Слова «аккредитация», «аккредитовать» происходят от латинского acredere, значащего оказывать доверие.
Сначало понятие «аккредитация» использовалось в международном праве и означало функцию предназначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при зарубежном государстве либо интернациональной организации, также функцию представления (признания возможностей) журналистов при интернациональных организациях.
В предстоящем этот термин стал употребляться обширнее — как процедура признания возможностей журналистов применительно не только лишь к интернациональным организациям, да и к хоть каким муниципальным органам, организациям, учреждениям, органам публичного объединения.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» понятие «аккредитация» не определено, все же институту аккредитации посвящена особая статья 48, в согласовании с которой редакция имеет право подать заявку в муниципальный орган, компанию, учреждение, орган публичного объединения на аккредитацию при их собственных журналистов. Но, что этому праву не корреспондирует обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в согласовании с поданной заявкой. Заявленные журналисты аккредитуются при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами. Следовательно, правовое регулирование аккредитации осуществляется на базе Закона о СМИ и правил аккредитации, утверждаемых аккредитующими субъектами.
Институт аккредитации призван регламентировать отношения СМИ с организациями, являющимися источниками материала, создавая более подходящие условия для воплощения проф деятельности журналистов. А именно, аккредитованным журналистам предоставляется право находиться на всех заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, кроме случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания либо мероприятия. При всем этом следует выделить, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность за ранее извещать его о проведении подобных мероприятий, также создавать подходящие условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.
Некие организации не считают необходимым вводить у себя аккредитацию журналистов, мотивируя это тем, что они работают в режиме полной открытости. Но по-настоящему открытых организаций, которые заинтересованы предоставлять информацию всем и в полном объеме, пока в Рф не так много. На самом деле декларируемая открытость нередко оборачивается совершенно обратным.
Часто руководители пресс-служб возражают против введения института аккредитации, боясь (по различным мотивам) завышенного энтузиазма, критики деятельности собственных организаций со стороны СМИ. Не хотя создавать для себя дополнительные трудности, они устанавливают разные барьеры к доступу материала, употребляют организационные методы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по собственному усмотрению отбор «фаворитов» для предоставления материала. Все это не упрощает, а усложняет деятельность журналистов, им сложнее получать информацию, заранее узнавать о проводимых мероприятиях, встречаться с людьми, которые владеют социально
важной информацией.
Следовательно, на данном шаге развития русского общества институт аккредитации призван упорядочить контакты журналистов с представителями власти, ввести отношения меж ними в более цивилизованное русло.
Законодательством Рф о средствах массовой материала не считая аккредитации журналистов при муниципальных органах, организациях, учреждениях и при публичных объединениях предусматривается особенный порядок аккредитации журналистов зарубежных СМИ. Согласие на их аккредитацию дает МИД РФ (ст. 55 Закона о СМИ, Постановление Правительства РФ от 13.09.94 № 1055 «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов зарубежных сми на местности Русской Федерации»).
Источники:
Дополнительно на New-Best.com: