форум
22.08.2019
Просмотров: 195
Нью бест

Кто такие Аскольд и Дир?

alex2

Аскольд и Дир, 1-ые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под различными годами докладывает, что Аскольд и Дир, дружинники Рюрика , ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862); в 866 году пошли на Царьград, однако буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, принудила их возвратиться в Киев. В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем , обманом захватил и убил Аскольда и Дира, оправдывая собственный поступок тем, что они не принадлежат к княжескому роду; А. был похоронен на горе Угорьской, Д. — у церкви св. Иры. Эта запись является результатом переработки предания о том, что А. и Д. княжили в Киеве до прихода Олега и Игоря и были ими убиты. Исходный Свод, составленный в Печерском монастыре в 1095 году, проводя идею о единстве княжеского рода, дополнил это предание так, что А. и Д. оказывались не княжеского происхождения, а только рюриковыми дружинниками, и вложил в уста Игоря надлежащие этому слова. Весть о цареградском походе 866 года присоединено к именам А. и Д. тоже составителем Свода; оно взято из греческих источников, которые об А. и Д. не упоминают. Не один раз было высказываемо предположение, что А. и Д. и княжили (арабский писатель X века Масуди говорит об одном славянском короле Дире) и были убиты не вместе с этим (см. Аскольдова могила). — Ср. М.С. Грушевский , «История Украины Руси», т. I; А.А. Шахматов , «Разыскание о древних российских летописных сводах», стр. 319 — 323. Б. Р.

Аскольд (предположительно др.-исл. Haskuldr либо Hoskuldr, ?-882) — знаменитый варяг, киевский князь в 864-882 гг. (правил вместе с Диром).

Свидетельства о жизни Аскольда (в древнерусском написании — Оскольда) противоречивы. В текущее время более либо наименее принятой является версия, предложенная создателем Повести временных лет, согласно которой Аскольд и Дир были дружинниками новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Константинополь. Они основались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели собственного князя и платили дань хазарам (в 864 году по летописной хронологии, дата условна).

С именованием Аскольда связывают 1-ый поход Руси на Константинополь (Царьград), датированный в летописи 866 годом. В «Окружном послании» константинопольского патриарха Фотия восточным патриаршим престолам, посвященном созыву Собора в Константинополе (867 год), упомянуто, что в итоге этого похода вышло (сначала либо середине 860-х годов) крещение Аскольда, его бояр и дружинников епископом, посланным патриархом Фотием, назывемое первым крещением Руси (Аскольдовым либо Фотиевым). В 882 году Аскольд и Дир убиты князем Олегом, который обвинил их в нелегальном захвате власти, так как они не принадлежали к роду Рюрика.

В различных источниках Аскольд выступает как самостоятельный, отдельный от Дира, правитель. Во время похода 860 года на Константинополь и при «первом крещении» византийские источники упоминают только 1-го вождя росов. Подразумевается, что христианским именованием Аскольда было имя Николая (Николы). Есть смелые догадки Б. А. Рыбакова о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания», сведения из которого и дошли в составе Никоновской и Иоакимовской летописей. В их содержатся уникальные сведения о событиях 870-х годов: бегство части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в процессе борьбы за власть в Новгороде, смерть отпрыска Аскольда в борьбе с болгарами в 872 году, походы Аскольда на полочан в 872 году, кривичей (где Рюрик посадил собственных наместников) и печенегов в 875 году. Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повесть времмених лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

Имя Аскольда принятая в науке версия выводит от древнеисландского Haskuldr либо Hoskuldr, что разъясняется скандинавским происхождением князя. По иной версии — имя имеет местные, славянские корешки. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего племенного самоназвания поднепровских обитателей: сколотов.

Существует версия, что, Аскольд и Дир это не два различных князя, а один князь.

Дир — знаменитый варяг, овладевший совместно с Аскольдом Киевом и убитый совместно с ним новгородским князем Олегом.

Согласно летописным данным, являлся боярином новгородского князя Рюрика. Совместно с Аскольдом они типо спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Дальше в Летописи сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь сделала 1-ый поход на Константинополь, а в византийских источниках обозначено, что поход был в 860 году, потом приблизительно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег позднее прозванный Вещим Олегом, захватил Киев, и по легенде завлёк обманным методом Дира и Аскольда к собственной ладье и умертвил обоих из-за нелигитимности их правления (отсутствия княжеского плюсы), представив им Игоря, отпрыска Рюрика.

По иной догадке, Аскольд и Дир правили в различное время. Упоминание о Дире время от времени видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о некотором могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть правитель Дира, он имеет необъятные города и многие обитаемые страны, мусульманские негоцианты прибывают в его землю с различного рода товарами». Как следует, Дир имел возможность править или после Аскольда, или еще до его прихода.

Аскольд в ряде летописей упоминается как самостоятельный правитель, которому и приписывается поход руси на Константинополь 860 года и последовавшее за ним принятие христианства. Аскольд и Дир, типо убитые Олегом совместно, были похоронены в разных местах: «И уничтожили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая именуется сейчас Угорской, где сейчас Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Иры». Всё это свидетельстует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, может быть, вышло из-за неправильного чтения скандинаского написания имени Аскольда — Hoskuldr, также под воздействием местных легенд о Дире и его могиле.

Однако более возможной является версия, согласно которой подобного князя, как отдельного человека, не было вообщем, так как Дир — это кличка князя Аскольда, существоание которого фактически не визвыает ни каких колебаний и даже место его достоверно понятно (Аскольдова могила в Киеве).

Еще узнаваемый советский историк-словяновед академик Рыбаков Борис Александрович, вопреки официальной исторической науке писал, что «личность князя Дира нам не понятна. Ощущается, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, так как при описании их совместных действий, граматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это обязано было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Происхождение имени князя по сей день вызывает вопросы. Распространённая историческая версия выводила его из скандинавского «dyr» либо «djur» — «зверь», что разъяснялось скандинавским происхождением Дира. По другим версиям — кличка имеет славянские либо тюркские (хазарские либо булгарские) корешки. Ян Длугош утверждал, что Дир происходил из полянской княжеской династии, основанной Кием. По воззрению разных историков[источник?] — это тюркское либо славянское имя, сопоставимое с именами князей Буса и Кия.

В согласовании с аль-Масуди, Дира есть возможность отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен создателем IX века ал-Йа’куби вровень с правителями Византии и Хазарии. Если б это было вправду так, то Дир имел возможность бы пользоваться соперничеством хазар и руси, усилившимся в конце 830-х и в 840-е гг., для получения независимости от Хазарского каганата, а потом, к 860 году, передать власть варягу Аскольду из руси. В.Н. Татищев, делая упор на «Иоакимовскую летопись», считал, что приглашение Аскольда в Киев вышло из-за отсутствия у полян правителя, другими словами, как считают другие историки, после погибели Дира.

Вобщем, Татищев считал возникновение Дира ошибкой в прочтении текста летописи. Эти противоречия исчезают, когда выясняется, что по сути «dyr» либо «djur» — это не скандинавское слово, а готское, хотя значит конкретно «зверь». В VIII в. меж Днепром и Доном было правительство остготов. Под воздействием христианского учения, которое им проповедовал византийский епископ Ульфила, остготы утратили свою воинственность и за это попалатились смертью страны: его разгромили гунны. Часть готских племён пошла на запад, остальные — на север. В стародавние времена Швецию называли Готией. Князь Аскольд родился в скандинавской колонии на реке Ладога, по происхождению он был готом. Его имя — Аскольд (Ashold либо Asholt) в переводе с готского значит «честь ариев». Такое имя давали будущим воинам.

Источники:

  • rulex.ru — Аскольд и Дир;
  • ru.wikipedia.org — информация с Википедии;
  • hrono.info — биографический указатель: Аскольд и Дир;
  • images.google.com.ua — картинки: Аскольд и Дир.
  • Array

    Добавить комментарий

    орфографическая ошибка в тексте:
    чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "отправить сообщение об ошибке". вы также можете отправить свой комментарий.

    Задать вопрос прямо сейчас