Осенью 1835 года Н.В. Гоголь принимается за работу над поэмой «Мертвые души», сюжет которой был ему подсказан А.С. Пушкиным. Н.В. Гоголь издавна грезил написать роман о Рф, и был очень признателен ему за эту идею. «Мне охото в этом романе показать, хотя с 1-го боку, всю Русь», — признавался писатель А.С. Пушкину. В поэме создатель отразил уклад жизни и характеры различных слоев общества — помещиков, чиновников, фермеров. Объясняя план «Мертвых душ», Н.В. Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с жалких людей, напротив, в их собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Большим планом изображены в поэме помещики. При этом последовательность знакомства их с читателем выбрана Н.В. Гоголем не случаем. Начиная от Манилова, и заканчивая Плюшкиным, создатель увеличивает горькую обличительную сатиру, указывает помещиков по принципу все более сильного их оскудения и морального падения. Мечтателя, живущего в мире собственных грез, Манилова сменяет «дубинноголовая» Коробка, безалаберного враля и шулера Ноздрева — неловкий хозяйственный Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скупой скряга, «прореха на человечестве» — так именует Плюшкина Чичиков.
Посреди контраста увлекательных нравов выделяется умопомрачительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены различные свойства помещиков. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской родне. Отец Чичикова оставил ему в наследие полтину меди да завет старательно обучаться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — оберегать и накапливать копейку. В завещании отец ничего не произнес о чести, долге и достоинстве. Чичиков стремительно сообразил, что высочайшие понятия только мешают достижению священной цели. Потому Павлуша пробивает для себя дорогу в жизни своими усилиями. В училище старался быть прототипом повиновения, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал хвалебные отзывы учителей. Закончив учёбу, он поступает в казенную палату, где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. Оказываясь в хоть какой новейшей обстановке, в новейшей среде, он сходу становится «своим человеком». Он понял «великую тайну нравиться», с каждым из персонажей он говорит на его языке, дискуссирует близкие собеседнику темы. В этом герое еще живая душа, однако всякий раз, заглушая муки совести, делая все для собственной выгоды и строя счастье на неудачах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Смысл жизни герой видит только в приобретении, накопительстве. Однако для Чичикова деньги — средство, а не цель: он желает благополучия, достойной жизни себе и собственных малышей. От других персонажей поэмы Чичикова отличает сила нрава и целеустремленность. Поставив для себя определенную задачку, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее заслуги упорство, напористость и невероятную изобретательность.
Он не походит на массу, он активен, инициативен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробки. Он не скупится, как Плюшкин, да и не склонен к беззаботному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о очевидном его приемуществе.
Соответствующей чертой Чичикова является неописуемая многогранность его натуры. Н.В. Гоголь подчеркивает, что подобных людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень стремительно завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и приличным. Он может поддержать хоть какой разговор и при всем этом говорит «ни звучно, ни тихо, а абсолютно так, как следует». К каждому лицу, в каком Чичиков заинтересован, он умеет отыскать собственный особенный подход. Выставляя напоказ свою благожелательность к людям, он заинтересован только в том, чтоб прибыльно применять их размещение. Чичиков совсем не сложно «перевоплощается», меняет манеры поведения, однако при всем этом никогда не запамятывает о собственных целях.
В беседе с Маниловым он смотрится практически совершенно, как сам Манилов: он так же вежлив и чувствителен. Чичиков отлично знает, как произвести сильное воспоминание на Манилова, а поэтому не скупится на различные духовные излияния. Но, разговаривая с Коробкой, Чичиков не проявляет ни особенной галантности, ни духовной мягкости. Он стремительно разгадывает суть ее нрава и поэтому ведет себя запанибратски и бесцеремонно. Коробку деликатностью не проймешь, и Чичиков после длительных попыток вразумить ее «вышел абсолютно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта». При встрече с Ноздревым Чичиков гибко адаптируется к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только «дружеские» дела, говорит с Чичиковым на «ты», и тот ведет себя так, как будто они старенькые близкие товарищи. Когда Ноздрёв хвастает, Чичиков помалкивает, как будто не сомневаясь в правдивости услышанного. При встрече с Собакевичем прямолинейность и непосредственность Чичикова абсолютно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. Тогда и Чичиков вступает с ним в азартный торг, в каком каждый стремится перещеголять другого. «Его не собьешь, неподатлив!» — задумывается про себя Собакевич. К Плюшкину у Чичикова иной подход: он играет роль благородного благожелателя, желающего посодействовать одинокому и беззащитному старику.
Первоисточники: