Календарь православных церковных праздничков, посты:
Православные Величавые и Двунадесятые празднички в 2011 году:
Церковные посты
Многодневные посты:
Однодневные посты:
Дни особенного поминовения усопших
Сплошные седмицы
О трапезе в празднички
По церковному Уставу, в празднички Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в празднички Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается еда с растительным маслом. В празднички Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Масленица празднуется с 28 февраля по 6 марта 2011 г.
Пост для христианина — это совокупа добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в еде. Пост телесный нужен для совершения поста духовного, тот и иной пост в собственном объединении образуют пост настоящий, содействующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом воспрещается скоромная еда — мясные и продукты из молока; рыба разрешается только в некие постные дни. В дни серьезного поста не позволяется не только лишь рыба, однако всякая горячая еда и еда, приготовленная на растительном масле, только прохладная еда в отсутствие масла и неподогретое питьё (время от времени именуется сухоядением). В Российской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, не считая того, пост в среду и пятницу (кроме особенных недель) в направление всего года.
Среда и пятница установлены в символ того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Св. Афанасий Величавый говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды меж Петровым и Успенским постами и меж постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни серьезного поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Величавого Поста и от Пасхи до Троицы) Утомившись разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают празднички Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. В том случае празднички Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день серьезного поста), происшедшее в субботу либо воскресенье, разрешается еда с растительным маслом.
Однодневные посты, не считая среды и пятницы (дни серьезного поста, в отсутствие рыбы, однако разрешается еда с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день намедни праздничка Крещения Господня. В сей день верующие приготовляют себя для принятия Агиасмы — крещенской святой воды для очищения и освящения ею на дальнейшем праздничке.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. В сей день установлен пост в память воздержного жития величавого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Сей день припоминает о грустном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спасатель рода людского. И поэтому день сей необходимо проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
Сплошные седмицы (по-церковнославянски седмицей именуется неделя) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом либо как отдых после него. Сплошные седмицы последующие:
Дни от Рождества Христова до Величавого Поста (до масленицы) именуются рождественским, либо зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы — Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, прямо до сплошной седмицы (когда во все дни недели есть возможность есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» (»неделя» по-церковнославянски значит «воскресенье»). В последующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в пн, среду и пятницу, однако еще разрешено растительное масло. Пн — еда с маслом, среда, пятница — прохладная в отсутствие масла. Установление это имеет цель постепенного изготовления к Величавому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в воскресенье перед масленицей (Неделя мясопустная, 27 февраля 2011 г.)
В сырную седмицу (масленицу, с 28 февраля по 6 марта 2011 г.) разрешаются всю неделю яичка, рыба, продукты из молока, однако мяса уже не едят. Заговляются на Величавый пост (последний раз едят скоромную, кроме мяса, еду) в последний день масленицы (Прощеное воскресенье, 6 марта 2011 г.). Сей день еще именуют «Неделей сыропустной».
Многодневные посты:
1. Величавый Пост, либо Святая Четыредесятница (начало 7 марта 2011 г.).
Он начинается за семь недель до праздничка Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасателя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, погибели и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Величавого Поста совместно со Страстной седмицей — 48 дней.
Принято с особенной строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Величавого Поста. В пн первой седмицы поста (незапятнанный пн) установлена высшая степень поста — полное воздержание от еды (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от еды и во вторник). В другие седмицы поста: в пн, среду и пятницу — прохладная еда в отсутствие масла, вторник, четверг — горячая еда в отсутствие масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, в том случае это нужно для здоровья, чуть-чуть незапятнанного виноградного вина (однако ни при каких обстоятельствах водки). В том случае случится память величавому святому (со всенощным бдением либо полиелейной службой намедни), тогда во вторник и четверг — еда с растительным маслом, пн, среда, пятница — горячая еда в отсутствие масла. Совладать о праздничках есть возможность в Типиконе либо Следованной Псалтири. Рыба разрешается дважды за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (в том случае праздничек не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой еды до выноса плащаницы (в древности в Страстную пятницу вообщем не воспринимали еды).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) — сплошная — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со последующей недели после сплошной прямо до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя меж Троицей и Петровым постом — сплошная.
2. Петров, либо Апостольский nocт (начало 20 июня 2011 г.).
Начинается пост через неделю после праздничка Святой Троицы и завершается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на их Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Продолжительность этого поста в различные годы разная и находится в зависимости от дня празднования Пасхи. Самый маленький пост продолжается 8 дней, самый длиннющий — 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, не считая пн., среды и пятницы. Пн — горячая еда в отсутствие масла, среда и пятница — серьезный пост (прохладная еда в отсутствие масла). В другие дни — рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. В том случае случится память величавому святому в пн, среду либо пятницу — горячая еда с маслом. На праздничек Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба. В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница — дни серьезного поста. Однако в том случае на эти дни выпадут празднички величавого святого с всенощным бдением либо полиелейной службой намедни, то разрешается еда с растительным маслом. В том случае же в среду и пятницу случаются храмовые празднички, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, готовясь отступить в нескончаемую жизнь, повсевременно постилась и молилась. Обычным верующим, духовно беспомощным и слабеньким, рекомендуется как есть возможность почаще прибегать к посту, обращаясь за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост продолжается всего две недели, однако по строгости сообразен Величавому. Рыба разрешается исключительно в день Преображения Господня (19 августа), а в том случае конец поста (Успение) придется на среду либо пятницу, то сей день также рыбный. Пн, среда, пятница — прохладная еда в отсутствие масла, вторник и четверг — горячая еда в отсутствие масла, суббота и воскресенье — еда с растительным маслом. Вино во все дни воспрещается. В том случае случится память величавого святого, тогда во вторник и четверг — горячая еда с маслом, пн, среда, пятница — горячая еда в отсутствие масла.
Утомившись о еде по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) таковой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздничков. Еда с растительным маслом в среду и пятницу разрешена только в этом случае, в том случае на эти дни выпали празднички памяти величавому святому со всенощным бдением либо с полиелейной службой намедни.
4. Рождественский, либо Филиппов пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтоб люди очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с незапятнанным сердечком повстречали явившегося в мир Спасателя. Время от времени пост этот именуют Филипповым, в символ того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Утомившись о еде в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). В том случае празднички Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на пн, среду либо пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается исключительно в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Величавого Поста: рыба возбраняется во все дни, еда с маслом разрешается исключительно в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай просит не вкушать еды до возникновения первой вечерней звезды, после этого принято вкушать коливо либо сочиво — вареные в меду зерна пшеницы либо вареной рис с изюмом, в неких местностях сочивом именуют вареные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит заглавие этого дня — сочельник.
Источники:
Дополнительно на New-Best.com: