Макетом для сотворения нового советского автомобиля ВАЗ-2101 был итальянский ФИАТ-124, завоевавший в 1965 году титул «Автомобиль года».
Но, новый ВАЗ-2101 принципно отличается от собственного итальянского «брата». Прежде всего абсолютно другим двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в последствии позволило не один раз наращивать литраж мотора. При сохранении рабочего объема 1198 см куб. поперечник цилиндра стал больше на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, другими словами двигатель стал более короткоходным, а означает — более приемистым. В общей трудности в конструкцию итальянской малолитражки «ФИАТ-124» было внесено выше 800 конфигураций. В сцеплении прирастили внешний поперечник накладок — со 182 до 200 мм. В коробке доработали конструкцию синхронизаторов. Из-за в основном отвратительного дорожного покрытия клиренс прирастили со 164 до 175 мм, правда, исключительно в фронтальной части, потому что сзади это не позволял картер неразрезного моста. Передняя подвеска была целиком переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост — новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции.
Еще на ранешних стадиях испытаний выяснилось, что российскее бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat — уже при 2-3 тыщах км пробега колодки стирались до металла, потому тормоза поменяли барабанными. Кузов также основательно доработан и усилен. Заместо 2-ух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало еще более надежное «вывешивание» автомобиля, к тому же, прежние одинарные проушины находились под серединой порога, и на российских колдобинах от их бы скоро ничего не осталось. В фронтальном бампере появилось отверстие для «кривого стартера» — в наших критериях вещь просто нужная. Не считая того, фронтальный и задний бамперы обрели «клыки», а рядом с ними появились буксирные проушины, которых на Fiat не было. Фронтальные сидения, в отличие от кресел итальянских Fiat, стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей поменяли «неопасными». Не считая того, появилось внешнее зеркало заднего вида. Автомобиль стал тяжелее. Его оснащенная масса возросла с 855 до 945 кг. С иной стороны, конструкция стала гораздо прочнее и надежнее.
Говоря о доработке Fiat 124 для русских критерий производства и эксплуатации, стоит учитывать, что она проводилась в основном силами итальянцев. Естественно, «вазовские» спецы учавствовали в работах, и опыт, скопленный в процессе испытаний, позднее применялся ими при разработке следующих моделей. Вобщем, итальянцы продолжали пичкать «вазовцев» техпредложениями по изменению конструкции прямо до постановки на создание ВАЗ-2103.
19 апреля 1970 г. — это дата в истории Волжского авто завода по праву названа триумфальной: на главном конвейере собран 1-ый автомобиль. Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые свойства автомобиля были превосходны. Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть.
Источники и Полезные ссылки:
Еще из истории автомобилей: