форум
22.08.2019
Просмотров: 201
Нью бест

Каковы ЛТХ F-22?

alex2

F-22 «Рэптор» (англ. F-22 Raptor) — многоцелевой истребитель 5-ого поколения, разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics.

F-22 обустроен 2-мя турбореактивными двигателями (ТРДДФ) Pratt&Whitney F119-PW-100 тягой около 16 тыс. кг с форсажными камерами и отклоняемыми в вертикальной плоскости соплами, обеспечивающими изменение вектора тяги. Данные двигатели позволяют F-22 совершать полёт на сверхзвуковой скорости в отсутствие использования форсажных камер, что является принципиальным тактическим преимуществом.

F-22 на сегодня является единственным самолетом 5-ого поколения и самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении, в мире.

К 2009 году было произведено в общей трудности 141 самолётов F-22. К 2011 году ожидалось создание в общей трудности 188 самолётов, после этого создание планировалось закончить, но, по инициативе Роберта Гейтса, Конгресс США исключил из военного бюджета на 2010 год средства на закупки этого истребителя.

ЛТХ F-22

Наибольшая скорость: 2.5 M
Крейсерская скорость: 1.8 М
Тяговооруженность (T/W): 1,26
Эксплуатационная перегрузка: 9 g
Нагрузка на крыло: 375 кг/м²

F22A Raptor
F-22 открыл новейшую эру в развитии истребительной авиации. Хотя жесткие экономные ограничения повсевременно тормозили программку, а дебют первого из 9 самолетов опытнейшей серии состоялся через семь лет после полетов 2-ух опытнейших образцов YF-22, командование USAF с оптимизмом глядит в будущее. «Рэптор» принес наибольшее повышение крейсерской скорости полета с начала реактивной эпохи: он может длительно лететь и маневрировать на скоростях, на которых другие современные истребители с трудом летают по прямой полосы в направление недлинного времени. F-22A возведен с внедрением всех частей технологии «стелc», обеспечивающих понижение заметности в широком спектре радиочастот и инфракрасного излучения. Его электрическое оснащение и система отображения материала в кабине летчика превосходят все аналогичное оснащение, прошедшее тесты где-либо.

Базисный вид F-22 был разработан за три месяца лихорадочной работы после того, как в 1987 г. компания «Локхид» решила, что ее предшествующая концепция истребителя, выигравшая подготовительный конкурс USAF, будет на техническом уровне тяжело реализуема и недостаточно конкурентоспособна. Основная трудность состояла в том, чтоб отыскать компромисс меж противоречивыми требованиями низкой заметности, сверхзвуковой крейсерской скорости и сверхманевренности. В итоге долголетних поисков 1-ый в мире истребитель 5-ого поколения заполучил последующий вид. Взлетная масса — около 27 т. Крыло — близкое к треугольному с умеренной (42°) стреловидностью по фронтальной кромке. Оно соединяет низкую относительную толщину для сверхзвукового полета с достаточной площадью для ублажения требованиям маневренности и обладает нужным объемом. Огромные предкрылки и изменение кривизны профилей по размаху делают крыло более действенным на низкой скорости и огромных углах атаки, чем треугольные крылья, построенные ранее. Самолет имеет интегральную сборку: 1/3 размаха приходится на фюзеляж, вмещающий отсеки вооружения и огромную часть горючего. Хвостовое оперение F-22 спроектировано так, чтоб самолет имел возможность достигать предельных углов атаки, целиком сохраняя маневренность. Для расширения спектра вероятных режимов полета применяется изменение вектора тяги, что отдельно полезно на низких скоростях. Однако F-22 управляем на любом режиме и в отсутствие отличия сопел двигателей.

F-22 сотворен с применением технологии «стелc», основанной на доминировании плоских наклонных поверхностей с наточенными кромками, и в этом смысле он является развитием F-117. Предстоящий прогресс в этой области позволил ввести в конструкцию «Рэптора» и некие криволинейные поверхности, также с особенной тщательностью выполнить зазоры меж управляющими поверхностями, Хотя применение композиционных материалов (КМ) содействует понижению заметности самолета, конструкция F-22 содержит их меньше, чем планировалось вначале. Все же, цель — понижение массы на 25% по сопоставлению с целиком алюминиевой конструкцией — достигнута. Титан составляет 41% массы планера.

Сердцевиной конструкции является центральная часть фюзеляжа, построенная Lockheed Martin Tactical Aircraft Systems. Она включает отсеки для размещения вооружения и основных опор шасси, также воздушные каналы двигателей. Остальной объем этой секции отдан под интегральный топливный бак. К центральной части крепятся консоли крыла, двигательные отсеки и хвостовые балки, построенные Boeing. Носовая часть фюзеляжа содержит кабину и электрическое оснащение, сделанное Lockheed Martin.

Размерность установленных на «Рэпторе» двигателей Pratt&Whitney F119-PW-100 продиктована требованием сверхзвуковой крейсерской скорости. Хотя F119 идентичен по габаритам с F100 и рассчитан на примерно таковой же (около 125 кг/с) расход воздуха, степень его двухконтурности составляет около 0,2:1, в то время, как у F100 этот параметр — 0,7:1. Следовательно, через жаркий контур F119 проходит по последней мере на 50% больше воздуха, чем у F100. Хотя официальные источники указывают, что новый двигатель находится в «классе тяги 155 кН», действительная тяга на полном форсаже может быть даже более 170 кН. Это подразумевает существование промежного режима в 113 кН для сверхзвукового крейсерского полета. Плоские сопла F-22 могут отклонять реактивную струю на полном форсаже вверх и вниз со скоростью до 20° за секунду. Створки сопел могут занимать согласованное с другими кромками самолета положение с целью уменьшения радиолокационной заметности и сформировывают выхлоп следовательно, чтоб понизить его температуру.

Основное вооружение «Рэптора» состоит из 6 многообещающих ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120С (AMRAAM) — по три в каждом из 2-ух центральных отсеков на пневмо-гидравлических катапультных установках. В 2-ух боковых отсеках содержится по одной ракете близкого боя А1М-9Х. Выход ракет из отсеков происходит автоматом, как F-22 приближается к точке запуска, позволяя головкам самонаведения захватить цель. 20-мм пушка М61А2 компании General Dynamics — облегченная версия известного «Bулкана» с удлиненными армированными КМ стволами и измененной казенной частью — размещена у корня крыла справа. Дульный срез выведен в маленький закрывающийся шарнирной крышкой желоб в фюзеляже.

Еще в 1994 г. USAF поставили перед Lockheed задачку обеспечить F-22 возможность нанесения ударов по наземным целям, зачем отсеки вооружения были переоборудованы для размещения 450-кг боеприпасов GBU-32 Joint DirectAttack Munition (универсальное управляемое средство поражения) JDAM разработки McDonnel Douglas. F-22 может нести два JDAM, две AMRAAM и две А1М-9Х. Когда скрытность не требуется, F-22 может нести до 2270 кг боевой нагрузки снаружи на каждом из 4 подкрыльевых пилонов. Для перегоночных полетов на каждом из их есть возможность располагать по 2280-литровому топливному баку и по паре AMRAAM, понижая тем потребность в количестве самолетов-заправщиков и транспортных самолетов.

Однако, пожалуй, самым значимым технологическим достижением, примененным на F-22, является непростая система датчиков, компов и мониторов, которые, как подразумевается, позволят пилоту лучше совладать со собственной работой. Пол Метц как-то произнес: «Если обратиться к истории, то несложно увидеть, что сильно мало летчиков-истребителей действовали отлично. В войне 1939-45 гг. только один летчик из 5 сбивал хотя бы один самолет противника… С тех пор не достаточно что поменялось. Наша задачка в том, чтоб прирастить число летчиков, поражающих цель, с 1-го из 5 до 1-го из двух».

Скорость и скрытность F-22 сделают будущие воздушные бои очень скоротечными, что выдвигает новые требования к обеспечению ситуационной убежденности летчика. С этой целью самолет обустроен новым суперкомпьютером с центральным микропроцессором разработки GM-Hughes. Его математическое обеспечение общим объемом около 1,7 млн. строк обрабатывает данные, поступающие от РЛС APG-77 производства Northrop Grumman, системы P35ALR-94 компании Lockheed Sanders, также по каналам передачи данных от других самолетов, к примеру, AWACS. Система сводит в единое целое всю поступающую информацию, сочитая ее со сведениями из базы данных, тем давая возможность летчику ориентироваться в тактической обстановке. Значение этого тяжело переоценить, т.к. 90% сбитых и оставшихся в живых летчиков позже говорили, что не увидели, что поразило их. Компьютер повсевременно просчитывает дальность до хоть какой РЛС ПВО в районе полета и, в том случае летчик F-22 производит маневрирование следовательно, что возможность обнаружения растет, масштабное кольцо вокруг отметки данной РЛС на индикаторе в кабине расширяется. Свою РЛС «Рэптора» подразумевается применять исключительно в случае абсолютной необходимости: когда необходимо штурмовать либо идентифицировать самолет, приблизившийся к F-22 довольно для того, чтоб составить для него опасность. Компьютер выслеживает положение и скорость целей, определяет их принадлежность и выдает советы, как и когда применять орудие.

Фазированная РЛС «Рэптора» уникальна. Ее антенна состоит из практически 2000 модулей размером в палец, любой из которых представляет собой крохотный радарный приемо-передатчик. Электрический луч может перескакивать с цели на цель еще резвее, чем движется радарный диск обыкновенной РЛС. Радар F-22 будет более надежным, так как он содержит единственный высоковольтный кабель, и в нем отсутствует механизм поворота антенного зеркала, который у обыденного радара повреждается более нередко.

Очередной особенностью F-22 является отсутствие двухместной модификации; F-22B был отклонен в прошедшем году с целью экономии средств. ВВС веруют, что оснащение F-22 сделает его неопасным в полете, а каналы передачи данных вместе с электрической памятью позволят инструктору, сидя на земле за монитором, держать под контролем курсанта так же отлично, как если б он находился на заднем сиденьи. Имеется только одно «но»: не будет бесплатных катаний для генералов, конгрессменов и представителей СМИ.

Большая тяга двигателей обеспечивает «Рэптору» примечательные разгонные свойства. Данные, размещенные в 1991 г., демонстрируют, что даже на наивысшем режиме F-22 превосходит по скорости F-15C на полном форсаже, когда оба самолета имеют на борту восемь ракет «воздух-воздух». Форсажные камеры нового истребителя будут задействованы в главном для маневрирования. «Мы ожидаем, что это будет одна из вещей, которая изумит ВВС,» — говорит Метц. Он верует, что «форсажная камера будет в главном невостребованной». Во время типовой миссии F-22 сумеет поддерживать скорость от М=1,1-1,2 до М=1,5 и поболее в направление всего полета над неприятельской территорией. По длительности подобного полета он в 3-6-раз превосходит хоть какой истребитель 4-ого поколения.

Сверхзвуковая крейсерская скорость является источником многих преимуществ. Более быстрый самолет обладает инициативой в бою, он сумеет маневрировать вокруг более неспешного противника, чтоб нанести удар из задней полусферы либо вступить в бой с большей энергией. Скорость «Рэптора» дополняется его скрытностью: поскольку цель состоит не в том, чтоб стать полностью «невидимым» для ПВО, а чтоб уменьшить дальность обнаружения до таковой, когда противник уже не сумеет выполнить перехват быстролетящей цели. Уменьшенная действенная поверхность рассеивания F-22, отдельно в фронтальной полусфере, гарантирует его летчику возможность первым узреть противника и первым нанести удар.

USAF не исключают способности и близкого воздушного боя, хотя Пол Метц предпочитает не пускаться в дебаты относительно боевой ценности низкоскоростных маневров на сверхбольших углах атаки, продемонстрированных Су-37. Некие летчики веруют, что возможность вести огнь ракетами «воздух-воздух» близкого действия практически в любом направлении методом конфигурации ориентации фюзеляжа независимо от линии движения полета, будет решающей в будущих воздушных боях. Другие не соглашаются, аргументируя это тем, что маневры, связанные со срывом потока, приводят к таковой большой потере скорости, что они являются убийственными в групповом воздушном бою. К чему бы не привел спор о значимости сверхманевренности на низкой скорости, на этих режимах F-22 сумеет отлично за себя постоять. Углы атаки в 60° были продемонстрированы в процессе испытаний YF-22. На углах атаки 15° и выше самолет показал угловую скорость вращения по последней мере вдвое выше, чем F-15, и выгода это расширяется до того времени, пока F-15 не упирается в свое ограничение в 30°, до которых он еще управляется по наклону. Угловая скорость конфигурации тангажа F-22 вдвое превосходит этот показатель у F-16.

Невзирая на выдающиеся возможности, F-22 не сложен в техническом обслуживании. Может быть, дело в том, что в разработке каждого его агрегата приняла роль специально сделанная команда, объединившая конструкторов, профессионалов по производству и обслуживанию. Целью было уменьшение на 2/3 времени обслуживания самолета на час полета по сопоставлению с F-15. Бортовая система контроля «Рэптора» заменила наземное тестирующее оснащение, а огромное число агрегатов самолета сконструировано так, что альтернативу их есть возможность создавать в полевых критериях. В итоге для обеспечения 30-дневного автономного базирования эскадрильи из 24 F-22 требуется только восемь рейсов С-141В против 18 для того же количества F-15.

Еще одним новым подходом, реализованным в программке F-22, стало проведение насыщенных предполетных испытаний, которые позволили найти многие трудности до, а не после первого полета. В том случае в программке и случались задержки, то основной предпосылкой их были недостаточные финансовложения. Так, экономные ограничения два раза заставляли перенести дату первого полета «Рэптора». Пентагону пришлось понизить и планируемый парк F-22 с 648 до 438 машин, что привело к удорожанию серийного самолета. Сейчас ожидаемая средняя стоимость F-22 составляет 71 млн. USD в стоимостях 1996 г. Она предполагает целиком оборудованный самолет, однако в отсутствие запчастей и вооружения. Общая цена этой программки (разработка, постройка 438 самолетов, запчасти, наземное оснащение) составляет 73,5 миллиардов. USD. Продажа «Рэптора» на экспорт, естественно, понизила бы его цена. Потому представители Пентагона и Комитета начальников штабов рассматривают подобную возможность, даже невзирая на секретность технологии «стеле». При всем этом учитывается, что некие из «стелс»-особенностей F-22 являются модульными и могут не устанавливаться на самолетах, поставляемых на экспорт. Возможными покупателями представляются нынешние юзеры F-15 — Израиль, Саудовская Аравия и Япония.

Пока заблаговременно проводить четкое сопоставление меж F-22A и другими истребителями на мировом рынке. Но главные характеристики самолета — тяговооруженность, нагрузка на крыло, емкость топливной системы и летные данные — склоняют в пользу F-22A по сопоставлению с Eurofighter, Rafale и Су-37, даже в том случае не принимать во внимание его «невидимость» и передовое оснащение. Его стоимость не гораздо отличается от 50-60 млн. USD, официально объявленных для новых европейских истребителей.

Сейчас F-15 еще владеют высочайшим боевым потенциалом. Но USAF обосновывают необходимость подмены их на более неуязвимое и дальнодействующее средство, так как Наша родина и Китай строят новые ЗРК и многообещающие истребители, подобные Су-37. В. пользу программки F-22 говорят два основных происшествия. Во-1-х, США и их союзники выбирают превосходить противника уже на ранешних стадиях конфликта. Во-2-х, общественность США и политические фавориты ждут резвого фуррора и малых утрат, потому F-22, способный расправиться с хоть каким имеющимся либо многообещающим истребителем, будет создавать это господство.

Цена самолёта

На сегодня, самолёт F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении в мире. Себестоимость производства 1-го самолета оценивается 137,5 млн долларов (на 2008 год), а полная стоимость с учетом всех косвенных издержек и при ожидаемом объеме производства — 350 млн.

Время от времени о F-22 говорят что он «на вес золота», что практически соответствовало денежным рынкам на февраль 2006 года — цена 19,7 тонн незапятнанного золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов.

Необходимо подчеркнуть, что высочайшая стоимость является обычной для современных боевых самолётов: к примеру, каждый Eurofighter Typhoon на 2007 год стоил 122,5 миллиона долларов США, Dassault Rafale — 121,4 миллиона долларов США в 2006.

При всем этом, F-22 не является самым дорогим самолетом в мире — самым дорогим является малозаметный бомбардировщик B-2, любой из которых обошелся ВВС США в отсутствие учёта НИОКР в 1,157 миллиардов., а с учётом НИОКР — в 2,1 миллиардов долларов.

Эксплуатационные расходы

Эксплуатация F-22 так же обходится очень недешево, что почти во всем связано с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, недостатки на котором может вызвать даже обычный дождь. Газета The Washington Post со ссылкой на американских военных докладывает, что себестоимость лётного часа F-22 составляет 44 000 долларов. Все же, трудоёмкость обслуживания у F-22 не является чрезвычайно высочайшей — 30 человеко-часов на 1 час полёта. Для сопоставления, у истребителя третьего поколения F-4 «Фантом» II этот показатель составлял 35 чел.-ч, а у F-104 «Старфайтер», считавшегося сложным в обслуживании — 50 чел.-ч.

Сокращение расходов на закупку F-22

В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 миллиардов долларов, выделенных на создание многоцелевых истребителей 5-ого поколения F-22 Raptor.

На эти средства есть возможность было бы выстроить 7 истребителей вприбавок к 187-и самолетам этой модели, уже запущенным в создание, докладывает BBC.

Источники: Википедия, airbase.ru

Полезные ссылки:

  • youtube.com — видео F22 Raptor
  • f22-raptor.com — официальный веб-сайт
  • airwar.ru — F22 Raptor
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас