форум
22.08.2019
Просмотров: 184
Другое

Кому посвящен монумент Медный наездник?

alex2

Медный наездник — монумент Петру I, выполненный архитектором Этьеном Фальконе с помощью собственной ученицы Мари-Анн Колло, на площади Декабристов (бывшей Сенатской) в Санкт-Петербурге. Монумент получил своё заглавие благодаря известной одноимённой поэме А. С. Пушкина.

История сотворения монумента такая:

В 1765 году по советы Дидро российский засол в Париже от имени Екатерины II предложил французскому архитектору Этьену-Морису Фальконе взяться за сооружение монумента Петру Величавому. Архитектор прожил в Петербурге 12 лет, самоотверженно работая над памятником. Он кропотливо исследовал жизнь и деятельность Петра. Этьену-Марису Фальконе посодействовала ученица — Мари-Анн Колло. Конкретно она сделала увенчанную лавровым венком голову Петра, взяв за эталон прижизненную маску правителя.

Архитектор вначале отторг обычный образ монарха-победителя, восседающего на жеребце в виде римского цезаря с жезлом в руке. Конкретно такие памятники государей и полководцев декорировали тогда многие города Европы. Отказался Фальконе и от предложения поместить вокруг пьедестала аллегоричные фигуры добродетелей — Благоразумия, Правосудия, Трудолюбия, Попеды, попирающих ногами Ленность, Зависть, Невежество.

Из письма Э.М. Фальконе к Дидро:

«Памятник мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа Я ограничусь только скульптурой этого героя, которого я не трактую ни как величавого предводителя, ни как фаворита, хотя он, естественно, был и тем, и другим. Еще выше личность созидателя, благодетеля собственной страны, и вот ее-то и нужно показать людям.

Мой правитель не держит никакого жезла; он простирает свою благодетельную десницу над обожаемую им государством. Он подымается на верх горы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им проблем.

Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой горе — вот сюжет, данный мне Петром Величавым. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства собственного гения он преодолел их, он стремительно сделал то добро, которого никто не желал Вы понимаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря либо Сципиона по-русски».

Фальконе старался быть максимально четким в деталях. Для того, чтоб поза вздыбленного жеребца была как есть возможность выразительнее, перед окнами мастерской архитектора выстроили маленький помост, на который по многу раз в день вскакивали бывалые наездники на 2-ух наилучших скакунах из императорских конюшен.

Особенная роль была отведена пьедесталу памаятника, который Фальконе задумал в виде горы. Поиски камня длительно велись в округах Петербурга. В конце концов, в 12 верстах от города, местные фермеры нашли большой камень, расщепленный ударом молнии и прозванный «гром-камень». Вес его составлял около 1600 тонн. С неописуемым трудом камень был доставлен в столицу. Для его транспортировки был придуман уникальный метод. Везли камень на большой древесной платформе с медными полозьями. Под полозья подкладывали деревянные рельсы с желобами, в каких лежали медные шары. По ним с помощью воротов 400 человек катили платформу со скоростью 400 м в день. Сама императрица Екатерина приезжала глядеть, как его перевозят. Во время движения на горе посиживали 48 каменотесов, старавшихся придать ей подходящую форму. Подвезя к реке, монолит погрузили в огромную баржу и доставили прямо к набережной Сенатской площади. Вся операция по перевозке камня заняла практически полгода.

Монумент установили на одной из основных площадей столицы — на Сенатской.

Сложной задачей оказалось укрепление на пьедестале фигуры вздыбленного жеребца с наездником. Однако выход был найден. Жеребец топчет землю, которая с одной стороны служит аллегорией: по словам Фальконе — «возвышает идея», а с иной — соединяясь с хвостом жеребца, делает третью, практически неприметную, точку опоры.

Праздничное открытие монумента состоялось 7 асгуста 1782 года. проходило оно при большом стечении народа, в присутствии императрицы Екатерины II. Посреди собравшихся на площади оказался А.Н.Радищев, на которого это событие произвело настолько сильное воспоминание, что он обрисовал его в письме к воображаемому читателю:

«Вчера происходило тут [в Петербурге] с великолепием посвящение памятника Петру Первому в честь воздвигнутого, т.е. открытие его скульптуры, работы г. Фальконета

Вокруг места, где сооружался заветно через 15-ть лет образ изваянный Петра, воздвигнута была рисованная на полотне заслона, а хоромина, бывшая над ним, незаметно сломана, и место вокруг все очищено.

В день, назначенный для торжества, во 2-м уже часу полудня, толпы народа стекалися к тому месту, где спеть вожделели лице обновителя собственного и просветителя. Полки гвардии Преображенской и Семеновской, бывшие некогда сотоварищи угроз Петровых и его побед, также и другие полки гвардии, здесь бывшие под предводительством начальников собственных, окружили места позорища , артиллерия, кирасирский Новотроицкий полк и Киевский пехотный заняли места на близкорасположенных улицах. Все было готово, тыщи зрителей на изготовленных для того возвышениях и толпы народа, растерянного по всем близкорасположенным местам и кровлям ждали с нетерпением зрети образ того, которого праотцы их в живых терпеть не могли, а по погибели оплакивали

Скульптура представляет собой массивного наездника на жеребце борзом, стремящемся на гору крутую, коея вершины он уже достигнул, раздавив землю, в пути лежащую Крутизна горы сущность препятствия, которые Петр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, коварство и злость, искавшие кончины его за введение новых характеров; древняя одежка, животная кожа и весь обычный убор жеребца и наездника сущность обыкновенные и грубые характеры и непросвещение, которые Петр отыскал в народе, который он конвертировать вознамерился; глава, лаврами венчанная, фаворит бо был до этого ежели законодатель»

На пьедестале памятника ясно видна надпись на российском и латинском языках: «Петру Первому — Екатерина 2-ая Лета 1782», а на одной из складок плаща наездника едва лишь приметно выгравировано на латыни: «Лепил и оливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Источники:

— Википедия

— «История российской цивилизации 18-19 вв» (книжка)

Array

Добавить комментарий

орфографическая ошибка в тексте:
чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

Задать вопрос прямо сейчас