в ту же пору). Однако человек должен нести это бремя, в том случае он личность. Он может отрешиться от собственной свободы, закончить быть самим собой, стать «как все», однако только ценой отказа от себя как личности.

В следующее десятилетие Сартр работает отдельно плодотворно. Кроме рецензий и критичных статей, он пишет 6 пьес, в том числе наилучшую, по воззрению многих, пьесу «Грязные руки» — драматическое исследование мучительного компромисса, нужного в политической деятельности. В эти же годы он пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера и Жана Супруге — опыт внедрения экзистенциализма к биографическому жанру, а практически попытку сотворения нового психического направления — экзистенциального психоанализа.

Противник безотчетного

К психоанализу в его классическом осознании и его создателю Зигмунду Фрейду Сартр всегда испытывал большой энтузиазм (им даже написан киносценарий, посвященный жизни Фрейда). Но еще в работах «Очерк теории эмоций» и «Бытие и ничто» он критически переосмыслил фрейдовское учение о внутрипсихической деятельности личности.

Сартр делил психоаналитические идеи, согласно которым поведение человека просит расшифровки, раскрытия смысла поступков, выявления значения хоть какого действия. Награда Фрейда состояла, по его воззрению, в том, что основоположник психоанализа направил внимание на сокрытую символику и сделал особый способ, позволяющий открывать сущность этой символики в контексте отношений врач-пациент.

Тогда же Сартр критически отнесся к фрейдовским попыткам психоаналитического разъяснения функционирования людской психики средством безотчетных влечений и аффективных проявлений. Сартр повсевременно подчеркивал, что человек всегда знает, чего он желает и чего достигает, он в этом смысле полностью сознателен (потому нет ни 1-го «невинного» малыша, и даже истерика, по Сартру, всегда закатывается сознательно). По этой причине он критически относился к фрейдовской идее безотчетного. В ней он видел еще одну попытку списать свободное (и поэтому целиком вменяемое) поведение человека на нечто от человека не зависящее и тем снять с него всякую ответственность.

Против всякой социальности

«Бурные шестидесятые» — апогей популярности Сартра. Пожалуй, никто из мыслителей не уделял настолько не мало внимания критике соц институтов, как Сартр. Хоть какое соц установление, по Сартру, — это всегда посягательство на человека, неважно какая норма — нивелировка личности, хоть какой институт несет внутри себя косность и угнетение. В том случае применять тут заглавие пьесы Сартра, то есть возможность выразить его отношение последующим образом: у соц институтов всегда «грязные руки».

Подлинно человечьим может быть только спонтанный протест против всякой социальности, при этом протест одноактный, разовый, не выливающийся ни в какое организованное движение, партию и не связанный никакой программкой и уставом. Не случаем Сартр оказывается одним из кумиров студенческого движения, протестовавшего не только лишь против «обуржуазившейся» цивилизации, однако в значимой мере и против цивилизации вообщем. Во всяком случае, бунтарские мотивы довольно сильны в сартровском творчестве.

В 1964 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое мыслями, пронизанное духом свободы и поисками правды творчество, оказавшее большущее воздействие на наше время». Сославшись на то, что он «не вожделеет, чтоб его превращали в публичный институт», и боясь, что статус нобелевского лауреата только помешает его конструктивной политической деятельности, Сартр от премии отказался.

Источники:

  • sartre.hpsy.ru — биография Сартра
  • peoples.ru — короткая биографя Сартра
  • ru.wikipedia.org — информация о Сартре в Википедии
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас