форум
22.08.2019
Просмотров: 560
Нью бест

Каково строение словосочетания?

alex2

Словосочетание — это сочетание 2-ух (либо более) самостоятельных слов, связанных меж собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книжку, теплый день.

Словосочетания именуют предметы, действия, признаки и т.д., однако более точно, более непосредственно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, стремительно — очень стремительно.

Словосочетание состоит из головного и зависимого слова.

  • Слово, которое именует предмет, признак, действие и т.д., именуется основным.
  • Слово, которое объясняет, распространяет главное, именуется зависимым.
  • От головного слова к зависимому есть возможность задать вопрос.
  • Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
  • Не являются словосочетаниями последующие сочетания слов:

  • Сочетание подлежащего и сказуемого, потому что это предложение: Магазин закрыт; День горячий; Поезд прибывает.

  • Ряд однородных членов предложения, потому что они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книжки, газеты, журнальчики; лёгкий, однако тёплый; то дождь, то снег.

  • Сочетание служебного слова со знаменательным, потому что это словоформа: около обители (около — предлог), тоже пришёл (тоже — альянс), как будто во сне (как будто — частичка).

  • Составные формы слов: буду заниматься, более увлекательный, самый умный.

  • Фразеологические обороты, потому что в их слова утрачивают своё лексическое значение, их есть возможность поменять одним словом-синонимом: бить баклуши (= лодырничать), водить за нос (= накалывать).
  • Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:

  • Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от головного слова к зависимому:

  • — — —

    тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, мыслить (о чём?) об экзамене.

  • Грамматическая связь слов в словосочетании выражается при помощи окончания либо окончания и предлога:

  • — —
    рабочее (какое?) место, поведать (о чём?) о поездке.

    Виды словосочетаний

    А. Зависимо от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

    1. Именными словосочетаниями именуются такие, в каких главное слово выражено:

  • существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание осознать, езда верхом;

  • прилагательным: нужный детям, увлекательный для меня, полностью неведомый, способный простить;

  • числительным: три товарища, пятеро из нас;

  • местоимением: чего-нибудть принципиальное, что-то неописуемое, некие из их.
  • 2. Глагольными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено

  • глаголом: выйти на улицу, говорить правду, помножить на 5, звучно смеяться, идти подпрыгивая;

  • причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, звучно говорящий;

  • деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив возвратиться.
  • 3. Наречными именуются словосочетания, в каких главное слово выражено

  • наречием: очень успешно, как и раньше любопытно, влево от обители, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
  • Б. По нраву смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

    1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубочайшая река, весёлое настроение, лесные цветочки.

    2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно перебегает: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книжки.

    3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: отлично выспаться, говорить тихо, высоко подскочить.

    В. По количеству компонент выделяются две группы словосочетаний :

    1. Обыкновенные словосочетания состоят из 2-ух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, подвергать рассмотрению фото.

    2. Сложные словосочетания состоят из трёх и поболее знаменательных слов и образуются в итоге распространения слова целым словосочетанием либо распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение всераспространено словосочетанием домашнее задание), новый каждомесячный журнальчик (словосочетание каждомесячный журнальчик всераспространено словом новый); читать книжку — читать увлекательную книжку — читать очень увлекательную книжку — длительно читать очень увлекательную книжку.

    Г. По степени спаянности компонент:

  • 1. Синтаксически свободные словосочетания — итог свободного объединения 2-ух самостоятельных слов, каждое из которых обладает всеполноценным лексическим значением. В подобных словосочетаниях главное слово является основным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение головного в том либо ином отношении. Любой из компонент свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания просто распадаются на составные части: контрольная работа, задачник по арифметике, работать круглые сутки.
  • 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в каком грамматически зависимое слово является основным по смыслу, а грамматически главное слово является недостающим исходя из убеждений семантики (материала). Синтаксически несвободные словосочетания не распадаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два обители, немного студентов, не достаточно времени.
  • Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

    1. Количественно-именные словосочетания.
    В их главное слово обозначает количество (число, объём, размер), однако не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, огромное количество книжек.

    2. Словосочетания со значением избирательности.
    В их главное слово — местоимение либо числительное, зависимое — существительное либо местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, любой из присутствующих, некие из учеников, кто-то из ребят.


    3. Словосочетания с метафорическим значением.

    Главное слово употреблено в переносном значении и именует то, на что походит предмет, зависимое слово — прямое заглавие предмета: серп месяца, шапка кудряшек, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).

    4. Словосочетания со значением неопределённости.
    Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то противное, кто-то незнакомый, некто сидячий.

    5. Словосочетания со значением совместности.

    Такие словосочетания именуют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное либо местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с товарищем. Словосочетания, построенные по таковой модели, являются цельными исключительно в роли подлежащего и исключительно в том случае, в том случае сказуемое стоит во множественном числе: мать с дочкой готовили обед; Николай с Денисом прогуливались в лес. В том случае подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с отпрыском пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с отпрыском — дополнение).

    6. Контекстуально-цельные словосочетания.
    Цельность их появляется исключительно в контексте предложения либо сложного словосочетания: умный человек сможет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высочайшего роста.

    7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки либо другие вспомогательные составляющие: Он начал говорить о приключениях в тропических зарослях Амазонки; Мы желаем вам посодействовать; Она смотрелась усталой.


    План синтаксического разбора словосочетания:

  • Выделить словосочетание из предложения.
  • Отыскать главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от головного слова к зависимому.
  • Найти класс словосочетания (глагольное, именное либо наречное).
  • Найти метод подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  • Найти смысловые дела меж основным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
  • См. Эталоны синтаксического разбора словосочетания.

    Упражнения к теме «Словосочетание»

    Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.

    Брать шапку, шёлковое платьице, очень весёлый, схожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень звучно, повстречаться с друзьями, что-то забавное, стучать молотком, застрелить волка, 5-ый экземпляр, выстроить мост, уехать третьего июня, махнуть рукою, идти лесом, работать всю ночь, выйти из обители, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на травке, гулять около леса, путешествовать в направление 2-ух лет, выйти освежиться, внимательно всматриваться, двери гостиницы, лошадка сероватого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для охранника, ночь перед боем, книжка в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание обучаться, красноватый от волнения, дружественно рачительный, принципиальный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

    Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к основным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.

    Изловить, ёж; слушаться, мама; страшиться, зверек; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; ворачиваться, лес; вытащить, кармашек; выстрелить, цель; отступить, стол;
    прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; смотреть, неприятель; пропархать, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружественно; прирастить, в три раза; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубочайший, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; 3-ий, бригада; приближающийся, летнее время; строящийся, фабрика; повсевременно, весёлый; гордый, победа; схожий, мама; разомлевший, зной; по-праздничному, наряженный; что-то, странноватый; четыре, ведро.

    Источники:

  • Раздел «Словосочетание» в электрическом пособии по русскому языку на веб-сайте lik-bez.com
  • Упражнения 1, 2 из пособия А.М. Земского и др. «Русский язык в 2-ух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас