форум
08.05.2019
Просмотров: 134
Другое

Каковы особенности романтизма в Рф?

alex2

Романтизм (фр. romantisme, от средневекового фр. romant, роман) — направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme всходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а потом и рыцарский роман), британскому romantic, превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». Сначала XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, обратного классицизму.

Колоритная и содержательная черта романтизма была дана Тургеневым в рецензии на перевод «Фауста» Гёте, размещенной в «Отечественных записках» за 1845 год. Тургенев исходит из сопоставления романтичной эры с юношеским возрастом человека, подобно тому как античность соотносят с детством, а Возрождение есть возможность сопоставить с отрочеством людского рода. И это соотношение, естественно, многозначительно. «Каждый человек, — пишет Тургенев, — в юности собственной пережил эру «гениальности», экзальтированной самонадеянности, дружественных сходок и кружков… Он становится центром мира вокруг нас; он (сам не сознавая собственного благодушного эгоизма) не предается ничему; он все принуждает для себя предаваться; он живет сердечком, однако одиноким, своим, не чужим сердечком, даже в любви, о которой он настолько не мало грезит; он романтик, — романтизм есть не что другое, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об публичных вопросах, о науке; однако общество, так же как и наука, существует для него — не он для них».

Тургенев считает, что романтичная эра началась в Германии в период «Бури и натиска» и что «Фауст» явился ее более значимым художественным выражением. «Фауст, — пишет он, — с начала до конца катастрофы хлопочет об одном для себя. Последним словом всего земного для Гёте (так же как и для Канта и Фихте) было человеческое я… Для Фауста не существует общество, не существует человечий род; он весь погружается в себя; он от 1-го себя ожидает спасения. С этой точки зрения катастрофа Гёте является нам самым решительным, самым резким выражением романтизма, хотя это имя вошло в моду еще позже»

Входя в антитезу «классицизм — романтизм», направление подразумевало противопоставление классицистического требования правил романтичной свободе от правил. Такое осознание романтизма сохраняется и до настоящего времени, однако, как пишет литературовед Ю .Манн, романтизм «не просто отрицание «правил», однако следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма — личность, а его главный конфликт — личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали действия Величавой французской революции. Возникновение романтизма связано с антипросветительским движением, предпосылки которого лежат в разочаровании в цивилизации, в соц, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Наилучшие разумы Европы доказывали и предсказывали это общество грядущего, однако реальность оказалась неподвластной «разуму», будущее — непредсказуемым, иррациональным, а современное публичное устройство стало грозить природе человека и его личной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие более остро. Противостоял романтизм эре Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», легкодоступным для всех читателей, представлял собой нечто обратное классике с ее великодушной, «возвышенной» темой, соответствующей, к примеру, для традиционной катастрофы.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает галлактические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р. Шатобриана, А. де Мюссе, Дж. Байрона, А. де Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др.) характерны настроения безнадежности, отчаяния, которые получают общечеловеческий нрав. Совершенство утрачено навечно, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», характерная всей романтичной литературе, более ярко воплотилась в так именуемом «чёрном жанре» (в предромантическом «готическом романе» — А. Рэдклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока», либо «трагедии рока», — З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), также в произведениях Дж. Байрона, К. Брентано, Э.Т.А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.

Тогда же романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», — сначала идеях свободы. Разочарование романтизма — это разочарование в реальности, однако прогресс и цивилизация — только одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в способности цивилизации предоставляют иной путь, путь к эталону, к нескончаемому, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, целиком поменять жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, разъяснение которой необходимо находить на той стороне видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире властвуют непостижимые и таинственные силы, которым нужно подчиниться и не пробовать поменять судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А. Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, добивалось отмщения, борьбы. (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранешний А.С. Пушкин). Общим же было то, что они все видели в человеке единую суть, задачка которой совсем не сводится только к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая обыденности, романтики стремились разгадать тайну людского бытия, обращаясь к природе, доверяя собственному религиозному и поэтическому чувству.

Романтики обращались к разным историческим эрам, их завлекало их своеобразие, тянули экзотичные и загадочные страны и происшествия. Энтузиазм к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в разработке жанра исторического романа (Ф. Купер, А. де Виньи, В. Гюго), основателем которого считается В. Скотт, и вообщем романа, который заполучил ведущее положение в рассматриваемую эру. Романтики тщательно и точно воспроизводят исторические детали, фон, спектр той либо другой эры, однако романтические нравы даются вне истории, они, чаше всего, выше событий и не зависят от их. Тогда же романтики принимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в потаенны психологии, а соответственно и современности. Энтузиазм к истории отразился также в трудах историков французской романтичной школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.О. Менье).

Конкретно в эру Романтизма происходит открытие цивилизации Средневековья, а восхищение античностью, характерное прошлой эре, также не слабеет и в конце XVIII — нач. XIX вв. Обилие государственных, исторических, личных особенностей имело и философский смысл: достояние одного мирового целого состоит из совокупы этих отдельных черт, а исследование истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить не прерывающуюся жизнь средством последующих одно за другим новых поколений.

Эра Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных параметров которой было увлечение публичными и политическими неуввязками. Пытаясь понять роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. Тогда же действие их произведений нередко разворачивается в необыкновенной для европейца обстановке — к примеру, на Востоке и в Америке, либо, для российских — на Кавказе либо в Крыму. Так, романтические поэты — по преимуществу лирики и поэты природы, и поэтому в их творчестве (вобщем, так же, как и у многих прозаиков) существенное место занимает пейзаж — сначала, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные отношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтичного героя, однако может и противостоять ему, оказываться агрессивной силой, с которой он обязан биться.

Необычные и калоритные картины природы, жизнь, быт и характеры дальних государств и народов — также побуждали романтиков. Они находили черты, составляющие первооснову государственного духа. Государственная самобытность проявляется сначала в устном народном творчестве. Отсюда энтузиазм к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на базе народного творчества.

Парадоксы романтизма

Феноминальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивида с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; завышенную рефлективность творчества — с открытием мира безотчетного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; личный мятеж — с растворением в народном, родовом, государственном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория драматичности, которая строит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с бесспорным абсолютом как целью. К главным особенностям романтичного стиля нужно отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нетрадиционному (при этом особому не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль либо предромантизм, однако переворачивалась сама иерархия общего и единичного); энтузиазм к мифу и даже осознание мифа как эталона романтичного творчества; символическое толкование мира; рвение к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение вида понятию, рвения — обладанию, динамики — статике; опыты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошедшего и архаических культур, часто выливающуюся в соц протест; эстетизацию быта, морали, политики.

Pомантизм в театре

Истоком романтизма в театре принято считать эстетическое движение «Бури и натиска» (нем. Sturm und Drang), колоритными представителями которого были Ф. Шиллер («Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь») и И.В. Гете (в собственных ранешних драматических опытах). В полемике с классицистским театром «штюрмеры» разрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой катастрофы, основным героем которой становится мощная личность, восстающая против законов общества. Но эти катастрофы еще почти во всем подчинены законам классицизма: в их соблюдены три канонических единства; язык пафосно торжественен. Конфигурации быстрее касаются проблематики пьес: на замену серьезной рациональности нравственных конфликтов классицизма приходит культ неограниченной свободы личности, мятежный субъективизм, отвергающий все вероятные законы: морали, нравственности, социума. Полностью эстетические принципы романтизма были заложены в период т.н. веймарского классицизма, тесновато связанного с именованием И.В. Гете, управляющего на рубеже XVIII-XIX вв. придворным Веймарским театром. Не только лишь драматургическая («Ифигения в Тавриде», «Клавиго», «Эгмонт» и др.), да и режиссерская и теоретическая деятельность Гете заложила базы эстетики театрального романтизма: воображение и чувство. Конкретно в Веймарском театре тех пор было в первый раз сформулировано требование к актерам вживаться в роль, а в театральную практику в первый раз введены застольные репетиции.

Но отдельно остро проходило становление романтизма во Франции. Предпосылки этого двойственны. С одной стороны, конкретно во Франции отдельно сильны были традиции театрального классицизма. И чем посильнее традиции, тем жестче и непримиримее протекает борьба с ними. С иной стороны, коренным преобразованиям во всех областях жизни отдала толчок французская буржуазная революция 1789 г. и контрреволюционный переворот 1794 г. Идеи равенства и свободы, протеста против насилия и социальной несправедливости оказались очень однозвучными проблематике романтизма. Это отдало мощнейший толчок развитию французской романтичной драматургии. Ее славу составили В. Гюго («Кромвель», 1827; «Марион Делорм», 1829; «Эрнани», 1830 и др.); А. де Виньи («Жена маршала д’Анкр», 1831; «Чаттертон», 18935; переводы пьес Шекспира); А. Дюма-отец («Антони», 1831; «Ричард Дарлингтон», 1831; «Нельская башня», 1832 и др.; А. де Мюссе («Лорензаччо», 1834). Правда, в собственной поздней драматургии Мюссе отошел от эстетики романтизма, переосмыслив его эталоны в ироничном и немного пародийном ключе и насыщая свои произведения роскошной драматичностью.

Драматургия британского романтизма представлена в творчестве величавых поэтов Дж. Байрона («Манфред», 1817; «Марино Фальеро», 1820 и др.) и П.Б. Шелли («Ченчи», 1820; «Эллада», 1822); германского романтизма — в пьесах И.Л. Тика («Жизнь и погибель Геновевы», 1799; «Император Октавиан», 1804) и Г. Клейста («Пентесилея», 1808; «Принц Фридрих Гомбургский», 1810 и др.).

Романтизм в живописи

В XIX веке живопись обширнее и поглубже других видов изобразительного искусства решает сложные и актуальные мировоззренческие трудности, играет активную роль в публичной жизни, будучи нередко связанной с соц и национально-освободительными движениями; принципиальное значение в живописи XIX века заполучила острая критика социальной реальности. Тогда же в протяжении всего XIX века в живописи официально культивировались дальние от жизни академические каноны, отвлеченная идеализация образов, появились натуралистические закономерности, игнорировавшие самостоятельную экспрессию выразительных средств живописи. В борьбе с этими тенденциями, с рационалистичностью и отвлеченностью официальной салонно-академической живописи складывается живопись романтизма с ее чувственным накалом, активным энтузиазмом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человечьих страстей, энергией красочного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; почти во всем О.А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К.П. Брюллов, А.А. Иванов в Рф).

Романтизм в музыке

В музыке направление романтизма сложилось в 20-х гг., а развитие заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались при помощи музыкальных средств выразить глубину и достояние внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, персональной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии — Франц Шуберт; в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранешний Джузеппе Верди; во Франции — Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше — Фредерик Шопен; в Венгрии — Ференц Лист.

В Рф в русле романтизма работали А.А. Алябьев, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский.

Романтизм в Рф

Расцвет романтизма в Рф пришелся на первую третья часть XIX в., значимый и броский период российской цивилизации. Он связан с именами В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского, Е.А. Баратынского, Н.В. Гоголя. Романтические идеи явственно появляются к концу XVIII в. Произведения, относящиеся к этому периоду, несут внутри себя различные художественные элементы. В том случае в творчестве Жуковского сильны традиции сентиментализма, то поэзия К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, молодого Пушкина отдают дань анакреонтической «легкой поэзии». В творчестве поэтов-декабристов — К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского и др. — ясно проступают традиции просветительского рационализма.

Историю российского романтизма принято разделять на два периода. 1-ый завершается восстанием декабристов. Романтизм этого периода достигнул собственной вершины в творчестве А.С.Пушкина, когда он пребывал в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, — одна из главных тем «романтического» Пушкина. («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», цикл «южных поэм»). С темой свободы переплетаются мотивы заточения, изгнания. В стихотворении Арестант сотворен чисто романтичный образ, где даже орел — обычный знак свободы и силы — мыслится как товарищ лирического героя по несчастью. Завершает период романтизма в творчестве Пушкина стихотворение «К морю» (1824).

После 1825 г. российский романтизм меняется. Поражение декабристов стало переломным моментом в жизни общества. Романтические настроения усиливаются, однако акценты смещаются. Противопоставление лирического героя и общества становится роковым, катастрофическим. Это уже не сознательное уединение, бегство от суеты, а трагическая невозможность отыскать гармонию в обществе.

Творчество М.Ю. Лермонтова стало верхушкой этого периода. Лирический герой его ранешней поэзии — мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, финал которой предопределен. Но эта борьба неминуема, так как она и является жизнью (Я жить желаю! желаю печали…). Лирическому герою Лермонтова нет равных посреди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой…). Тема одиночества — одна из главных в творчестве Лермонтова, почти во всем дань романтизму. Однако она имеет и философскую базу, связанную с концепциями германских философов Фихте и Шеллинга. Человек — не только лишь личность, ищущая жизнь в борьбе, однако при всем этом сама полна противоречий, соединяющая внутри себя добро и зло, и почти во всем из-за этого одинокая и непонятая.

Поражение декабристов увеличивает пессимистические романтические настроения. Это выражается в позднем творчестве писателей-декабристов, в философской лирике Е.А.Баратынского и поэтов-«любомудров» — Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырёва, А.С. Хомякова). Развивается романтичная проза: А.А. Бестужев-Марлинский, ранешние произведения Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), в некий степени А.И. Герцен.

Оканчивающей романтическую традицию в российской литературе есть возможность считать философскую лирику Ф.И. Тютчева. В ней он продолжает две полосы — российского философского романтизма и классицистической поэзии.

Источники и Полезные ссылки:

  • krugosvet.ru — материал из энциклопедии «Кругосвет» о романтизме;
  • megabook.ru — материал из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия;
  • albooking.net — Волков И.Ф. Творческие способы и художественные системы. М.: Искусство, 1978 (глава III. Романтизм);
  • festival.1september.ru — художественная система романтизма (в формате .doc).
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какова биография И.-В. Гёте?
  • Какова биография Дж. Байрона?
  • Какова биография Г. Гейне?
  • Какова биография А.С. Пушкина?
  • Какова биография В.А. Жуковского?
  • Какова биография М.Ю. Лермонтова?
  • Какова биография Федора Ивановича Тютчева?


  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас